ШакраШАКТИ-ДХАРА

ШАКТИ

Найдено 7 определений термина ШАКТИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАКТИ

Санскр.) Активная женская энергия богов; в народном

Индуизме - из жены и богини; в Оккультизме - венец астрального

света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенная Энергия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Шакти

индуист.) – «сила» – творческая энергия божества. олицетворяемая в образе его супруги. В первую очередь это относится к Шиве и его супруге, одна из ипостасей которой называется Ш. н считается воплощением супружеской верности и сексуальной, оплодотворяющей страсти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

ШАКТИ

санскр. - сила, энергия) — женское творчески-энергетич. начало в индуизме, торизме, в т. ч. буддийском. Шактизм — почитание Ш., получил наибольшее развитие в шиваиз-ме, где Ш. персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Парвати, Дурге, Кали). Все наименования Ш. связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Наиболее ревностные последователи культа Ш. составляют секту шактиев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ШАКТИ


        божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Ш. — его имманентная активная ипостась. Ш. может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Ш. — Ардханари. Гл. объект почитания богини в культе — ее женский символ — йони, иногда в соединении с лингамом.
М. Альбедиль

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ШАКТИ

санскр., букв.- мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью к-рой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в ее жен. форме (в шиваизме); почитается шиваитами под разными именами и в разных формах, в шактизме почитается как богиня, практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а материя как чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно только с помощью Ш., к-рая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым сознанием и материей, как причина становления, то, посредством чего божество воздействует на мир. Поэтому Шива отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к объектам мира [в этом последнем аспекте Шива характеризуется рядом признаков - сознанием, интеллектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством (ананда) и т. п.]. В «Бхагавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе неизменность брахмана и изменчивость становления и создающего изменчивую природу с помощью особой силы - майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классификация принципов, связанных с Ш. (тридцать шесть таттв).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ШАКТИ

(сила, возможность) — универсальная божественная энергия, активное женское начало бытия. В Ригведе Ш. — безличная сила, присущая какомулибо божеству. В индуистской мифологии Ш., или Деви, — божественная супруга, чаще всего упоминается в связи с Шивой. В качестве супруги Шивы Ш. выступает в двух обличьях: либо как благожелательная богиня (Парвати, Ума и др.) либо как жестокая и грозная (Дурга). Второй аспект Ш., в котором она становится верховной Богиней, оказался плодотворным для формирования шактизма и тантризма в целом. Мифологически Ш. в этом аспекте — энергичная воительница, рожденная из совокупной ярости богов, защитница мира от посягательств демонов. Символическое толкование характеристик Ш. смягчает их внешне отталкивающий характер (см. Кали). Ш. в тантризме — вечная энергия высшего Бога, направленная на творение, сохранение или растворение мира. Это и та сила милосердия, которой Бог награждает верных ему. Когда отсутствует мироздание, Ш. пребывает в нераздельном единстве с Шивой, иконографически это состояние изображается как тесное соединение божественной пары в любовном экстазе. Тогда в Ш. мир пребывает как возможность. Реализуя творческий замысел Бога, Ш. разворачивает из себя мир, вплоть до наиболее плотных его форм. Однако благодаря Ш. мир не теряет сущностной связи с первоисточником. Ш. может представать как пракрити (материальная сила), как майя (сила множества и ограниченности) или как кундалини (сила творения и растворения). Весь мир предстает пронизанным всевозможными шакти, разной степени тонкости, и тантрист стремится овладеть этими энергиями с целью окончательного освобождения от мира. В кришнаизме различается несколько видов Ш., все они подчинены воле Бога. Высшей Ш. является Радха (см. Гаудия). Более активную роль Радха-Ш. играет в некоторых школах кришнаизма, испытавших на себе влияние тантризма (см. Сахаджия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ШАКТИ

санскр. sakti, от глагольного корня sak— мочь, быть способным) — «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти — супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары, где основой мира выступает высший Брахман, с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии — майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое созерцание — «пракаша», тогда как Шакги представляет активный, динамичный аспект сознания — «вимарша», т. e. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) — Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива — та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре — Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась — богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали илиДурги; такие варианты тантризма известны как «шакгизм» (шакта-сиддханта).

Лит.: PadouxA. LEnergie de la Parole. P., 1980; Silbum L. La Kundalini u lenergie des profondeurs. P., 1983; Idem. Hymnes aux Kali. La Roue des energies divines. P., 1995; Mackenzie Brown C. The Triumph of the Goddess. Albany, 1990; Cobum Т. В. Encountering the Goddess. Albany, 1991.

H. В. Исаева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ШАКТИ — 0

Найдено научныех статей по теме ШАКТИ — 0

Найдено книг по теме ШАКТИ — 0

Найдено презентаций по теме ШАКТИ — 0

Найдено рефератов по теме ШАКТИ — 0