Сексуальная этика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА
(Sexualethik) — раздел этических исследований «сексуальной жизни», основные формы которой рассматриваются с позиции нравственных требований и подчинены им. Реалистическая сексуальная этика включает в себя: 1) психологические знания об ощущениях и чувствах, связанных с половым влечением, и их влиянии и воздействии на духовную жизнь; 2) обоснование и содействие развитию духовного и нравственного превосходства человека над его сексуальными влечениями; 3) обоснование и осуществление воспитательных мер по нравственному формированию сексуальной жизни. При современном развитии общества, приведшем к ликвидации всех моральных табу в сексуальной жизни, сексуальная этика, как основа сексуального воспитания, вынуждена пересмотреть свои нормы и методы, что ей пока не удалось.
Е. Fromm. Man for Himself. New York, 1947, dt. 1954; P. Lersch. Vom Wesen der Geschlechter, 1947; A. Comfort Sexual Behaviors in Society. New York, 1950; H. Thielicke. Sex — Ethik der Geschlechtlichkeit, 1966; M. Foucault. Histoire de la sexualité, I—III. Paris, 1976—1984, dt. 1983— 1989; H. Beck, A. Rieber. Anthropologie und Ethik der Sexualität, 1982; U. Sigusch. Die Mystifikation des Sexuellen, 1984; B. Nitzschke. Sexualität und Männlichkeit — Zwischen Symbiosewunsch und Gewalt, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Сексуальная этика
(Sexual Ethics).
Область нравственных обязательств в сексуальных отношениях. Это чрезвычайно важная тема, поскольку сексуальность глубочайшая особенность человеческого существования. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1:27). В настоящее время мы живем в условиях, на крые повлияли два течения, расшатавшие традиционные иудеохристианские представления о сексуальных отношениях, сексуальная революция и движение за освобождение женщин.
Общие представления. К категории "сексуальной этики" относятся несколько важных и второстепенных вопросов, и их следует рассмотреть в широком контексте иудеохристианской традиции.
Уровень личности. Если изучать эту проблему с точки зрения личности, то в центре непременно окажется библейское учение о том, что христиане призваны к личной нравственности. В христианстве сексуальные отношения сводятся исключительно к брачным отношениям, крые представляют собой модель или символ отношения Христа к Его Церкви. Библейская норма это целомудренные невеста и жених, крые отныне хранят друг другу абсолютную верность. Этого требуют христианские представления о том, что человеческая личность священна, а тело  " храм Святого Духа ". Короче говоря, в Библии нет личной сексуальной этики,допускающей нравственный релятивизм, крым пропитано современное общество.
Женский вопрос. Другой подход к сексуальной этике связан с рассмотрением роли женщин в Церкви и обществе. В этом вопросе среди евангельских христиан нет единодушия. Можно ли рукополагать женщин? Справедливо ли, что все самые высокие посты попрежнему занимают мужчины? Каковы законные возможности, доступные верующим женщинам, крых Бог благословил детьми? Среди молодых христианских пар принято рожать двоих детей, а затем ограничивать рождаемость, чтобы мать могла продолжить свою карьеру. Считать ли эту тенденцию законным использованием современной медицины или греховной уступкой духу времени? Сексуальная революция и движение за освобождение женщин ставят под сомнение традиционные ответы на эти вопросы. Перед христианами попрежнему стоит важная задача  рассматривать современную общественнокультурную ситуацию через призму Св. Писания и мудрость иудеохристианскойтрадиции.
Уровень публичной политики. Какие ценности должны быть отражены в законах и публичной политике нашего плюралистического общества? Реальность, порождающая эти вопросы, многолика и изменчива. Постоянным остается неизбежное столкновение мнений, или, по словам одного политолога, "глубокое философское расхождение между двумя совершенно отчетливыми и диаметрально противоположными моральными представлениями о человеке". Права гомосексуалистов; половое воепитание в школах; распространение противозачаточных средств среди несовершеннолетних без ведома и согласия родителей; предложение внести поправки в закон о браке, разрешающие пробные и групповые браки; сексологичеекая литература, выступающая за инцест; фонды спермы для искусственного оплодотворения; наем чужого чрева для вынашивания своего ребенка вот лишь несколько вопросов, стоящих в центре общественной пропаганды и общественных программ. Очевидно, что все эти проблемы публичной политики посягают на иудеохристианскую мораль, поэтому мы рассмотрим сексуальную этику более подробно.
Специальные вопросы. Обзор сочинений на этические темы говорит о сильном стремлении к плюрализму в современном американском обществе. Многие христиане евангельского вероисповедания препятствуют возобновлению молитвы в школах; некрые даже отстаивают право женщин на аборт под предлогом терпимости и плюрализма. Тем не менее каждый принцип должен уравновешиваться другими принципами. Христианам евангельского вероисповедания, бледнеющим при мысли о том, что они навязывают свои ценности, следовало бы изучить реальную ситуацию, в крой возникают конфликты ценностей, а это в особенности относится к сексуальной этике. В своем смелом исследовании о половом воспитании Жаклин Кейсун пишет: "Наверное, многие родители с удивлением узнают (как было со мной), что современное половое воспитание сосредоточено отнюдь не на биологических аспектах секса... В программе для седьмого и восьмого класса в моем городе Арката, штат Калифорния, оговаривается, что "учащиеся познакомятся с феноменом мастурбации, будут смотреть фильмы о мастурбации, примут участие в спорах, изучат четыре философии мастурбации  традиционную, религиозную, нейтральную и радикальную, пройдут предварительный и завершающий тест по этому предмету". В новой программе можно найти столь же глубокий и сочувственный подход к гомосексуализму. Автор статьи о планировании семьи, написанной для учителей высших учебных заведений, подчеркивает, что "нужно завершить современную сексуальную революцию... Наше общество должно предусматривать и поддерживать разнообразные формы близости между представителями одного пола". В нашем городе в программе по половому воспитанию для начальной школы специально упоминается, что дети "вникнут в феномен гомосексуализма, познакомятся со словарем, социальными особенностями и теориями, исследующими этот феномен, посмотрят фильмы, примут участие в сценках на тему гомосексуализма и пройдут соответствующие тесты" ".
Нередко сторонники полового воспитания вместо того, чтобы оставаться беспристрастными, пропагандируют свое дело с истинно миссионерским рвением. Система полового воспитания Берта и Микса начинается с " группового похода в ванную в первом классе, с последующим показом и объяснением функций мужских и женских половых органов". Берт и Микс предлагают обязательное половое воспитание, начиная с детского сада плюс два года в высшей школе, и советуют учителям приучать студентов каждой ступени "делать записи во время дискуссий и тщательно систематизировать их, разбивая на разделы, которые составят тетрадь по сексуальности человека... Этот предмет включает внеклассное чтение о различиях между сексуальностью человека и сексуальностью низших животных". Профессор Кейсун скептически относится к " нейтральным ценностям" в движении за половое воепитание. "Национальный сексфорум выступает за распространение среди школьников специальных листков, рассматривающих реакцию мужских и женских половых органов во время полового акта. Программа, составленная для школ Фердейла, штат Калифорния, предлагает, чтобы учащиеся колледжей участвовали в действиях смешанных пар для изучения физиологии, усваивая определения эротического стимулирования, эякуляции и тому подобных терминов". В других местах та же самая программа предлагает такую тему для совместного обсуждения в классе: довольны ли студенты и студентки "размерами своих половых органов ".
Вероятно, наиболее важный вопрос, связанный с явными излишествами полового воспитания, касается права родителей руководить нравственным развитием и формированием детей. Что же делать, когда общественные программы прямо нарушают и подрывают это право? Как должны реагировать родители, придерживающиеся традиционных взглядов, когда в школах обсуждают такие темы, как гомосексуализм, аборты, внебрачные связи? Требовать от общественных программ, чтобы они были ответственны перед обществом, для крого они созданы, еще не означает навязывать мораль. Однако миф о том, что консерваторы, стремящиеся "навязать мораль ", противостоят нейтральной общественной политике, довольно устойчив. Эту точку зрения поддерживают средства массовой информации, рассказывающие о попытках консервативных христиан повлиять на ценности, отраженные в общественных учреждениях, напр. в школах. Недавно тот же двойной стандарт был применен к тем, кто приветствовал административные постановления, требующие ставить родителей в известность в течение десяти дней после того, как их юным дочерям выдали противозачаточные средства или инструкции. Два федеральных суда сочли эти притязания родителей неприемлемыми и отклонили их прежде, чем они были введены в действие. Пресса упрекнула родителей, желавших, чтобы дети ставили их в известность о подобных решениях, в том, что они вмешиваются в дело, лежащее вне их законных полномочий. Федеральные суды приняли еледующее решение: родителей не спрашивают и даже не уведомляют перед тем, как клиники по контролю за рождаемостью предлагают свои услуги их юным дочерям.
Хотя огромное большинство американцев считают гомосексуализм ненормальным, морально недопустимым и не освященным традициями и законом, движение за права гомосексуалистов глубоко укоренилось в последние годы. Католический священник Э.Т.Руэда недавно опубликовал фундаментальный труд на эту тему, крый еще долгие годы будет одним из ведущих справочных изданий по вопросу о правах гомосексуалистов. Законы о правах гомосексуалистов уже имеют силу; по крайней мере в одном случае их применили по отношению к церкви, края пыталась уволить органиста за гомосексуализм. Как мы уже говорили, сочувственное отношение к гомосексуализму отражено в программе по половому воспитанию. Федеральные агентства и федеральные проекты стремятся расширить определение "сексуальной дискриминации" и включить в него т. н. "сексуальное предпочтение", или "сексуальнуюориентацию". Сторонники гомосексуальных браков и права гомосексуалистов на усыновление детей получают серьезную, а иногда и сочувственную поддержку. Некрые ведущие протестантские церкви отстаивают права гомосексуалистов, поддерживают их и допускают к служению служителейгомосексуалистов. В американской армии запрещено набирать новобранцев из юридических школ Гарварда, Йельского, Колумбийского и других университетов, потому что в армии не нужны гомосексуалисты. Эти примеры сексуальной этики в общественной жизни указывают на то, что политика утратила связь с настроениями и убеждениями широких масс. Чьи же ценности должны быть отражены в нашем законодательстве и общественной политике?
Заключение. Итак, будем ли мы рассматривать сексуальную этику в контексте личной морали, в терминах правильной роли мужчины и женщины в Церкви и обществе или в связи с современной общественной политикой, мы придем к одному выводу. Современное общество нередко отвергает традиционные положения иудеохристианской истории, философии и теологии, даже не ознакомившись с ними, и наше наследие, включая моральный фундамент нашей правовой и политической системы, заменяют воззрениями просвещенных секуляристов. Хотя библейские ценности, крые принимают христиане евангельского вероисповедания и другие ортодоксальные христиане и иудеи, не отражены в законодательстве, во многих случаях эти древние традиции представляют собой наилучший вариант для общества. По словам Р. Дж. Нейхауза, "до недавнего времени западная культурная элита полагала, что, убрав с общественной арены религию или основанную на ней мораль... мы нашли новый источник общественных ценностей. Идея отделения Церкви от государства стала означать в умах многих людей отделение религиозных ценноетей от общественной политики. Но сейчас уже никто не считает, что эти вопросы можно решить, отстранив одну из сторон, ведущих спор... Мынесобираемся навязывать нашу систему убеждений, но и не хотим, чтобы нам навязывали чуждые нам представления, крые предлагаются под маской нейтральных или свободных ценностей, когда на самом деле они перегружены всевозможными идеями, не имеющими никакого отношения к верованиям, надеждам и убеждениям американцев".
С. Horn III (пер. А. К.) Библиография: D.G. Bloesch, Is the Bible Sexist? Beyond Feminism and Patriarchalism; A.C. Carlson, "Families, Sex, and the Liberal Agenda", PI, Wintcr 1980; S.B.Clark, Man and Woman in Christ у С. F. ?. Henry, Christian Personal Ethics: W. E. Oates, DCE, 61719; HLR: J. Kasun, "Turning Children into SexExpe ? s", PI, Spring 1979, and "The New Sex Education", PI, Winter 1980; J. Powell, Abortion: The Silent Holocaust; L. B. Smedes, Sex for Christians; H. Thielicke, The Ethics of Sex; K.D. Whitehead, Agenda for the Sexual Revolution.
См. также: Прелюбодеяние; Развод; Гомосексуализм; Брака, теология; Раздельное жительство супругов.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
954.53 кб

Из «Тьмы» приватности на «Свет» публичности (сексуальная этика в дискурсе художественной литературы

Пушкарев A. M.
Статья посвящена проблеме складывания новой сексуальной этики у молодежи через призму художественной литературы. Автор отмечает, что 1920-е гг.
Читать PDF
210.64 кб

Из «Тьмы» приватности на «Свет» публичности (сексуальная этика в дискурсе художественной литературы

Пушкарев А. М.
Статья является частью большого исследования, в котором на основе анализа сексуальных отношений представлены отношения Индивида и Власти в 1920-е гг.