ШИ ЦЗИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ШИ ЦЗИН»
Канон стихов», «Книга песен») — самый ранний в Китае сборник поэтических произведений, вошедший в число канонических произведений конфуцианства (см. «Уцзин»), которые определяли идеологию и культурные ценности императорского Китая. По мнению Конфуция, «Ши цзин» ценен тем, что способен «вдохновлять, расширять кругозор, сближать с другими людьми, учит сдерживать свое недовольство», помогает уяснить, как следует «служить дома отцу, а вне дома государю», сообщает названия животных, птиц, трав и деревьев («Лунь юа», XVII, 9). Иероглиф «ши» (совр. «стихи»), входящий в название памятника, в древности обозначал единство поэтического текста, музыки и танца. Основной корпус «Ши цзина» сформирован предположительно в 10—6 вв. до н. э. Составление традиционно приписывается Конфуцию, который мог быть редактором «Ши цзина». По традиционной версии, памятник, уничтоженный вместе с другой конфуцианской литературой в период правления династии Цинь (221—207 до н. э.), передавался изустно, был восстановлен в правление ханьского У-ди (140—87 до н. э.). Из четырех вариантов восстановленного текста сохранился один, известный как «Мао ши» («Песни [в версии] Мао»).
Считается, что произведения, вошедшие в сборник, в эпоху Западного Чжоу (11—8 вв. до н. э.) доставлялись ко двору специальными чиновниками, сановниками разных рангов и служили источником сведений о нравах и настроениях народа, что помогало принятию политических решений, совершенствованию церемониальных установлений и ритуальной музыки. Памятник состоит из трех разделов: «[Го] фэн» («Нравы [царств]»), «Я» («Оды»), «Сун» («Пмны»), В разделе «Го фэн» собраны народные песни из 15 царств-уделов, отражающие быт и чувства простого люда, в т. ч. содержащие критику роскоши и безнравственности власть имущих. Раздел «Я» содержит произведения, сложенные при дворе чжоуского правителя-вана и в столичной области, — в основном торжественные песнопения, прославляющие предков и духов, увещевающие правителей, излагающие историю дома Чжоу, выражающие тревогу по поводу его упадка. Произведения, вошедшие в раздел «Сун», воспевают добродетели древних чжоуских государей и труд земледельцев — согласно конфуцианской идеологии, основу могущества государства, а также включают храмовые песнопения. Выразительные средства «Ши цзина» были канонизированы конфуцианской филологической традицией.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ШИ ЦЗИН
Канон стихов", "Книга песен". Самое раннее поэтич. собр. кит. древности. Состоит из 305 произв. В эпоху, предшествовавшую воцарению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.), носило назв. "Ши" ("Песни"), или "Ши сань бай" ("Триста песен"); иероглиф ши [6] ("песни") тогда обозначал некий синкретич. жанр - единство текста, аккомпанемента и танцевальных движений, впоследствии - "стихи". Когда ханьский У-ди (император дин. Зап. Хань, 140 - 87 до н.э.) из "ста [филос.] школ" в качестве офиц. идеологии выбрал конфуцианство и учредил звание боши ("д-р") по конф. "Пятиканонию" ("У цзин"), "Песни" вошли в состав канона и получили назв. "Ш.ц.". Памятник состоит из трех частей - "[Го] фэн" ("Нравы [царств]"), "Я" ("Оды") и "Сун" ("Гимны"). В разд. "Го фэн" собраны 160 местных нар. песен 15 царств эпохи Чжоу (11 - 3 вв. до н.э.). Разд. "Я" объединяет 105 "песен", сложенных при дворе вана - государя дин. Чжоу, в столице и ее окрестностях, и включает два подраздела: "Да я" ("Большие оды"), 31 "песня", и "Сяо я" ("Малые оды"), 80 "песен" (фактически 74 и шесть т.н. "Мелодий для шэна" - губного музыкального инструмента, т.е. песен без слов, имеющих только назв.). Разд. "Сун" содержит 40 "гимнов" и членится на три подраздела: "Чжоу сун" ("Гимны [дома] Чжоу"), "Лу сун" ("Гимны [князей] Лу") и "Шан сун" ("Гимны [дома] Шан"). Два последних подраздела представляют собой храмовые песнопения, распространенные в 8 - 3 вв. до н.э. в царствах Лу и Сун. Произв., вошедшие в "Ш.ц.", согласно "Хань шу" (1 в.) и др. древним источникам, собирались спец. чиновниками двора чжоуского вана - синжэнь ("путниками"), или цюжэнь ("глашатаями"), а также представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест "о нравах народа" ("Ли цзи", 6 - 2 вв. до н.э.) для принятия политич. решений ("Го юй", 5 - 3 вв. до н.э.), совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Корпус "Ш.ц." сформировался в основном предположительно в 10 - 6 вв. до н.э. Согласно версии, представленной в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.), "Ш.ц." составлен Конфуцием (6 - 5 вв. до н.э.). Каноноведами 19 в. эта версия подвергнута сомнению: по нек-рым данным, список "песен", относящихся к разд. "Го фэн", почти полностью совпадал с известным ныне уже в 544 до н.э., когда Конфуцию было 8 лет. Он, вероятно, мог быть редактором "Ш.ц.", перестроившим структуру памятника (последовательность "песен"), выправившим его музыкальную часть и использовавшим его в качестве учебного пособия для своих учеников. Ныне существуют версии авторства лишь на несколько вошедших в "Ш.ц." произв. Местность, описываемая в "песнях", - в осн. р-н Великой Кит. равнины, относящийся к бассейну р. Хуанхэ (совр. пров. Шэньси, Шаньси, Хэнань, Хэбэй, Шаньдун, южн. часть пров. Ганьсу и сев. часть пров. Хубэй). "Ш.ц." оказал глубокое влияние на кит. лит-ру последующих столетий как памятник художеств, творчества и историч. источник. В "песнях" разд. "Го фэн" отражены нравы и обычаи, мысли и чувства простого народа, превратности его жизни, социальные и этич. отношения, содержится критика роскоши и безнравственности господствующих классов. Большинство произв. из разд. "Да я" и "Сяо я" представляют собой торжественные песнопения, исполнявшиеся с музыкальным сопровождением. Наряду с прославлением предков и духов они содержат увещевания, обращенные к правителям; в нек-рых излагаются полулегендарные, полуреальные версии истории рода Чжоу до момента свержения У-ваном дин. Тан-Инь (кон. 12 или 11 в. до н.э.) и основания дин. Чжоу. Нек-рые "оды" разд. "Да я" и большая часть разд. "Сяо я" отражают политич. реальность 9 - 7 вв. до н.э. - упадок правящей дин. и разложение рабовладельческого строя, выражают тревогу по поводу ослабления дома Чжоу. 31 произв. подраздела "Чжоу сун" относится к пер. Зап. Чжоу (11-нач. 8 в. до н.э.), гл. обр. к начальному его этапу. Они воспевают "заслуги и добродетели" предков дин., отражают реалии экономим, жизни, прежде всего земледелия. "Лу сун" и "Шан сун" представлены лишь девятью "гимнами", что отражает политич. ситуацию - главенство дома Чжоу, хотя произв. этих подразделов выше в художеств, отношении. В большинстве "песен" "Ш.ц." стих состоит из четырех моносиллабич. слов с рифмой в конце стиха, но встречаются и др. варианты стихотворной формы. В "Ш.ц." использованы специфич. выразительные средства, канонизированные последующей филологич. традицией. Согласно традиц. историч. версии, списки "Ш.ц." были уничтожены в пер. правления дин. Цинь вместе с др. конф. лит-рой. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) были известны четыре списка "Ш.ц.": "Ци ши" ("Песни из Ци", или "Циская [версия "Канона] стихов") связывался с именем Юань Гу, уроженца царства Ци; "Лу ши" ("Песни из Лу", или "Луская [версия "Канона] стихов") - с именем Шэнь Пэя из царства Лу; "Хань ши" ("Песни [рода] Хань", или "[Канон] стихов [в версии] Ханя"), восстановление к-рого приписывается Хань Ину из царства Янь; "Мао ши" ("Песни [рода] Мао", или "Канон стихов" [в версии] Мао"), реставрация к-рого относится на счет Мао Чана из царства Чжао. Первые три списка имели хождение уже во 2 в. до н.э., а в 3 - 4 вв. н.э. были утеряны; "Мао ши" появился позднее и сохранился до наших дней, поэтому "Ш.ц." называют также "Мао цзин" ("Канон [стихов] Мао"). Самые известные коммент. к "Ш.ц." - "Мао ши цзянь" ("Коммент. к "[Канону] стихов [в версии] Мао"), принадлежащий Чжэн Сюаню (2 в.); "Мао ши чжэн и" ("Истинное толкование "[Канона] стихов [в версии] Мао") Кун Инда (кон. 6 - 7 в.); "Ши цзи чжуань" ("История собрания "[Канона] стихов") Чжу Си (12 в.); "Ши Мао чжуань шу" ("История [собрания "Канона] стихов [в версии] Мао и коммент. [к нему]") Чэнь Хуаня (кон. 18 - 19 в.); "Мао ши чжуань цзянь тун и" ("Разъяснения и коммент. к "[Канону] стихов [в версии] Мао") Ма Жуйчэня (кон. 18 - 19 в.); "Ши сань цзя и цзи шу" ("Сводный коммент. к трем спискам "[Канона] стихов") Ван Сяньцяня (19 - нач. 20 в.). *Шицзин. Пер. с кит. А.А. Штукина. М., 1957; Ш.ц.: гоюй чжуцзе ("Канон стихов" с коммент. на байхуа). Шанхай, 1934; Цзян Иньсян (пер. и коммент.). Ш.ц. и чжу ("Канон стихов" в пер. на совр. яз. и с коммент.). Пекин, 1983; Cheu king. Tr. par Couvreur S. Hien hien, 1896; The Book of Odes. Chinese Texts, Transcription and Translation by B. Karigren. Stock., 1950; Shih ching. The Confucian Odes. The Classic Anthology Defined by Confucius (tr. by E. Pound). N.Y., 1959; **Федоренко Н.Т. "Шиц-зин" и его место в кит. лкт-ре. М., 1958; Лит-ра древнего Китая. М., 1969. С. 97 - 126, 283 - 5; Лчхтман В.В. Трансформация чжоуской и шан-ской пространственных моделей в "Гимнах Лу" // 20-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1989; Гао Хэн. Ш.ц. инь лунь (О "Каноне стихов") // Вэнь ши чжэ (Лит-ра, история, философия). Вып 5. Пекин, 1956; Его же. Ш.ц. цзинь чжу (Новые коммент. к "Канону стихов"). Шанхай, 1980; Юй Гуаньин. Ш.ц. сюань и (Толкование избр. мест из "Канона стихов"). Пекин, 1958; Чэнь Цзычжань. Ш.ц. чжи цзе (Толкования "Канона стихов"). Т. 1 - 2. Шанхай, 1983; Чэнь Хунтянь, Люй Лань. Ш.ц. соинь (Указатель к "Канону стихов"). Пекин, 1984; Matsumoto Masaaki A Study of the Shih-Ching. Tokyo, 1958; Wang CM. The Bell and the Drum. Shih Ching as Formulatic Poetry in an Oral Tradition. Berk. (Calif.), 1974; Nikkila P. Early Confucianism and Inherited Thought in the Light of Some Key Terms of the Confucian Analects. Vol. 1: The Terms in Shu Ching and Shih Ching. Helsinki, 1982. Пань Фуэнь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.12 кб

Архимандрит Даниил о «Шу цзине»

Стеженская Лидия Владимировна
Публикация транскрипции «Предисловия» архимандрита Даниила (Д.П. Сивиллов, 1798-1871) к его рукописному переводу 1855 г.
Читать PDF
219.88 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СИ ЦЗИНЬПИНА

Нагуслаева Елизавета Альбертовна
Статья посвящена изучению религиозной политики Коммунистической партии Китая в период правления Си Цзиньпина с 2013 г. по настоящее время.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.
Читать PDF
355.55 кб

Образы Инь фу цзина в даосском учении Цюаньчжэнь

Белая Ирина Витальевна
Даосизм весьма многогранное религиозное и культурное явление. Одним из его ярчайших представителей в современном Китае является школа Совершенной истины (Цюаньчжэнь). Её появление в XII в.
Читать PDF
12.31 мб

Диалог как философская концепция в "Дао Дэ Цзин"

Корягина Татьяна Олеговна
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин».
Читать PDF
373.77 кб

«Голос из древности»? (о новом переводе «Ши цзина»)

Орлова Наталия Александровна, Кобзев Артем Игоревич
Читать PDF
855.14 кб

Роль Ба Цзиня в становлении китайского тургеневедения

Сай На
Из всех русских писателей И.С.Тургенев является одним из самых изучаемых писателей в Китае. Первые работы о нем и переводы появились еще в начале XX века. К началу XXI века изучение Тургенева приобрело в Китае особую актуальность.
Читать PDF
381.38 кб

Трансформация буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматриваются этапы проникновения и становления буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь. Представлен анализ переводческой деятельности данного периода, исследуется зарождение и становление сангхи в Китае.
Читать PDF
507.60 кб

Слабость, мягкость и уступчивость в трактате Дао дэ цзин

Зиганьшин Ринат Махмутович
Статья посвящена таким даосским категориям как слабость, мягкость и уступчивость, которые являются главным средством достижения успеха в делах государственного управления, а также в военном и боевом искусстве.
Читать PDF
1.47 мб

Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене

Жущиховская И. С.
24—27 октября 2012 г. в Цзиндэчжене (пров. Цзянси, КНР) состоялся очередной международный симпозиум по древней керамике (International Symposium on Ancient Ceramics — ISAC).
Читать PDF
494.44 кб

Проблема пустоты в китайском буддизме периодов Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматривается становление философской и сотериологической мысли в Китае, а также первые попытки понять проблему пустоты в китайском буддизме.
Читать PDF
494.50 кб

Прецедентные имена в романе Лю Чжэньюня «я не Пань Цзиньлянь»

Читать PDF
1.03 мб

БА ЦЗИНЬ И ТУРГЕНЕВ: ИДЕЙНЫЙ ОТКЛИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Ван Лие
Литературные связи Ба Цзиня и Тургенева неизменно привлекают внимание исследователей как в Китае, так и за рубежом.
Читать PDF
279.14 кб

Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство

Денисов Игорь Евгеньевич
Статья посвящена современным подходам КНР к международным проблемам и основным изменениям в китайской дипломатии после прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 г.
Читать PDF
262.64 кб

Си Цзиньпин и новое поколение руководителей Коммунистической партии Китая

Румянцев Евгений Николаевич
В статье прослеживаются основные этапы политической биографии нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина.

Похожие термины:

  • ЦЗИН

    кит.) – «экстракт», «сущность» (букв, «очищенный рис») – 1. Жизненная субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. 2. Общее название оборотней. По народным преданиям, цвет Ц. никогда не меняетс
  • Цзин1

    в китайской мифологии первооснова, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской теории в момент рождения человека образуется дух (шэнь) путем соединения внешней оболочки человека и е
  • Цзин2

    в китайской мифологии животные-оборотни. Согласно представлениям древних, лисицы, волки, шакалы, прожившие 500 лет, могут принимать человеческий вид, а тигры, олени и зайцы меняют свой цвет на белый
  • И-ЦЗИН

    Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.
  • У-ЦЗИН

    классическое конфуцианское пятикнижие. Включает в себя “И-цзин” (Книга перемен), “Ши-цзин” (Книга песен), “Шу-цзин” (Книга истории), Ли-цзы” (Книга обрядов), “Чун-цю” (Книга весны и осени).  
  • Цзинту

    в китайской буддистской мифологии земля, которую посетили и где проповедовали будды и бодхисаттвы.
  • ЦИ ЦЗИН

    Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие". 1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сынов
  • ЛЮ ЦЗИН

    Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие". Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши [цзин]" ("(Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благо
  • ШУ ЦЗИН

    Канон (историч. или документальных) писаний", "Книга истории", "Книга документов". Др. назв. - "Шан шу" ("Книга преданий"). Один из наиболее почитаемых древнекит. памятников, входящих в конф. свод классич.
  • Цзинвэй

    в древнекитайской мифологии чудесная птица, в которую, согласно мифу, превратилась прародительница всего живого на земле Нюйва. В «Каталоге гор и морей» она описывается как птица, похожая на ворон
  • ЦЗИН ЦЗИ

    Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упор
  • ЦЗЮ ЦЗИН

    Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие". 1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чин
  • ЦЗИН ФАН

    1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распростр
  • СЯО ЦЗИН

    Канон сыновней почтительности») — памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.