СЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

Найдено 7 определений термина СЕМЬ МУДРЕЦОВ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

в культуре древних греков (VII-VI вв. до н.э.) деятельность наиболее известнейших и влиятельных мыслителей, риторов и законодателей, прославившихся умом и умением, часто в форме афоризмов – метких мыслей, выражать суть каких-либо явлений. Их жизненная и философская мудрость была известна всей Древней Греции. Платон среди мудрецов назвал: Клеобула, Периандра, Питтака, Биаса, Хилона, Солона из Афин и Фалеса из Милета – одного из первых философов, основателя Милетской школы, заложившей основы первоначальной античной философии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

у древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилен, Биас из Приены, Фалес из Милета, Хилон из Лакедемона и Солон из Афин. Иногда называют также и др. имена. Их наиболее известные афоризмы: "Всему свое время" (Питтак); "Наибольшее богатство - ничего не желать" (Биас); "Познай самого себя" (Фалес); "Ничего сверх меры" (Хилон, Солон).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

в древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7-6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы С.М., которым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принципов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство - ничего не желать" (Биас), "Мера - лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Периандр) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

в древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7-6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы СМ., кото рым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принципов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство - ничего не желать" (Биас), "Мера - лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Периандр) и др.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

«СЕМЬ МУДРЕЦОВ»

др.-греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличаю­щихся от фольклорных пословиц: 1 (подчеркнутым ав­торским характером, 2) нефигуративностью и стремле­нием к отвлеченным формулировкам этич. принципов. Сам тип «С. м.» восходит к древней мифологеме, имею­щей индоевроп. или др.-вост. корни (ср. «С. м.» в Вави­лоне и Др. Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «С. м.» закрепилось за группой историч. лиц (гл. обр. политич. деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Со­став «С. м.», так же как и атрибуция отд. изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский. В каноне «С. м.», составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (к-рому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений «С. м.»), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): «мера - лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «поручись - и беда тут как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам» (Питтак), «большинство людей - дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр); см. также «Познай самого себя». Год (582/581 до н. э.), в к-рый, согласно Деметрию Фалерскому, «семеро были названы мудрецами», совпадает с первым зарегистрированным годом Пифийских игр (в честь Аполлона в Дельфах): «состязание в мудрости», на к-ром (предположительно) выбирались «С. м.», луч­ше всего объяснило бы странный синтез древней ми­фологемы и конкретных историч. лиц.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др.-греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером; 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип «С. м.» восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. «С. м.» в Вавилоне и Др. Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «С. м.» закрепилось за группой исторических лиц (главным образом политических деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав «С. м.», так же, как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках ваоьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский. В каноне «С. м.», составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (которому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений «С. м.»), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): «мера - лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «поручись -и беда тут как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам» (Питтак), «большинство людей - дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр). По легенде, известной уже Платону («Протагор» 343а), «С. м.», «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения (в том числе «познай самого себя»), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, «семеро были названы мудрецами», 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона в Дельфах). Позднее «встреча» и фиктивные беседы «С. м.» усваиваются жанром философского симпосия («Пир семи мудрецов» Плутарха). Собирание и комментирование гном «С. м.» остается популярным от эллинистической до византийской эпохи.     Фрагм.: DK161-66; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 91-94; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. М, 1986, с. 61-85.     Лит.: SnellВ. Leben und Meinungen der sieben Weisen. M?nch., 1971.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером, 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип «семи мудрецов» восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. «семь мудрецов» в Вавилоне и Древней Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «семь мудрецов» закрепилось за группой исторических лиц (гл. о. политических деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав «семи мудрецов», так же как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питгак из Митилены, Солон Афинский. В каноне «семи мудрецов», составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (которому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений «семи мудрецов»), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): «мера — лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «поручись — и беда туг как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем — того не делай сам» (Питтак), «большинство людей — дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр). По легенде, известной уже Платону («Протагор» 343а), «семь мудрецов», «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения (в т. ч. «Познай самого себя»), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, «семеро были названы мудрецами», 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона вДедьфах). Позднее «встреча» и фиктивные беседы «семи мудрецов» усваиваются жанром философского симпосия («Пир семи мудрецов» Плутарха). Собирание и комментирование гном «семи мудрецов» остается популярным от эллинистической до византийской эпох.

Фрагм.: DK 1,61—66; Лебедев, Фрагменты, с. 91—94. Лит.: Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М. Л. Гаспарова, 2-е изд. М., 1986; SneIl В. Leben und Meinungen der sieben Wiisen. Munch., I971; А. В. Лебедев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме СЕМЬ МУДРЕЦОВ — 0

Найдено научныех статей по теме СЕМЬ МУДРЕЦОВ — 0

Найдено книг по теме СЕМЬ МУДРЕЦОВ — 0

Найдено презентаций по теме СЕМЬ МУДРЕЦОВ — 0

Найдено рефератов по теме СЕМЬ МУДРЕЦОВ — 0