СЕТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сет
Египетский бог, известный тем, что убил и расчленил своего брата Осириса.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

СЕТ
в др.-егип. религии - бог, сын Геба и Нут, олицетворение пустыни, брат и убийца Осириса, гл. враг душ умерших во время их загробных скитаний.

Источник: Атеистический словарь

СЕТ
др.-егип. бог, почитавшийся первоначально в г. Омбосе, а затем, по-видимому, во всем Верхнем Египте. Впоследствии считался богом пустыни и чужеземных стран, братом и убийцей Осириса, побежденным в единоборстве с сыном последнего Гором. Его сопоставляли с богом гиксосов, завоевавших Египет ок. 1700 до н. э. Греки отождествляли С. с Тифоном. Он представлялся в образе мифич. животного, якобы обитающего в пустыне.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЕТ
воплощал злое начало как божество пустыни, бог чужеземцев, бог «чужих стран», олицетворение злого начала, боролся за власть со своим братом Осирисом. Входит в гелиопольскую эннеаду, один из четырёх детей Геба и Нут: Осирис, Исида, Сет, Нефтида — она же жена Сета. Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф и др., главным был осёл. К именам священных животных, связанных с Сетом, прибавлялись такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Сет изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Его почитание распространилось с юга Египта, из города Омбоса, и с севера, из города Дельта, близ Гераклеоиоля. Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что известно из «Текстов пирамид».
В ранних мифах Сету приписывалось спасение Ра от змея Апопа. Позднее эта его сущность изменилась на противоположную. Особое место в мифах занимает борьба Сета и Гора. Гор — сын Исиды уничтожает Сета — предводителя чудовищ, врагов Ра. Борясь за престол Осириса, Гор — сын Исиды лишает Сета мужского начала, Сет вырывает у Гора глаз. В ходе борьбы Исида помогает сыну. С Се гом отождествлялись Бебан, у ливийцев Аш, на Синайском полуострове Немти, у хурритов Тешуб, у греков Тифон.

Источник: Словарь египетской мифологии.

СЕТЬ
синоним слов Интернет, Паутина, World Wide Web и иных терминов, которые еще появятся в данной области. С. связывает пользователей персональных компьютеров в единое виртуальное пространство, вмещая в себя материки информации. В С. делают бизнес и занимаются сексом, любят и ненавидят, воюют и знакомятся, живут и умирают. Здесь нет реальной плоти и крови, но сила воздействия сетевого импульса, зачастую, намного превосходит возможности любого человека. Последнее дало повод многим культурологам говорить о наступлении Интернет-утопии, о великом виртуальном сообществе, где царит настоящая свобода, свободно высказываются и обсуждаются любые идеи, а надличностные, государственные структуры, осуществляющие надзор и репрессии, бессильны.
Возможности С. в выстраивании индивидуальных альтернативных ниш действительно, очень велики. Практически каждый мало-мальски сведущий пользователь может создать свой сайт и публиковать там все что угодно, от прокламаций до романов собственного сочинения, от картин до фотографий. Именно сетевые СМИ стали единственным по-настоящему надежным пристанищем для политической оппозиции в условиях растущего авторитаризма постсоветских режимов на территории СНГ. С. служит неисчерпаемым резервом для западных радикалов в деле создания тактических медиа. Сайты исламских террористов уже вошли в легенду. Возможности для искусства также возросли — стоит лишь заглянуть в так называемый Кибератлас на сайте музея Гугенхейма; а в писательской среде даже появился термин сетература, включающий в себя уже чисто виртуальных, небумажных сочинителей. Культовый статус приобрела создаваемая в Паутине и транслируемая через нее же виртуальная анимация — в первую очередь знаменитый net-сериал о Масяне. Координация пользователей позволила создать новый жанр массового уличного перформанса на грани между художественным и социальным жестом — флэшмоб.
Впрочем, когда первоначальные восторги улеглись, стало понятно, что возможности С. во многом переоценены. Государство, при достаточном уровне тоталитаризма и беспринципности, способно эффективно контролировать и провайдеров, и пользователей, чему яркий пример — Китай, где доступ к альтернативным, антикоммунистическим сайтам закрыт, а каждого, кто пытается такие сайты создавать или просматривать, рано или поздно ждет огромный тюремный срок за «антигосударственную пропаганду». В С. можно смотреть фильмы — но, к примеру, артхаусное или трэш-кино, качественный видеоарт, туда, за редкими исключениями, не попадают. Самостоятельность, профессионализм, даже право на существование той же сетературы оспаривается большинством критиков. Вообще, в искусстве предел возможностей С. выявился особенно зримо. Самый качественный веб-дизайн не способен заменить работу живого скульптора, художника или режиссера. В С. невозможно ни нарисовать картину, ни выстроить самую захудалую инсталляцию, ни снять (пока что) полноценный фильм. Но — можно все это спроектировать, сделать наброски.
Собственно, С. все более осознается как проектное пространство, как прекрасный инструмент для планирования тех или иных жестов, текстов, произведений — с последующим переносом создаваемого в иные, невиртуальные координаты. Прерогативой виртуальности останутся хакерство, веб-анархизм,киберпанк — их подрывной потенциал еще не оценен в полной мере. Близятся электронные войны со своими войсками, оккупационными силами, партизанами и карателями: тенденция к тому усиливается день ото дня.
Однако за пределами кабелей и жестких дисков все пойдет своим чередом — лишь иногда содрогаясь от диких и экстраординарных идей, вбрасываемых из Интернета. И когда-нибудь, возможно, придется говорить о С. как о машинном подсознании цивилизации — со всеми вытекающими последствиями.
[Д. Десятерик]
СМ.: Виртуальное пространство, Вирус, Киберпанк, Сетература, Тактические Медиа, Флэшмоб, Хакер.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия