СЕНСУАЛИЗМ

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕНСУАЛИЗМ
(от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Сенсуализм
философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

СЕНСУАЛИЗМ
направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Сенсуализм
направление в теории познания, признающее ощущение, чувственный опыт человека основой процесса познания и источником истины.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СЕНСУАЛИЗМ
учение (представителем которого был Кондилъяк), по которому источником нашего познания являются чувства. Сенсуализм — одна из форм эмпиризма.

Источник: Философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ
одно из основных направлений в понимании происхождения И сути знания,  достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СЕНСУАЛИЗМ
(от лат. зепзиз — чувство, ощущение) — направление в теории познания, признающее единственным источником познания чувственное восприятие, ощущение. Классическая формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении»

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Сенсуализм
от лат. s?nsus — чувство, ощущение) — направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника знаний. Широко представлено в истории философии от древних греков (Протагор, Эпикур) до Нового времени (Гоббс, Локк и др.).

Источник: История и философия науки

Сенсуализм
(sensus чувство, ощущение). Так называется философское (гносеологическое) учение о познании, доказывающее, что единственным источником познания служит ощущение, а потому и началом нравственности может быть только чувство удовольствия. Главным представителем сенсуализма в новые времена (в XVIII веке) считается Кондильяк. Сесвара. См. Санкиа.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Сенсуализм
от лат. sensus — восприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного знания, и, в силу этого, противостоит рационализму, поскольку исповедует принцип «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Локк). Этого придерживались также такие мыслители и философы, как Гассенди, Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Беркли, Юм.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Сенсуализм
(от лат. – чувство) – направление в философии, особенно в теории познания, согласно которому чувственность является основной и главной формой познания. Рассматривая чувственность как главную форму достоверного познания, сенсуализм, в противоположность рационализму, стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Сенсуализм

/D/ Sensualismus/E/ Sensualism/F/ Sensualisme
/Esp/ Sensualismo
Философское направление, абсолютизирующее роль чувственного познания, рассматривающее чувства в качестве единственного источника познания. Представители сенсуализма полагают, что чувственный опыт обладает подлинной достоверностью, а источником заблуждений является абстрактное мышление.Основной тезис сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах”.

Источник: Философия, практическое руководство

Сенсуализм
от лат.: sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) является основой и гл. формой познания. Противостоит рационализму Осн. принцип С. – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - разделяли как материалисты (П. Гессенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах идр.), усматривавшие обусловленность чувств и знания объективным миром, так и идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм), видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Сенсуализм
лат. "sensus", "восприятие", "чувство"), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) - основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего постижимого, чего не было бы в ощущениях" - разделяли как субъективные материалисты (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и др.), усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм), видевшие в чувственном знании сферу, не связанную с внешним миром.

Источник: Философия политики: глоссарий

СЕНСУАЛИЗМ
от лат. чувства, восприятия, ощущения) направление в теории познания, отводящее главную роль достижения знания чувственному познанию. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. В истории философии он разрабатывается как на материалистической основе (Бэкон, Гоббс, французские материалисты), так и на субъективно-идеалистической основе (Юм, Беркли).

Источник: Тематический философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ  
направление  в  гносеологии,  утверждающее  приоритет чувственной стороны  познания. Сформировался как противоположность рационализма в философии Нового времени. Считает ощущение единственным источником знаний («нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях»).Материалистический сенсуализм аргументирует приоритет ощущений тем, что лишь  они  связывают  сознание  с  предметами  объективной  реальности  (Локк, французские  материалисты  XVII  в.,  Фейербах,  диалектический  материализм). Идеалистический сенсуализм полагает ощущения единственной данной человеку реальностью (Беркли, Юм, эмпириокритицизм).

Источник: Философия науки и техники: словарь

Сенсуализм
(лат. sensus – чувство, смысл, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственная форма познания (ощущения, восприятия, представления или воспроизведения) – основа и главная форма достоверного, истинного познания. Противостоит рационализму. Основной тезис: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах». Различают сенсуализм материалистический (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро. Л. Фейербах) и идеалистический (Дж. Беркли, Д. Юм). Сенсуализм оказал заметное влияние на возникновение и развитие эмпириокритицизма и позитивизма. Различают: а) сенсуализм умеренный – утверждающий, что все понятия и суждения появляются на базе чувственных ощущений (например, tabula rasa – теория чистой доски); б) сенсуализм радикальный – утверждающий, что всякое знание не только выводится из чувств, восприятий, но и является необходимым и достаточным условием познания (Э. Кондильяк).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Сенсуализм
 (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за к-рым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Поэтому сам по себе С. не является еще выражением материалистической линии в философии. И хотя он сыграл большую роль в развитии материалистической философии, его ограниченность делала его часто беспомощным в борьбе с идеализмом. Ощущения могут стать необходимой стороной познания только при условии их органического единства с др. сторонами процесса познания: практикой и абстрактным мышлением (Повнание, Теория и практика, Созерцательность, Эмпириям, Рационализм).

Источник: Философский словарь. 1963

СЕНСУАЛИЗМ
(Sensualismus; от лат. sensus — «чувство, ощущение, смысл») — теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. Сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. В новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве» («Nihil est in intellects, guod non prius fuerit in sensu»). Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, например у Кондильяка: «Чувственное восприятие охватывает все способности души». Юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт». «Все творческие силы души — не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта». Противоположное понятие — рационализм. Близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.
Т. Ziehen. Erkenntnistheorie auf psychophysiologischer u. physikalischer Grundlage, 1913; Y. Reenpää. Allgemeine Sinnesphysiologie, 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СЕНСУАЛИЗМ
направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника наших знаний. Большую роль в развитии и обосновании С. сыграл английский философ 17 в. Локк. С. как направление в теории познания совместим и с материалистическим пониманием действительности (если ощущения рассматриваются как результат воздействия на наши органы чувств материальных предметов и как отражение этих предметов), и с субъективно-идеалистическим взглядом на мир (если ощущения берутся сами по себе и отбрасывается мысль об объективном их источнике). Представители материалистической линии в С.— Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, представители субъективно-идеалистической линии — Беркли, Юм, Мах. Познавательная деятельность человека невозможна вне ощущений, вне чувственных форм знания. Такова точка зрения и марксистской философии. Однако в отличие от материалистов-сенсуалистов прошлого, к-рые стояли на позициях эмпиризма, марксисты не преувеличивают роли ощущений в познании, че отрицают качественной специфики мышления, с помощью к-рого познаются внутренняя природа вещем, их существенные свойства и закономерности. Соединив познавательную деятельность человека с общественной практикой, марксистская философия смогла определить, какое место в процессе познания занимают ощущения, чувственные восприятия.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Сенсуализм
Термин "сенсуализм" происходит от латинского слова "sensus", что значит чувство, ощущение. Сенсуализмом называется такое направление в теории познания, которое считает чувственные ощущения единственным источником наших знаний о действительном мире. "В уме не содержится ничего, что не было бы раньше дано в ощущении", - так формулировал сущность сенсуализма английский философ Локк (1632 - 1704), родоначальник этого направления в новой философии. Сенсуалистическая теория сама по себе не предрешает основного философского вопроса об отношении бытия и сознания. Утверждение, что все наше знание о действительности почерпается из ощущений, одинаково мирится и с идеализмом, который учит, что, помимо этих ощущений (и вообще элементов сознания), никакой другой действительности нет, и с материализмом, который утверждает, что наши ощущения отображают независимые от сознания вещи, и с скептицизмом, который объявляет вопрос об отношении сознания к бытию теоретически неразрешимым. В философии самого Локка имеются и материалистические и идеалистические элементы. В дальнейшем развитии английской философии, у Беркли и особенно у Юма, сенсуализм вырождается в чисто идеалистическое учение, - правда, у Юма с сильной скептической окраской. В новейшее время представителями идеалистического сенсуализма несомненно являются (хотя они сами и отрицают это) Мах и Авенариус и их русский ученик Богданов. /Т. 21/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СЕНСУАЛИЗМ
одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств. Сенсуализм - обязательный компонент эмпиризма. В истории античной философии элементы сенсуализма впервые зафиксированы в одном из фрагментов Гераклита, а с еще большей отчетливостью они просматриваются у Протагора В своем учении о происхождении знаний из образов внешних вещей, долетающих до наших чувств, концепцию последовательного сенсуализма сформулировал Эпикур, а более умеренного - древние стоики. В эпоху Средневековья элементы сексуализма развивались в контексте номинализма. В истории европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени сенсуализм стал одним из главных выражений критики умозрительности схоластики, а затем и метафизики Декарта, Спинозы, Лейбница, Мальбранша и др. Как составную часть эмпиризма принципы сенсуализма развивали Гассенди, Гоббс и Локк, беря за основу традиционную формулу «нет ничего в уме, чего прежде не было бы в чувстве». С другой стороны, в системе воззрений Беркли к Юма сенсуализм трактовался как явление только внутреннего опыта, не дающее оснований для заключения о свойствах внешних вещей. Такая позиция в марксистской традиции называется субъективным идеализмом. В гносеологии Кондильяка сенсуализм трактовался как явление внешнего опыта, но иногда его данные понимались как первоначальные. В философии XIX и XX вв. сенсуализм был связан с материализмом, а в трансформированной форме был присущ также и некоторым разновидностям позитивизма.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СЕНСУАЛИЗМ
(от лат. sensus — ощущение, чувство) — гносеологич. учение, согл. к-рому чувственные ощущения явл. единственным источником достоверного познания. В этом кач-ве С. представлен во всех культ. традициях философии и этапах ее развития. Наиболее завершенная форма С. сложилась в европ. философии Просвещения XVII— XVIII вв. как выражение убежденности в безграничных возможностях экспериментального естествознания и техн. преобразования человеком материально-предметного мира. Осн. представители филос. С. того времени — Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Толанд, Дж.Беркли, Д.Юм, а также целый ряд фр. просветителей XVIII в. (Вольтер, Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Ж.О.Ламетри и др.). В XIX—XX вв. С. как принципиальное основание филос. систем утратил свое значение, но сохранился как общая гносеологич. установка в контексте разл. системообразующих концепций онтологич., антропологич., соц.-филос., методол. и др. рода. Представителями С. в этом плане можно считать Л.Фейербаха, И.Бентама, О.Конта, Г.Спенсера, Э.Маха, Р.Авенариуса и др. В рамках сенсуалистических учений принято различать два осн. направления: 1) материалистическое (объективистское) направление (Локк, Дидро, Ламетри, Фейербах), признающее объективность чувственного восприятия как результата физ. воздействия объектов внешн. реальности на органы чувств; 2) идеалистическое (субъективистское) направление (Беркли, Юм, Мах), рассматривающее ощущение как субъективный результат активной деятельности сенсорного аппарата и психики субъекта. Источник ощущения в этом случае понимается либо как «пустое понятие», либо как «вещь в себе». См. также Феноменализм, Эмпиризм. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Сенсуализм
Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три критерия истинности – ощущения, предвосхищения и претерпевания чувства – сводятся к первой группе (Диоген Лаэртий, Х, 31–34), таким образом, чувства, как подчеркивает Лукреций, суть источник, основание и гарантия всякого истинного познания («О природе вещей», IV, 479–521). Не нужно только превращать сенсуализм в глупость. Ни Эпикур, ни Лукреций никогда не утверждали, что можно «почувствовать» истину как таковую, что для понимания чего бы то ни было достаточно простого взгляда. Мало того, они вполне отчетливо заявляли обратное: что глазами нельзя познать природу вещей («О природе вещей», IV, 385), что ни один орган чувств не способен воспринимать атомы или пустоту, которые между тем являются единственно реальной вещью. Пусть это парадоксальный сенсуализм, но это все‑таки сенсуализм, ибо он утверждает: ни одна истина не доступна восприятию, но всякая истина основана на ощущениях. Чтобы знать, мало чувствовать. Значит, сенсуализм Эпикура является также и рационализмом (в широком толковании термина). Но никакое познание невозможно без ощущений. Поэтому рационализм Эпикура является в первую очередь сенсуализмом. Познание значит больше, чем чувство, но само это «больше» (разум, предвосхищение и т. д.) исходит из ощущений и зависит от них (Диоген Лаэртий, Х, 32; «О природе вещей», IV, 484). Следовательно, это рационалистический сенсуализм, основанный на сенсуалистической теории разума.

Источник: Философский словарь.

СЕНСУАЛИЗМ
одно из основных понятий гносеологии, означающее, что источником наших знаний являются показания органов чувств. По содержанию данное понятие близко к термину «эмпиризм», которым обозначают философское течение, полагающее ощущения основой достоверного знания и противостоящее рационализму. В истории философии принцип сенсуализма сочетался как с материализмом, так и с субъективным идеализмом. Материалисты, принимая тезис «все наши знания из ощущений», характеризовали сами ощущения как отражение реально существующих предметов и рассматривали их в качестве связующего звена между сознанием и объективным миром. Наиболее крупными представителями материалистического сенсуализма были Ф. Бэкон, Дж. Локк и французские энциклопедисты XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеций и др.). Идеалисты в основу своей философской концепции положили тот же принцип сенсуализма. Однако ощущения они полностью отрывали от их источника — внешнего мира, из чего следовал вывод: человек знает только собственные ощущения и не может выйти за их пределы. Предмет есть не что иное, как устойчивая совокупность ощущений субъекта. В античной философии субъективноидеалистическое истолкование ощущений мы находим уже у Протагора, утверждавшего, что чувства дают нам знание о нашем внутреннем состоянии, но отнюдь не о вещах внешнего мира. В новое время эту линию продолжили и развили Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте. Созерцательный характер домарксистского материализма ограничивал возможности критики субъективного истолкования прин ципа сенсуализма. Только введение практики в теорию познания позволило найти реальное связующее звено между субъектом и объект ом, сознанием и внешним миром. Не теоретические доводы, а практика является главным аргументом в критике субъективного идеализма как такового и идеалистического сенсуализма в частности (см. Бэкон Френсис, Локк Джон, Беркли Джорж).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

СЕНСУАЛИЗМ
(лат. sensus – чувство, ощущение) – философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания является ощущение, которое обладает свойством самообоснованности, достоверности. С. тесно связан с эмпиризмом , составляет его гносеологическую основу. Эмпиризм шире С., используемое им понятие опыта многозначно и не сводится только к ощущениям.
С. может быть связан как с идеализмом , так и с материализмом . Он – необходимая составляющая материалистической теории познания. Ощущение рассматривается в материалистически понятом С. как отражение окружающего мира. С., связанный с субъективно-идеалистическими концепциями, видит в ощущениях ту непреодолимую границу, которая отделяет нас от объективного мира. Сенсуалистические идеи на материалистической основе высказывались еще античными атомистами. Субъективистскую трактовку ощущений можно обнаружить в высказываниях софистов . Сенсуалистические идеи присутствуют и в произведениях стоиков.
Расцвет С. – XVII–XVIII вв. Гоббс , Гассенди, Локк развивали С. на материалистической основе. Беркли и Юм рассматривали ощущение, восприятие и создаваемый на их основе в нашем сознании мир явлений единственно доступным человеку. Для Беркли всякий чувственный опыт – внутренний, он не несет информации о том, что находится за пределами наших восприятий. Яркими представителями материалистического С. были Дидро, Гельвеций, Ламетри . Кондильяк выводит из ощущения все сложные духовные способности человека – память, воображение, внимание. К С. относят и материализм Фейербаха . О применимости термина «С.» к теории познания марксизма можно говорить с известными оговорками. Хотя чувственность признается в марксизме в качестве основного источника познания, но марксизм возражает против самообоснованности ощущения как критерия истины, против сведения всего содержания нашего познания к сфере чувственности. Субъективистским вариантом С. был также эмпириокритицизм.

Источник: Краткий философский словарь.

СЕНСУАЛИЗМ
чувство", "ощущение") – в самом общем виде, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главным источником достоверного, истинного знания, а рассудок и разум выполняют лишь вспомогательные, классифицирующие фукции, функции оформления чувственных ощущений и данных опыта в идеи. Сенсуалисты утверждали, что ничего нет в интеллекте, в разуме, чего не было бы в чувстве. Зачатки сенсуализма возникают еще в античности (Демокрит, Эпикур), но классическое развитие он получает в Новое время в философии Кондильяка, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Локка, Юма, Беркли и др. Материалистический сенсуализм основывался на признании внешнего мира как абсолютного источника ощущений и восприятий, при этом он, правда, противопоставлял объект познания и его субъект – познающего человека, поэтому их связь не была ясной. В результате, у Локка и Юма, например, появляются сомнения в полном соответствии между нашими ощущениями и объективным миром, поэтому их концепции дополнительно все-таки постулируют бога как гаранта существования мира. В субъективном сенсуализме Беркли опыт не являлся отражением мира в ощущениях. Здесь опыт - субъективный поток сознания, никак напрямую не связанный с миром, поэтому "без субъекта нет объекта", и мир существует в представленности только данного субъекта, как поток только его ощущений в его единственности (такую позицию еще называют солипсизмом). В существование реального мира можно только верить исходя из идеи создания мира богом: раз он его создал, значит мир есть. У Канта к чувствам и опыту, как источникам познания, добавляется активность сознания в виде априорных (доопытных) форм, тем самым Кант сумел связать воедино в познавательном процессе чувственные и рациональные источники и способности познания. К сенсуализму близок эмпиризм. Элементы сенсуализма содержатся в материализме Л.Фейербаха и марксистском материализме, в прагматизме и ряде др. теорий. Противоположным сенсуализму в философии выступает рационализм (см. выше).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СЕНСУАЛИЗМ

от лат. sensus — чувство, ощущение) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний — рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Коидильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, — это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления — след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э. Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние — сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.
Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как. комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.
Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма — как результат некритического отношения к положениям В. И. Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм», хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

Сенсуализм
(от лат. sensus – чувства, ощущения) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий. Близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Сенсуализм же стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, изображает все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, например, у Кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные особенности. Английский философ Юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души – не более чем способность связывать, представлять и увеличивать материю, данную при помощи чувственных ощущений. Были и такие представители сенсуализма, которые отбрасывали внешний опыт и рассматривали ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания. На этих позициях строится теория познания английского философа Беркли, который основывает ее на идее Бога, деятельность которого определяет возникновение всех «идей» человеческого духа. Французский сенсуализм 17-18 вв., представленный Кондильяком, Ламетри, Гольбахом, Гельвецием, Дидро был материалистическим, основывался на признании объективного мира как абсолютного источника ощущений и восприятий. У Локка и Юма появляется сомнение в отношении того, что есть полное соответствие между нашими ощущениями и объективным миром. Беркли данное сомнение разрешает идеалистически, прибегая к помощи Бога. Юм, в конечном счете, приходит к отрицанию возможности получать знание, соответствующее объективному порядку вещей. Любой порядок, любая причинность или представление о субстанции – это всего лишь связывание разрозненных ощущений при помощи деятельности мышления, его фантазии, воображение, привычка выстраивать в некую последовательность картину бытия, не имеющую объективного аналога. Скептицизм Юма был преодолен немецким философом Кантом (1724-1804), который выдвинул идею активности человеческого разума и связал чувственные и рациональные способности человека в единый, неделимый познавательный процесс.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

СЕНСУАЛИЗМ
франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой достоверного познания. В противополож­ность рационализму С. стремится вывести все содержа­ние познания из деятельности органов чувств. С. близок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. ис­точником достоверного знания.
В истории философии сформировались протиностоящие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внеш. ми­ром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельно­сти некую самосущую сферу сознания. Идеализм наме­тился уже в С. Протагора: провозглашая чувств. вос­приятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., сос­тоящий в признании истинным не каждого чувств. вос­приятия, а только возникающего в сознании при определ. условиях, был разработан стоицизмом, к к-рому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувст­вах».
Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта все содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внеш. опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч. сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятель­ность к-рого, согласно Беркли, определяет возникнове­ние всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, осно­ванный на агностицизме, послужил фундаментом субъ­ективноидеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв., как позитивизм и неопозитивизм.
Виднейшими представителями материалистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, к-рые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материалистич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительноспекулятивному идеализму, господство­вавшему в нем. философии кон. 18 - нач. 19 вв., ут­верждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
Диалектич. материализм, исходя из признания общественнопрактич. природы познания, связывает во­едино, чувственную и рациональную форму познанияя, раскрывает диалектику их_ взаимодействия. см. к ст. Теория познания.

Источник: Советский философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ
от лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие, смысл) — филос. и психологическое направление, близкое к эмпиризму. В С. чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания.
Классическая формула С. — «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — восходит к антич. философии. Уже досократики, обращаясь к чувственному восприятию, пытались с психологической и физической т.зр. описать наблюдаемые процессы как механическое взаимодействие органов чувств и внешних объектов, что особенно характерно для Эм-педокла и атомистов. Протагор, усвоив знаменитый тезис Гераклита о том, что все течет, повинуясь законам единого, провозгласил человека с его изменяющимся чувственным опытом мерой всех вещей. Он считал, что, поскольку восприятия др. людей недоступны, мы основываемся только на высказываниях о них. В попытке опровергнуть Протагора Аристотель помимо конкретных ощущений, связанных с органами восприятия, рассматривал «общие чувства», соответствующие таким первичным характеристикам объектов, как движение, размер, форма, и в активности чувственности видел потенциальный источник ошибок познания. Наиболее последовательными сенсуалистами были киренаики, полагавшие, что познание основывается на восприятиях, причины которых непознаваемы, а также стоики и эпикурейцы (см.: Стоицизм, Эпикуреизм). Отвергая внеопытное происхождение чувственности, стоики учили, что в процессе накопления жизненного опыта сознание человека наполняется образами и понятиями.
Не получив широкого распространения в средневековой традиции, С. вновь утверждается в философии Возрождения (в трудах Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона и др.).
Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассендим др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.
Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.
Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители С., «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.
С. Юма послужил фундаментом позитивизма и неопозитивизма 19—20 вв.
Системное обоснование С. получил в работах фр. материалистов 18 в. (Ж.О. де Ламетри, П. Гельвеция, Д.Дидро, П. Гольбаха и др.), которые связывали ощущения с воздействием объективного мира и предполагали, что чувственное восприятие определяет все духовные творческие способности человека. Основательно разработана теория познания С. у Э.Б. де Кон-дильяка, ставшего основоположником ассоциативной психологии.
В философии 19 в. непосредственную достоверность чувственности, составляющую исходный пункт познания, отстаивали Л. Фейербах, а также представители позитивизма.
В 20 в. разновидностью С. явился эмпириокритицизм, разработанный Р. Авенариусом и Э. Махом, полагавшими, что ощущения, которые лежат в основе настроения, чувства и проявлений воли, есть форма приспособления живого организма к среде, результат эволюции. Мах настаивал, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений, элементов образуют тела. Считая элементы нейтральными, он не относил их ни к физической, ни к психической сфере. Его концепция подвергнута разносторонней критике, но в целом идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие теории восприятия 20 в.
Понятие, противоположное С., —рационализм.
Л.С. Ершова

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СЕНСУАЛИЗМ
лат. sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. - проблема онтологического статуса данных чувственного опыта - была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рационального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три "источника достоверного знания" - чувства, разум, вера - у Иоанна Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный индуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; "резолютивный аналитизм" Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: "все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума" (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений". С другой стороны, именно в новоевропейском С. задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из наблюдаемого" (Локк). С. 17 в. экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: "существовать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse - percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в. в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: "сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому: существовать значит быть воспринимающим ("чувствительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи"). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. "вибрационной теорией" Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логического эмпиризма" в логическом позитивизме) и неореализме (концепция "чувственных данных" и когнитивная программа "непосредственного реализма"). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции - как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л. Балла, Бруни-Аретино и др.)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ
лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно к-рому в отличие от рационализма чувственность является гл. формой познания. С. стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В истории философии вопрос о роли разума и чувств в процессе познания возник как только встала проблема генезиса человеч. сознания. Первоначально и еще недостаточно четко идеи С. формулируются в индийской философии (в учении чарвака), в китайской философии (в учении моистов), в древнегреческой философии (Гераклит, отчасти Демокрит и Аристотель, являющийся в целом рационалистом). В дальнейшем ходе истории философии определяются материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу. Идеализм наметился уже в С. Протагора с его релятивистской и субъективистской тенденцией, усилившейся у Аристиппа и его последователей из основанной им киренской школы. Провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, эти философы вместе с тем утверждали, что оно сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами (Секст Эмпирик, Adversus mathematicos, VII, 191 и сл.). Последние непознаваемы, и понятие истины применимо только к изменениям нашего собств. существа (там же, а также Diag. L. 11, 192). Впрочем С. киренских философов представлял собой не столько положение теории познания, сколько положение развитой ими этики гедонизма. Система материалистич. С. была сформулирована Эпикуром, являвшимся гл. представителем этого направления в античности и одним из наиболее последовательных сенсуалистов в истории философии. Более умеренный С. был разработан стоицизмом уже в древней его фазе. В отличие от эпикурейцев стоики признавали истинным не каждое чувств. восприятие, а только те из них, к-рые возникают в человеч. сознании при определенных условиях ("каталептические образы"). Отвергая взгляд, по к-рому понятия ума имеют внеопытное происхождение, стоики пришли к концепции, согласно к-рой человеч. сознание первоначально представляло собой "чистую доску" (tabula rasa), заполняемую в процессе жизненного опыта образами и понятиями. К гносеологии стоицизма восходит и мысль, к-рая была сформулирована С. как положение о том, что нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве (nihil est in intellectu quod non sit us in sensu). Элементы С. имелись и в номинализме. В эпоху Возрождения, когда передовые философы выступали с решительной критикой схоластики и стали подчеркивать необходимость опытного исследования природы, С. снова приобрел значительное влияние (Телезио, Кампанелла, Ф. Бэкон и др.). Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди и Гоббс. Последний исходил из древней формулы С., считая, что "...нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах о щ у щ е н и я" (Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 50). Локк, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта все содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеч. сознания, т.е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклианский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, не воспринимаемого ни в каком чувств. опыте. Именно деятельность бога объясняет, по Беркли, возникновение всех идей человеч. духа. Более последователен Юм в своем субъективно-идеалистич. С., основанном на агностицизме и не апеллировавшем к богу. Идеи Юма заложили фундамент субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких влиятельных направлений бурж. идеализма 19–20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм. Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они последовательно связывали ощущения, как основу всех знаний, с объективным миром, как их источником. Материалистич. сенсуализм Гельвеция стал фундаментом разработанной им этико-социологич. доктрины с ее центр. утверждением о том, что внешняя среда играет решающую роль в формировании человеч. сознания. Эта идея Гельвеция оказала большое влияние на Оуэна и нек-рых др. представителей утопического социализма. Обстоятельную разработку гносеологии С. произвел Кондильяк, хотя он и проявлял тенденцию к агностицизму. В истории С. немаловажную роль сыграла материалистич. гносеология Фейербаха. В противоположность умозрительно-спекуля-тивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 – нач. 19 вв., Фейербах подчеркивал непосредств. достоверность чувств. познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что оно составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-рого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Диалектический материализм в своей теории познания исходит из высокой оценки роли чувств. познания. Но он считает, что домарксовский С. был созерцательным и индивидуалистическим, поскольку в подавляющем большинстве домарксистских гносеологич. построений субъектом познания выступал индивидуальный, а не обществ. человек. Сознание такого человека обычно рассматривалось как внеисторич. феномен. Преодолевая эти пороки, вскрывая роль практики в познании и его обществ. сущность, марксизм-ленинизм глубоко увязывает чувств. и рациональную формы познания, вскрывая диалектику их взаимодействия как в истории человеч. познания, так и в индивидуальной деятельности. Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЕНСУАЛИЗМ
лат. sensus - чувство, ощущение) - философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур; 2) в неклассической философии - основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определенности как текста, так и внетекстовых феноменов. Объективно элементы С. могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. - проблема онтологического статуса данных чувственного опыта - была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рационального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Петра Абеляра, три "источника достоверного знания" - чувства, разум, вера - у Иоанна Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный индуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; "резолютивный аналитизм" Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С.: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: "все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума" (Гельвеции), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений". С другой стороны, именно в новоевропейском С. задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из наблюдаемого" (Локк). С. 17 в. экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: "существовать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse - percipi) y Беркли, возрожденное в 20 в. в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: "сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берклианскому: существовать, значит быть воспринимающим ("чувствительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи"). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеции, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. "вибрационной теорией" Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логического эмпиризма" в логическом позитивизме) и неореализме (кон-
цепция "чувственных данных" и когнитивная программа "непосредственного реализма"). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С., культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции - как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л.Валла, Бруни-Аретино и др.). Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С., рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо). 3) В философии постмодернизма - основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определенности как текста, так и внетекстовых феноменов. В отличие от классической философской традиции в рамках постмодернизма С. проявляет себя в ином ключе. Прежде всего, философствование в парадигме "смерти субъекта" децентрирует чувственную сферу, лишая ее феномена "Я" как естественного ей фокуса: "в настоящем не существует более Я, чтобы чувствовать. Это не значит, что культурная продукция эпохи постмодернизма полностью лишена чувств, скорее эти чувства ... сейчас текучи и имперсональны" (Ф.Джеймисон). Носителем подобного рода чувственности выступает, таким образом, не субъект (в какой бы то ни было - гносеологической, антропологической или социологической - артикуляции), но конституируемый вне рамок субъект-объектной оппозиции феномен "интенсивностей" (Лиотар), "сингулярностей" (П.Вирилио), "сингулярных событий" как "безличных и доиндивидуальных" (Делез) и т.п. В этом отношении "конец Эго" означает, что переход культуры к постмодернистскому состоянию знаменуется тем обстоятельством, которое было охарактеризовано Джеймисоном как "угасание аффекта". Именно в этом смысле Делез говорит о "бесстрастности" и "безразличии" события, ибо экспрессивность последнего не схватывается в личностной модификации опыта и "уловима только для анонимной воли, которую она сама инспирирует". В данном контексте классический С. подвергается постмодернизмом радикальной критике как феномен традиционной метафизики: согласно Деррида, "реализм или сенсуализм, эмпиризм суть модификации логоцентризма". Однако в расширительном (выходящем за рамки классической субъект-объектной гносеологии) и имперсональном своем толковании С. обретает в постмодернизме второе дыхание (при внешне нечастом употреблении данного термина). Сама философская парадигма постмодернизма трактуется в своих метаоценках как основанная на особой "постмодернистской чувствительности" (Лиотар, В.Вельш, А.Меджилл и др.). Собственно, уже непосредственно предшествующая постмодернизму философия 20 в. оценивает не артикулируемую чувственно рационалистскую отчужденность как "объективность евнуха" (Аренд), вводя "элементы ... чувствительности в тривиальные категории академической науки" (С.Волиен) и задавая нетрадиционную интерпретацию чувственной сферы. Проблема возможности сенсорного опыта оказывается центральной для философии Мерло-Понти (см. Плоть мира); чувственно артикулированная волна, пробегающая по "телу без органов" мыслится как обладающая конфигурирующим потенциалом и задающая определенность "временных органов" (Делез и Гваттари); в контексте парадигмы означивания чувственность выступает как исток обретаемого текстом смысла: "Что такое означивание? Это смысл (le sens), порожденный чувственной практикой (sensuellement)" (Р.Барт). Именно в качестве наиболее очевидного и концентрированного выражения сферы чувственного оценен постмодернизмом феномен сексуальности (см. Секс), оказавшейся в постмодернистских концепциях в фокусе внимания и получившей существенно расширительное толкование, позволяющее говорить о фактической репрезентации в постмодернистски понятой сексуальности-чувственности как в диапазоне от анализа сексуализированных форм чувственности у Фуко до парадигмы "эротического отношения к тексту" у Р.Барта. (См. Постмодернистская чувствительность, Трансгрессия.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
191.91 кб

О сенсуализме в аксиологии и эпистемологии

Юлов Владимир Федорович
В данной статье речь идет о критике широко распространенного представления о том, что чувства способны совершать различные оценки. Позиция автора: все то, что приписывается чувствам, на самом деле совершает интеллект.
Читать PDF
119.72 кб

2004. 04. 012. Рут-берштейн Р. Сенсуалистическая химия: эстетика как побуждение к исследованию. Root

Боброва Л. А., Демина Т. В.

Похожие термины:

  • Сенсуалистская гносеология, сенсуализм

    от лат. sensus – чувство, ощущение) – учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания. Главный представитель – Дж. Локк, XVII век.
  • сенсуализм (от лат. чувства)

    гносеологическое учение, трактующее чувственность в качестве единственного источника знаний. Фактически синоним эмпиризма. Исторически возник как таковой в качестве антитезы платонистской тео