СЕМИНАРИЯ ДУХОВНАЯСЕМИОЛОГИЯ КАК ПРИКЛЮЧЕНИЕ

СЕМИОЗИС

Найдено 2 определения термина СЕМИОЗИС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЕМИОЗИС

греч. sema - знак) - термин, принятый в семиотике; обозначает "процесс интерпретации знака", или процесс порождения значения. Термином "С." пользовались древнегреческие физиологи, в частности, Гален из Пергама (139-199) для постановки диагноза: С. означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в С. (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта). Один из основоположников современной семиотики Пирс применял понятие "С." для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения "объект - знак - интерпретанта". Для Пирса именно понятие "С." было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак (как физически тождественные друг другу) не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном С. В рамках такого подхода С. - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. С. - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея С. выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно "спрятан" в череде семиотических медиаций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. Моррис определял С. как "процесс, в котором нечто функционирует как знак". Он также выделял три измерения С. (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика - характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика - исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы). (См. также Семиотика, Знак.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

семиозис

СЕМИОЗИС — процесс порождения и функционирования знаков. Этот термин впервые был использован, по-видимому, греч. врачом Галеном из Пергама (139—199 гг. н.э.), который называл С. интерпретацию симптомов болезни. Античные авторы включали в С. три компонента; 1) то, что выступает как знак; 2) то, на что указывает знак; 3) воздействие, которое знак оказывает на человека (т.е. способ интерпретации).         Вновь понятие С. было востребовано в 20 в. в связи с ростом интереса к знакам и знаковым системам (см. Семиотика). Можно указать на два различных представления о С, связанных с двумя определениями знака (см. Знак).         Первое из этих определений (впервые введенное Ф. де Соссюром) исходит из понятия о знаке как двойственной сущности, представляющей собой единство означающего и означаемого. Поэтому в семиотической традиции, восходящей к Соссюру (и развитой, прежде всего, в рамках структурализма), С. определяется как «операция, которая, устанавливая отношение взаимной пресуппозиции между формой выражения и формой содержания (в терминологии Ельмслева) — или между означающим и означаемым (у Соссюра), — производит знаки» (Греймас А.Ж., Курте А. Семиотика. Объяснительный словарь // Семиотика. М., 1983. С. 526). Указанное определение связано с общим подходом к понятию знака, так или иначе восходящим к соссюровской лингвистике. Для нее существен, прежде всего, постулат о произвольности знака (см. Теоретической лингвистики постулаты), в силу которого связь означающего с означаемым не обусловлена никакими собственными свойствами этих компонентов знака. Она возникает только в рамках целостной системы, объединяющей знаки. С, как процедура порождения знака, есть, в свою очередь, процесс функционирования системы. Он имеет место в результате обмена между различными частями системы. Именно процесс обмена превращает участвующие в нем элементы в знаки или сообщения. Классическим примером С. является функционирование денег в экономической системе. Деньги становятся знаком в момент их использования, напр. при покупке товара. Именно тогда происходит наделение их значением, т.е. соединение означающего (денежного знака) с означаемым (его товарным эквивалентом или ценностью). Приведенный пример является, по-видимому, парадигмальным для представления С. в рамках указанной традиции. В частности, К. Леви-Стросс использовал его при описании знакового характера социальных отношенийвпервобытномобществе. Аналогичный подход можно найти у многих авторов, связанных, прежде всего, со структуралистской или постструктуралистской традициями.         Другое определение С. восходит к работам Ч. Пирса, который рассматривает знак как объект, репрезентирующий или замещающий нечто др. в человеческой деятельности. Сам Пирс при описании С. опирается на античное определение, используя триадическую схему «объект — знак — интерпретанта». Термином «интерпретанта» он обозначает способ употребления знака человеком, или то действие, которое производит знак на человека. Описание процесса С. требует при этом следующих уточнений. Во-первых, три указанных компонента С. необходимо дополнить еще одним — интерпретатором, т.е. субъектом, производящим и интерпретирующим знаки. Во-вторых, С. осуществим только в сообществе интерпретаторов, между которыми существует согласие относительно правил интепретации. Деятельность сообщества и состоит в непрерывно продолжающемся С. Знак, произведенный одним субъектом, интерпретируется другими, т.е. порождает интерпретанту. Последняя, в свою очередь, выступает как другой знак, также подлежащий интерпретации. Таким образом, объект (т.е. «сама реальность»), по поводу которого происходит общение, никогда не представлен непосредственно. Для членов сообщества он всегда скрыт за совокупностью знаковых опосредовании, т.е. представлен для понимания лишь в рамках С.         Ч. Моррис, развивая подход Пирса, выделил три измерения С, т.е. три аспекта деятельности, связанной с использованием знаков. Порождение и интерпретация знаков включают: 1) связь различных знаков в рамках знаковых сообщений; 2) установление отношений между знаками и обозначаемыми объектами; 3) человеческие действия, связанные с продуцированием и интерпретацией знаков, т.е. отношение знаков к интерпретаторам и опосредованные знаковой деятельностью их отношения между собой. Эти три измерения Моррис назвал соответственно синтаксическим, семантическим и прагматическим, а изучающие их дисциплины (разделы семиотики) синтактикой, семантикой и прагматикой.         Г.Б. Гутнер

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме СЕМИОЗИС — 0

Найдено научныех статей по теме СЕМИОЗИС — 0

Найдено книг по теме СЕМИОЗИС — 0

Найдено презентаций по теме СЕМИОЗИС — 0

Найдено рефератов по теме СЕМИОЗИС — 0