ШИ ЭР ИНЬ ЮАНЬ

Найдено 1 определение
ШИ ЭР ИНЬ ЮАНЬ
Кит. эквивалент санскр. термина "двадашанга пратитьясамутпада", двенадцатичленной формулы взаимодействия "обусловленных" дхарм (фа [1], п. 2) применительно к описанию жизни сознательного существа. Члены формулы связаны между собой отношениями последовательности, но не логич. выведением последующего члена из предыдущего и группируются по отношению к "прошлой", "настоящей" и "следующей" жизни. К "прошлой" жизни относится: 1. Этап "омраченнести" - санскр. авидья, кит. у мин [2], охваченность страстями, обусловливающая продолжение безначального "волнения дхарм". 2. "Содеянное" (санскара, син [3])-образ жизни, действия и мысли, влияющий на характер сложения скандх (см. У юнь) в новую жизнь. Настоящая жизнь включает: 3. "Сознание" (виджняна, ши [4]), обозначение первого момента новой жизни, когда пробуждается сознание. 4. "Нечувственное и чувственное" (нама-рупа, мин сэ) - пер. эмбрионального состояния человека: наличие необъединенных элементов "нечувственного" и "чувственного" при отсутствии переживаний. 5. "Шесть баз" (шадаятана, лю жу) - начало развития т.н. "шести органов", еще не действующих. 6. "Соприкосновение" (спарша, цзе) - начало взаимодействия всех элементов "нечувственного" и "чувственного", безотчетного переживания объективного в эмбриональном состоянии существа и нек-рое время после появления его на свет. 7. "Чувство" (ведана, шоу) - пер. простейших эмоций, переживания чувства приятного, неприятного и безразличного в течение двух лет после рождения. 8. "Вожделение" (тришна, ай [1]) - пробуждение сексуального чувства через 16 - 17 лет после рождения. 9. "Стремление" (упадана, цюй) к неким целям, показатель взросления. 10. "Жизнь" ("наличность" - бхава, ю) - все более глубокое погружение в бытие, прерываемое промежуточным состоянием физич. смерти. После него определенная жизнью человека тенденция к форме группирования дхарм проявляет себя в следующей жизни. 11. "Рождение" (джати, шэн [2]) - первый момент зачатия и пробуждения сознания - соответствует 3-му пер. 12-членной формулы ("сознание") предыдущей жизни. 12. "Старость и смерть" (джара-марана, лао сы), охватывающие по сути всю человеч. жизнь (т.к. старение начинается с момента рождения). Перерыв в этой цепи означает прекращение "волнения" дхарм, затухание движущей силы бытия и погружение в нирвану (кит. Непань). В трактатах различных направлений буддизма формула Ш.э.и.ю. осмысляется с т.зр. соответствующих версий учения о дхармах. **Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. С. 167 - 78.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь