СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕРГИИ РАДОНЕЖСКИИ
(Варфоломей Кириллович, ок. 1321 - 1391) - рус. церк. и политич. деятель. Из рода ростов, бояр, бежавших в Моск. княжество. Вместе с братом Стефаном основал Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра) и стал его вторым игуменом (ок. 1353). Введением общежительного устава способствовал созданию на с.-в. Руси крупных феодал, монастыр. корпораций; вместе с учениками основал большое кол-во новых монастырей. Используя свои обширные политич. связи, склонял рус. князей к подчинению великому князю Моск. Дмитрию Ивановичу, утвердил введенный тем новый порядок престолонаследия от отца к сыну (1389). Активно участвовал в подготовке Куликовской битвы (1380). Канонизирован в 1452 как защитник и «небесный покровитель» великокняж. власти,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
(в миру Варфоломей, ок. 1314—1392) - крупный церк.-полит. деятель, содействовавший усилению власти великих князей московских и возвышению Москвы, основатель Троице-Сергиевской лавры. Монастырь (©последствии лавра), основанный им на месте пустыни Радонежи, превратился в важный церк. и полит. центр страны и огромное феод. хоз-во благодаря союзу с великими князьями. Проводя их политику, С. Р. не останавливался перед отлучением от церкви князей, не покорных Москве. После смерти С. Р. был признан «святым», и в 1422 были открыты для поклонения его «нетленные мощи» (при вскрытии раки в апр. 1919 в ней оказались но «нетленные мощи», а прогнившие отдельные кости и череп). Культ С. Р., широко пропагандировавшийся царизмом, способствовал росту монаст. богатств и распространению реакц. церк.-монархич. идеологии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
до принятия монашества — Варфоломей Кириллович, ок. 1321-1391) - рус. церк. и политич. деятель, основатель и игумен Троицкого монастыря (см. Троице-Сергием лавра). Деятельность С. Р., оказавшего поддержку моек. князьям в борьбе за объединение рус. земель, носила объективно прогрес. характер. Однако нет никаких оснований преувеличивать ее значение, изображать этого церк. деятеля «собирателем рус. земель», как это делают правосл. авторы. Идеализируют они и роль С. Р. в победе над татаро-монг. завоевателями на Куликовом поле. Канонизировав С. Р. в 1422, Рус. правосл. церковь широко развернула пропаганду его культа, что в значит, мере способствовало росту авторитета созданного им монастыря, к-рый превратился в крупнейший релит. центр дореволюц. России, обладавший огромными богатствами. Церковь усиленно пытается пропагандировать культ С. Р. и в наши дни.

Источник: Атеистический словарь

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого — 25 сентября 1392, Троицкий монастырь) — древнерусский подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью. Был, по словам летописца, «всей Русской земли учителем и наставником» («Полное собрание русских летописей», т. 15, в. 1, стб. 163). Его родители Кирилл и Мария (канонизированы в 1992) переселились в Радонеж,на земли Московского княжества, в конце жизни постриглись в Хотьковском Покровском монастыре, где и погребены. Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. Основанная им обитель стала сакральным центром России, сам он — «Ангелом земли Русской» (П. А. Флоренский). Введя общежительный Студийский устав, преподобный возродил монашество, направив его на духовное, нравственное, социальное служение Отечеству. Им, его учениками и последователями создана «Северная Фиваида», преобразившая глухой лесной край. Став игуменом в 1340, отвергал предложения перебраться в Москву и возглавить Русскую Церковь. В решающий момент благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380, стал духовным вождем сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребен в Троицком соборе; его рака является местом паломничества всего православного мира, у нее традиционно крестили московских князей. Основным источником о подвижнике является житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым ок. 1418, затем переработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, Сквозь него проходит тема Св. Троицы как символа божественной гармонии, благоустроения и единства, противостоящего «ненавистной розни мира сего». Преподобный не оставил никаких письменных трудов, но его идеи выражены в трудах сподвижников и учеников, создавших в лавре подлинную сокровищницу духовной культуры, искусств и мудрости. Сам подвижник навсегда остался «гармоническим выразителем русского идеала святости» (Г. П. Федотов), глубоко выразившим народную идею и напоминающим о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» (В. О. Ключевский).
Ист.: Житие Сергия Радонежского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 14—сер. 15 в. М„ 1981. Лит.; Голубинскии Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909; Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства.— В кн.: Он же. Очерки и речи. 2-й сб. статей. М., 1913; Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия.— В кн.: Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919; Булгаков С. Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию.— «Путь» (Париж), 1926 5; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
М. Н. Громов

Источник: Новая философская энциклопедия

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей)
1314/1322, с. Варницы близ Ростова Великого - 25.09.1391/1392, Троицкий монастырь близ Радонежа) - основатель и игумен Троицкого монастыря (ныне - Троице-Сергиева лавра), православный подвижник, канонизирован в 1447 г. В кон. 1330-х гг., после смерти родителей, удаляется в глухие леса подмосковного Радонежа, избирает жизнь отшельника, одинокий аскетический подвиг в молчании. Нетрадиционным в жизни С. Р. является отсутствие у него каких бы то ни было учителей, духовных наставников. Постепенно к С. Р. стали собираться люди, искавшие авторитетного руководителя монашеского делания. К 1340 г. образовалась маленькая община, превратившаяся в монастырь. В течение 1340-х гг. С. Р. был избран игуменом и посвящен в священника. В монастырской жизни С. Р. вдохновлялся идеалом нищеты Иисуса Христа в дни Его земного служения; аскетический отказ от лишнего имущества имел своей целью достижение абсолютной незамутненности и простоты жизни как в бытовом, житейском, так и в духовном плане. В сер. 1350-х гг. по инициативе митрополита Московского Алексия и при поддержке патриарха Константинопольского Филофея С. Р. произвел в монастыре коренную реформу, вскоре усвоенную в тех рус. землях, где сказывалось московское влияние. Он ввел в Троицкой обители Студийский устав, т. наз. "общежитие", некогда уже привнесенное в Киевскую Русь из Византии, но забытое к XIV в. Устав общежительного монастыря предусматривает равенство всей братии (включая игумена) в имущественных правах, запрет на частную собственность, совместный труд и молитву, общий стол. Наравне с физическим трудом для братии обязательно чтение или иная форма интеллектуальной работы (переписывание книг и т. п.). К этому времени С. Р. делается известным и за пределами Московского княжества. Он участвует в посольствах и переговорах, ставивших целью примирение враждовавших князей или подчинение их князю Московскому Дмитрию Ивановичу (Донскому). Последний приглашал С. Р. крестить своих детей, получил от него благословение перед Куликовской битвой. С. Р. присутствовал при кончине Дмитрия, скрепив своим именем княжеское завещание. В то же время С. Р. не поддерживал московского князя безоговорочно. Будучи сторонником книжника и исихаста митрополита Киприана, С. Р. разделял его стремление сохранить единство рус. митрополии в противовес московско-литовской вражде, расколовшей Русь на две немирные территории, а также оградить внутрицерковные дела от княжеского властолюбия. Главная черта С. Р., одного из самых почитаемых святых рус. церкви, - смиренная кротость. Он скромен, всеми силами избегает славы, чинов и церковной власти. Соблазн "первого места" среди людей едва ли не равен для него демоническим соблазнам, к-рые он испытал в первые годы своего пустынножительства. Он стремится подражать высшему христианскому образу Любви - триипостасному единству Бога (на Руси догмат Троицы до С. Р. вообще не был предметом умозрения). Своим служением он вызвал к жизни взлет рус. культуры кон. XIV-XV вв. Троицкая церковь и весь духовный облик С. Р. воспитали гений Андрея Рублева. Его деятельность вызвала также мощное монашеское возрождение, хотя С. Р. не был исихастом в строгом смысле слова. С. Р. оказал большое влияние на общественно-политическую жизнь своей эпохи, но не участие в конкретных политических событиях, а его общее благотворное воздействие на церковь, об-во и культуру закрепили за ним имя национального героя.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
239.17 кб

Сергий Радонежский

Галинская И.Л.
Читать PDF
3.76 мб

Авторское «я» в Житии Сергия Радонежского

Иванова Мария Валерьевна
В работе представлена версия атрибуции двух списков XV в.
Читать PDF
324.95 кб

Иконография преподобного Сергия Радонежского

Ренев В. В.
В статье раскрывается сущность наиболее распространенных иконографических образов Сергия Радонежского в исторической перспективе.
Читать PDF
312.99 кб

Хронология редакций жития Сергия Радонежского

Аверьянов Константин Александрович
Рассматривается история создания «Жития» Сергия Радонежского, определяется хронология различных его редакций в связи с процессом канонизации Сергия Радонежского.
Читать PDF
859.93 кб

Преподобный Сергий Радонежский в истории России

Перевезенцев Сергей Вячеславович
Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых свя тых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер.
Читать PDF
114.09 кб

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF
241.08 кб

Неожитие Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

Синельникова Г. П.
Читать PDF
345.13 кб

Житие Преподобного Сергия Радонежского: текст и время

Дидковская В. Г.
В статье анализируется литературная и общественная история текста Жития Сергия Радонежского, в результате которой сформировался непрерывно существующий во времени «Сергиевский текст».
Читать PDF
6.11 мб

Прп. Сергий Радонежский в творчестве Евгения Трубецкого

Романовский Дмитрий
Работа посвящена творчеству Е. Трубецкого. Рассматриваются связи нового русского богословия с историософией Гегеля.
Читать PDF
144.26 кб

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (печатается в сокращении)

Н.Яровская (Е.И.Рерих)
Жизнеописание, подвиг самоотвержения и черты духовного склада Преподобного Сергия Радонежского.
Читать PDF
312.34 кб

Храмы преподобного сергия Радонежского в Санкт-Петербурге

Шкаровский Михаил Витальевич
К 1917 г. в Санкт-Петербурге имелось семь храмов преп. Сергия Радонежского, не считая расположенных в пригородах еще нескольких церквей и Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
Читать PDF
209.48 кб

Храм прп. Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря

Виденеева Алла Евгеньевна
В работе изложены обстоятельства основания в Спасо-Яковлевском монастыре храма прп. Сергия Радонежского, кото­рый стал первым и оставался единственным храмом Ростова, посвященным прославленнейшему святому Древней Руси.
Читать PDF
255.11 кб

Герменевтический подход к изучению Жития Сергия Радонежского

Васиховская Наталья Сергеевна
Рассматриваются возможности герменевтического подхода в выявлении идейного замысла одного из известнейших памятников средневековой агиографии Жития Сергия Радонежского.
Читать PDF
2.06 мб

«Явление Богородицы Сергию Радонежскому» в евлогиях в сосудах

Возилов Владимир Владимирович
Читать PDF
191.35 кб

Личность преподобного сергия Радонежского в прозе Бориса Зайцева

Евдокимова Елена Александровна
Автор статьи ставит вопрос о возможностях художественного текста при изображении святости и личности святого. Также в статье рассматривается вопрос о ценности художественного опыта Б. Зайцева.