ШИ ЦЗИ

Найдено 1 определение
ШИ ЦЗИ
Историч. записки", "Записки историографа", "Записки историка". Соч. историографа Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.), первое в Китае историко-биографич. произв. Первоначальные назв. - "Тайши-гун шу" ("Книга придворного историографа (астролога)"), "Тайши-гун цзи", или "Тайши цзи" ("Записки придворного историографа"). В пер. правления Хуань-ди, императора дин. Вост. Хань, назв. книги было сокращено до "Ш.ц.". Памятник включает 130 пяней (глав) и состоит из 526500 иероглифов. При создании "Ш.ц." Сыма Цянь использовал материалы из древнекит. памятников - "Шу цзин", "Го юй", "Цзо чжуань", "Чжань го цэ" и др., филос. соч., напр, принадлежащие Лу Цзя и Цзя И, и имп. архивы, а также сведения, собранные им во время поездок по стране, фиксировал личные впечатления и устные предания. "Ш.ц." охватывает пер. от полуреальной, полумифич. древности - эпохи правления легендарного Хуан-ди ("Желтого императора", 3-е тыс. до н.э.) до ханьского У-ди (140 - 87 до н.э.) и представляет собой описание историч. событий и реалий в обл. политики, экономики и культуры. Особенно подробно освещены события 5 - 2 вв. до н.э. "Ш.ц." включает пять разд.: "Бэнь цзи" ("Осн. записи", 12 пяней), "Бяо" ("[Хронологич.] таблицы", 10 пяней), "Шу" ("[Восемь] трактатов", 8 пяней), "Ши цзя" ("Наследственные дома", 30 пяней), "Ле чжу-ань" ("Жизнеописания", 70 пяней). "Бэнь цзи" представляет собой сб. историч. хроник, описывающих деяния династий и государей. В главах, относящихся к доциньскому пер. (до сер. 3 в. до н.э.), объектом описания служат целые династии, а в тех, что охватывают последующий пер., - отд. правители. В разд. "Бэнь цзи" внесена и глава о Сян Юе, к-рый официально не был императором, но фактически оказался правителем империи после 206 до н.э. Разд. "Бяо", к-рый начинается с подраздела "Сань дай ши бяо" ("[Хронологич.] таблицы трех династий") и заканчивается подразделом "Хань син и лай цзян сян мин чэнь нянь бяо" ("[Хронологич.] таблицы знаменитых чиновников, министров и военачальников со времени расцвета дин. Хань"), с помощью таблиц фиксирует крупные события и деятельность историч. личностей, не отраженные в разд. "Ле чжуань" и дополняющие его. В разд. "Шу" предпринята попытка изложить историю гос. строя, законодательства и церемониальных установлений, различных областей знания и отразить совр. автору состояние экономики, водного хозяйства, астрономии, календаря, культуры и искусства. При составлении "Хань шу" в 1 в. Бань Гу переработал этот разд. в "Записи" ("Чжи"), оставив содержание практически без изменений. Впоследствии назв. "записи" стало характерным для обозначения тех частей историч. трактатов, к-рые излагали систему гос. законов и установлений. Разд. "Ши цзя" начинается с гл. "У Тайбо ши цзя" ("Наследственный дом У Тайбо") и заканчивается гл. "Сань ван ши цзя" ("Наследственные дома трех ва-нов"). В нем излагается история аристократич. родов древнекит. царств Лу, Вэй, Ци и Чу, в т.ч. рода Кун, к к-рому принадлежал Конфуций, а также рода Чэнь Шэ - руководителя крестьянского восстания, приведшего к падению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.). Разд. "Ле Чжуань" начинается с главы "Бо И ле чжуань" ("Жизнеописание Бо И") и завершается главой "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа"), в к-рой, в части., содержатся сведения о шести древнекит. филос. школах (иньян цзя, конфуцианстве, мо цзя, мин цзя, фа цзя и даодэ цзя). Описание жизни историч. личностей сопровождается изложением фактов истории соседних гос-в и народов, населявших империю, их происхождение, обычаи и традиции, отношения с империей. Нек-рые главы данного разд. посвящены одному лицу, другие - группам историч. героев. Если характеры героев, по мнению автора, одинаковы или сходны, он дает их параллельное описание. В позднейших историч. трудах материалы подобного жанра, рисующие историю сопредельных стран и населяющих Китай народов, стали именовать "описаниями иноплеменников четырех [концов страны]" ("сы и чжуань"), а историко-этнографич. описания Сыма Цяня использовались в качестве образца. Структура "Ш.ц." стала канонич. для династийных хроник. Памятник отличается также высокими художеств, достоинствами и оказал значительное влияние на развитие лит. традиции. В "Хань шу" упоминалось о 10 утерянных главах "Ш.ц." В дошедшем до нас тексте они присутствуют: четыре из них восполнил Чу Шаосюнь (2 в. ?), восстановители других не известны. В остальных главах "Ш.ц." описания событий, происшедших после пер. 100 - 97 до н.э., также восстановлены гл. обр. Чу Шаосюнем. Осн. коммент. к "Ш.ц." считаются следующие: "Ш.ц. цзи цзе" ("Собр. толкований к "Историч. запискам") Пэй Иня (5 в.); "Ш.ц. со инь" ("Поиски сокрытого в "Историч. записках") Сыма Чжэня (8 в.); "Ш.ц. чжэн и" ("Правильное толкование "Историч. записок") Чжан Шоуцзе (8 в.); "Ш.ц. чжи и" ("Заметки об "Историч. записках") Лян Юйшэна (18 в.); "Ш.ц. тань юань" ("Исслед. происхождения "Историч. записок") Цуй Ши (19 -нач. 20 в.); "Ш.ц. синь цзяо чжу" ("Новый испр. коммент. к "Историч. запискам") Чжан Линькая (19 в.). *Сыма Цянь. Историч. записки (Ш.ц.). Т. 1 (пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина под общ. ред. Р.В. Вяткина). М., 1972; Т. 2, 1975; Т. 3 (пер. с кит., предисл. и коммент. Р.В. Вяткина), 1984; Т. 4, 1986; Т. 5, 1987; Т. 6, 1993; Сыма Цянь. Ш.ц. Т. 1 - 14. Пекин, 1955; Chavannes E. Traduits el annotes par, Les memoires historiques de Se-ma Tslen. P., 1885 - 1905. T. 1-5; Ssu-ma Chien Records of the Grand Historian of China. Translated from the "Shin Chi" of Ssu-ma Chien by B. Watson. Vol. 1-2. N.Y. - L., 1961. **Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970; Такикава Камэтаро (Сигэн). Ш.ц. хуэй чжу као чжэн (Кри-тич. исследование коммент. к "Историч. запискам"). Т. 1 - 10. Токио, 1934, Пекин, 1955; Чжу Дунжунь. Ш.ц. яньцзю (Исслед. "Историч. записок"). Шанхай, 1948; Го Сунтао. Ш.ц. чжа цзи (Заметки об "Историч. записках"). Шанхай, 1957; Сыма Цянь юй Ш.ц. (Сыма Цянь и "Историч. записки") // Вэнь ши чжэ (Лит-pa, история, философия). Вып. 3. Пекин, 1958; Ш.ц. пин линь (Собр. коммент. к "Историч. запискам"). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1968; Чэнь Чжи. Ш.ц. синь чжэн (Новые толкования "Историч. записок"). Тяньцзинь, 1979; Чжан Дакэ. Ш.ц. яньцзю. Ланьчжоу, 1985; Gardner Ch.S. Chinese Traditional Historiography. Camb., 1938; Kierman F.A. Ssu-ma Chiens Historiographical Attitude as Reflected in Four Late Warring States Biographies. Wiesbaden, 1962; Crawford R. The Social and Political Philosophy of the Shin-chi // Journal of Arts and Science. August 1963. Vol. XXII. N 4. cm. также лит-ру к ст. Сыма Цянь. Пань Фуэнь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.12 кб

Архимандрит Даниил о «Шу цзине»

Стеженская Лидия Владимировна
Публикация транскрипции «Предисловия» архимандрита Даниила (Д.П. Сивиллов, 1798-1871) к его рукописному переводу 1855 г.
Читать PDF
219.88 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СИ ЦЗИНЬПИНА

Нагуслаева Елизавета Альбертовна
Статья посвящена изучению религиозной политики Коммунистической партии Китая в период правления Си Цзиньпина с 2013 г. по настоящее время.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.
Читать PDF
355.55 кб

Образы Инь фу цзина в даосском учении Цюаньчжэнь

Белая Ирина Витальевна
Даосизм весьма многогранное религиозное и культурное явление. Одним из его ярчайших представителей в современном Китае является школа Совершенной истины (Цюаньчжэнь). Её появление в XII в.
Читать PDF
12.31 мб

Диалог как философская концепция в "Дао Дэ Цзин"

Корягина Татьяна Олеговна
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин».
Читать PDF
373.77 кб

«Голос из древности»? (о новом переводе «Ши цзина»)

Орлова Наталия Александровна, Кобзев Артем Игоревич
Читать PDF
855.14 кб

Роль Ба Цзиня в становлении китайского тургеневедения

Сай На
Из всех русских писателей И.С.Тургенев является одним из самых изучаемых писателей в Китае. Первые работы о нем и переводы появились еще в начале XX века. К началу XXI века изучение Тургенева приобрело в Китае особую актуальность.
Читать PDF
381.38 кб

Трансформация буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматриваются этапы проникновения и становления буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь. Представлен анализ переводческой деятельности данного периода, исследуется зарождение и становление сангхи в Китае.
Читать PDF
507.60 кб

Слабость, мягкость и уступчивость в трактате Дао дэ цзин

Зиганьшин Ринат Махмутович
Статья посвящена таким даосским категориям как слабость, мягкость и уступчивость, которые являются главным средством достижения успеха в делах государственного управления, а также в военном и боевом искусстве.
Читать PDF
1.47 мб

Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене

Жущиховская И. С.
24—27 октября 2012 г. в Цзиндэчжене (пров. Цзянси, КНР) состоялся очередной международный симпозиум по древней керамике (International Symposium on Ancient Ceramics — ISAC).
Читать PDF
494.44 кб

Проблема пустоты в китайском буддизме периодов Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматривается становление философской и сотериологической мысли в Китае, а также первые попытки понять проблему пустоты в китайском буддизме.
Читать PDF
494.50 кб

Прецедентные имена в романе Лю Чжэньюня «я не Пань Цзиньлянь»

Читать PDF
1.03 мб

БА ЦЗИНЬ И ТУРГЕНЕВ: ИДЕЙНЫЙ ОТКЛИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Ван Лие
Литературные связи Ба Цзиня и Тургенева неизменно привлекают внимание исследователей как в Китае, так и за рубежом.
Читать PDF
279.14 кб

Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство

Денисов Игорь Евгеньевич
Статья посвящена современным подходам КНР к международным проблемам и основным изменениям в китайской дипломатии после прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 г.
Читать PDF
262.64 кб

Си Цзиньпин и новое поколение руководителей Коммунистической партии Китая

Румянцев Евгений Николаевич
В статье прослеживаются основные этапы политической биографии нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина.

Похожие термины:

  • ЦЗИН

    кит.) – «экстракт», «сущность» (букв, «очищенный рис») – 1. Жизненная субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. 2. Общее название оборотней. По народным преданиям, цвет Ц. никогда не меняетс
  • Цзин1

    в китайской мифологии первооснова, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской теории в момент рождения человека образуется дух (шэнь) путем соединения внешней оболочки человека и е
  • Цзин2

    в китайской мифологии животные-оборотни. Согласно представлениям древних, лисицы, волки, шакалы, прожившие 500 лет, могут принимать человеческий вид, а тигры, олени и зайцы меняют свой цвет на белый
  • ЦЗИСЯ

    филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюаньваном (правил в 342-324 или 320-301 до н. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэйваном (378-343 или 357-320 до н. э.), но скорее всего дедом Хуаньгуном (384-379
  • Цзилян

    В народной мифологии пятнистые лошади с красной гривой и глазами «как золото». По мифу, тот, кто ездит на такой лошади, проживет тысячу лет.
  • И-ЦЗИН

    Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.
  • У-ЦЗИН

    классическое конфуцианское пятикнижие. Включает в себя “И-цзин” (Книга перемен), “Ши-цзин” (Книга песен), “Шу-цзин” (Книга истории), Ли-цзы” (Книга обрядов), “Чун-цю” (Книга весны и осени).  
  • Цзинту

    в китайской буддистской мифологии земля, которую посетили и где проповедовали будды и бодхисаттвы.
  • ЦИ ЦЗИН

    Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие". 1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сынов
  • ЦЗИЦЗАН

    549-623) — кит. будд. монах, философ, основатель школы Саньлунь-цзун (см. также Сылунь-цзун). До пострижения носил фамилию Ань. В детстве был представлен будд. миссионеру Парамартхе (Чжэнь-ти), к-рый и дал
  • ЛЮ ЦЗИН

    Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие". Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши [цзин]" ("(Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благо
  • ШИ ЦЗИН

    Канон стихов», «Книга песен») — самый ранний в Китае сборник поэтических произведений, вошедший в число канонических произведений конфуцианства (см. «Уцзин»), которые определяли идеологию и культ
  • ШУ ЦЗИН

    Канон (историч. или документальных) писаний", "Книга истории", "Книга документов". Др. назв. - "Шан шу" ("Книга преданий"). Один из наиболее почитаемых древнекит. памятников, входящих в конф. свод классич.
  • Цзинвэй

    в древнекитайской мифологии чудесная птица, в которую, согласно мифу, превратилась прародительница всего живого на земле Нюйва. В «Каталоге гор и морей» она описывается как птица, похожая на ворон
  • ЦЗИН ЦЗИ

    Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упор