СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
в миру - Прохор Мошнин, 1760-1833) - один из наиболее почитаемых в рус. православии святых. В 17-летнем возрасте ушел в Саровскую пустынь, где, постригшись в монахи, провел более полувека в «молитв, трудах», принимая многочисл. паломников, давая им жизн. наставления. Его поучения отличаются крайним консерватизмом. Ставя в пример верующим подвижническую жизнь С. С., церковь особо подчеркивает ценность его поучений о необходимости «стяжания св. духа», провозглашая таковое гл. назначением христианина. Канонизация С. С. состоялась в 1903 по личному указанию царя и носила сугубо политич. характер: с ее помощью царизм стремился отвлечь внимание масс от революц. движения.

Источник: Атеистический словарь

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
(1760 - 1833) - основатель Саровского монастыря (пустыни) в б. Тамб. губ. Ничем в своей жизни не отличился. Накануне первой русской революции церк.-монархич. круги задумали в целях усиления религ. настроений в массах и отвлечения трудящихся от рев. движения объявить С. С. «святым» и торжественно открыть для поклонения его мощи. Однако при вскрытии полусгнившего гроба были обнаружены труха и куски истлевшей одежды. Во избежание скандала синод вынужден был дать в печати «разъяснение», что «нетление мощей вовсе не считается общим непременным признаком для прославления св. угодников». С. С. был канонизирован. Открытие «мощей» (в новом гробу) состоялось в 1903 с участием царя Николая П. Со временем церковь стала утверждать, что «мощи» С. С. при вскрытии оказались «нетленными». Его культ был использован для монархич. пропаганды.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

в миру Прохор Исидорович Мошнин) [1759, Курск— 2(15) января 1833, Саровский монастырь] — русский православный подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1903. Родился в семье благочестивых родителей, отец занимался строительством храмов. Получив благословение старца Досифея в Китаевской пустыни близ Киево-Печерской лавры, Прохор в 1778 поступил в Саровский монастырь, где в 1786 принял монашеский постриг с именем Серафим. В 1794 удаляется в пустынную келью, проводит жизнь в одиночестве, трудах, чтении и молитве. В течение тысячи суток тайно несет молитвенный подвиг, стоя на камне. После жестокого избиения в 1804 разбойниками и чудесного исцеления принял на себя подвиг молчальничества, а затем полного затвора. В 1825, получив откровение выйти из затвора, начал устроение Серафимо-Дивеевской женской обители. Духовно окормлял огромное множество людей. Обладал даром прозорливости, исцеления, чудотворения. В 1831 во время беседы с помещиком Н. А. Мотовиловым сформулировал цель христианской жизни как стяжание Духа Святого. Образ и учение святого Серафима привлекали внимание о. П. Флоренского, о. С. Булгакова и других деятелей религиозного возрождения. Он является одним из наиболее почитаемых святых в России и наиболее известным русским святым на Западе.
Лит.: Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 1863; Серафимо-Дивеевский обшежительный монастырь с приложением жизнеописаний о. Серафима и матери Александры, сост. княжной Е. Горчаковой. М., 1889; Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. архим. Серафим (Чичагов). СПб., 1903 (репринт 1991); Ильин В. Н. Преп. Серафим Саровский. Париж, 1925; Clement О. Saint Seraphim de Sarov, prophete et temoin de la Lumiere, in: Le Visage interieur. R, 1978.
И. К. Кушаева

Источник: Новая философская энциклопедия

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

1759, Курск - 2(14).01.1833, Саров) - православный подвижник, иеромонах Саровской пустыни, канонизирован в 1903 г. В 1776 г., желая принять монашество, посетил Киево-Печерскую лавру, где в Ки-таевском скиту получил благословение затворника Досифея отправиться в Саровскую пустынь, бывшую тогда школой исихазма. Здесь в ноябре 1778 г. был принят в монашеское братство, в 1786 г. посвящен в диакона, а в 1793 г. - в священника. С 1794 г. он избирает путь отшельничества, а затем и молчальничества. Вернувшись в монастырь, он делается затворником. После выхода С. С. из затвора в 1813 г. его духовными детьми становятся мн. миряне, а также сестры Дивеевской общины, основанной в 1788 г. в 12 верстах от Саровской пустыни. Строго придерживаясь заветов нестяжания (см. Нестяжатели), С. С. вместо традиционного монашеского облачения носил самое простое, полукрестьянское платье. Он не носил вериг и не разрешал этого делать своим ученикам, предлагая им в качестве вериг терпеливое перенесение житейских трудностей. Аскеза С. С. была строга, но в то же время не враждебна жизни. С 1825 г. С. С. проводил в монастыре только ночь, на день уходя в лесную келью в 2 верстах от монастыря. Здесь и происходили его встречи с духовными детьми. До последнего дня жизни С. С. был окружен завистью и подозрительностью, подвергался гонениям, но сохранял просветленное и мирное состояние духа. Учение и образ С. С. чтили такие разные люди, как Булгаков и А. Белый, М. А. Волошин и Флоренский. Возвращение в церковь мн. интеллигентов в нач. XX в. (времени канонизации С. С.) произошло под покровительством С. С. Не меньшее число почитателей С. С. было и в др. сословиях России. С. С. - аскет и мистик, но облик его превосходит традиционное представление о монахе; в нем церковь усматривает преображенное состояние тварного мира. Исихаст, в строжайшей аскезе посвятивший себя Богу, он выходит из затвора навстречу тому самому миру, из к-рого бежали мн. его собратья. Примечательно, что это происходит накануне поисков Киреевским "цельного знания" и Чаадаевым - "высшего синтеза", накануне первых в России попыток примирения веры и разума, оправдания культуры и исторического процесса. Для мн. рус. религиозных философов С. С. выступает как пророк нового качества христианской жизни, ее обновления и возвращения в апостольскую эпоху.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
138.28 кб

Митрополит Антоний (Вадковский) и Серафим саровский

Мокшина Елена Николаевна
В статье рассказывается о состоявшейся 19 июля 1903 г.
Читать PDF
563.89 кб

Сюжетный след «Жития» Серафима Саровского в рассказе Б. К. Зайцева «Священник Кронид»

Морозов Николай Георгиевич
В статье осуществляется попытка определения мотивов «Жития» Серафима Саровского в сюжете рассказа Б.К. Зайцева «Священник Кронид».
Читать PDF
380.18 кб

Восприятие личности владыки Серафима (Чичагова) и «Саровских торжеств» в воспоминаниях Б. А. Энгельг

Петров Иван Васильевич
В статье раскрываются особенности личности известного православного архипастыря прошлого столетия священномученика Серафима (Чичагова).