семантического дифференциала метод

Найдено 1 определение
семантического дифференциала метод
СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД (англ. Semantic Differential Technique) — принадлежит к методам экспериментальной семантики и является разновидностью способов построения субъективных семантических пространств (см. Семантическое пространство субъективное). С. д. м. был разработан в 1955 г. группой амер. психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Осгуд, С. д. м. позволяет измерять так называемые коннотативные значения, т.е. те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символом. Наиболее близким аналогом коннотативного значения из аппарата советской психологии является понятие личностного смысла — «значения для субъекта» (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев).         С. д. м. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В С. д. м. измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. С содержательной стороны фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания шкал, входящих в фактор. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию объектов с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив содержание объекта, его коннотативное значение, как совокупность факторов, данных с различными коэффициентами веса. При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего n-мерного семантического пространства (где мерность пространства определяется числом независимых, некоррелирующих факторов), а коннотативные значения анализируемой содержательной области задаются как координатные точки или вектора внутри этого пространства.         Семантическое пространство является своеобразным метаязыком описания значений, позволяющим путем разложения их содержания в фиксированном алфавите категорий-факторов проводить сематический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениям координатными точками в пространстве. В работах Осгуда были выделены три основных фактора («Оценка», «Сила»," «Активность»), объединяющих множество шкал, и для дифференциации коннотативных значений использовалось декартово трехмерное пространство. Работая с большим количеством шкал и понятий, амер. исследователям А. Лавойе и П. Бентлеру удалось расширить набор базисных факторов и, наряду с факторами «Оценка», «Сила», «Активность», выделить факторы «Сложность», «Упорядоченность», «Реальность», «Обычность». Аналогичные результаты были получены В.Ф. Петренко на материале рус. лексики. Наряду с универсальными семантическими дифференциалами, построенными на базе лексики из различных семантических классов, строятся и частные семантические дифференциалы для ограниченных понятийных классов. Напр., построен ряд частных семантических пространств: «личный семантический дифференциал», структурирующий прилагательные — свойства личности; «дифференциал политических терминов» и т.п. Построение таких частных семантических пространств позволяет проводить и более тонкий семантический анализ, а сами факторные структуры могут интерпретироваться как категориальная сетка данного понятийного класса. Частные семантические пространства, построенные для данной социальной популяции или отдельного индивида, не обладают межкультурной инвариантностью и несут дифференциальные психологические признаки. Последнее делает возможным их применение в психологии индивидуальных различий, но требует процедуры построения субъективного семантического пространства для каждого индивидуального исследования. Наряду с вербальными семантическими дифференциалами разработаны невербальные семантические дифференциалы (Nonverbal Semantic Differential), использующие в качестве шкал графические оппозиции, живописные картины и фотографические портреты.         В.Ф. Петренко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
1.91 мб

Визуальная оценка шрифтового дизайна методом семантического дифференциала

Шичко Людмила Александровна, Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье отражены результаты оценки шрифтового дизайна современных вывесок Минска методом семантического дифференциала и методами распознавания образов; изложена методика исследования, описано сформированное семантическое простран
Читать PDF
171.64 кб

Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения)

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена опыту применения метода семантического дифференциала в социологическом исследовании. Автор дает описание классического теста, разработанного Ч.
Читать PDF
604.31 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна, Нестерова Оксана Валерьевна
Введение. Физические и психологические параметры образовательного пространства оказывают существенное влияние на мотивацию процесса познания и его результаты.
Читать PDF
192.53 кб

Анализ представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала

Леонидова Марина Владимировна
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности пр
Читать PDF
259.12 кб

Изучение личностных смыслов физико-химических объектов методом семантического дифференциала

Хекало Татьяна Валентиновна
Предметом данной экспериментальной работы является усовершенствование преподавания физколлоидной химии в медицинском вузе.
Читать PDF
547.59 кб

Использование метода семантического дифференциала в исследовании этноконфессиональных отношений

Саблуков Александр Валентинович
B статье на конкретном примере рассматриваются возможности социологической науки по расширению своего методического арсенала при решении новых исследовательских задач.
Читать PDF
620.04 кб

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ ЭКРАНА МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Токарь Ольга Владимировна
В статье приведены результаты оценки зрительного поля экрана монитора методом семантического дифференциала, построено семантическое пространство, описана методика исследования, а также особенности ее применения к данному объекту и
Читать PDF
160.43 кб

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках. Кратко рассмотрены процедура и основные модификации метода.
Читать PDF
184.10 кб

Использование метода семантического дифференциала при анализе конкурентоспособности вуза (на примере

Шевченко Юлия Александровна
Вопросы конкурентоспособности вуза тесно связаны с восприятием образа организации, его целостностью и семантическим значением в сознании потребителей.
Читать PDF
116.43 кб

Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о се

Алмазова Ольга Викторовна, Дзукаева Вероника Петровна, Садовникова Татьяна Юрьевна
В статье описан опыт использования модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» в исследовании образов родительской и своей будущей семьи у юношей и девушек. В исследовании 2013-2014 гг.
Читать PDF
597.56 кб

Использование метода семантического дифференциала в психолого-педагогических исследованиях в вузах М

Баскин Юрий Григорьевич, Свидзинская Галина Борисовна, Свидзинская Анастасия Сергеевна
Формирование профессионального самосознания, определяющееся совокупностью когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого факторов на этапе обучения в вузе нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Читать PDF
390.10 кб

Метод семантического дифференциала в исследовании социально-культурной и правовой адаптации иностран

Саргаев Алексей Вячеславович
Обосновано применение метода семантического дифференциала в исследовании социальных установок, адаптирующихся в российском обществе иностранных граждан, выявлены проблемы, препятствующие эффективной интеграции иностранных граждан