ЩЕРБАТСКОЙЩербачев

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

Найдено 3 определения термина ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович


        (1866—1942) — крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия ее европейской, в силу чего ее следует рассматривать как равноправную составляющую мирового историко-философского процесса; показ роли буддистов в развитии инд. философии, отсюда необходимость изучать буддийскую и индуистско-брахманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках инд. философской традиции. Особо значителен вклад Щ. в изучение буддийских систем виджнянавада (йогачара) и мадхъямика, индуистской системы ньяя. Разработанный Щ. "философский" метод перевода предполагал, что инд. философские идеи должны передаваться преимуществ, в терминах европ. философии. Щ. создал блестящую школу индологов и тибетологов, к-рая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. Сам Щ. в последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением инд. философии.
Я. Васильков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

1866 1942) - выдающийся русский буддолог, ученик И. П.Минаева, С. Ф. Ольденбурга,Г.Бюллера и Г. Якоби. В 1900 -1940 Щ.вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее — Ленинградском ун-те. С 1918 — академик, в 1928—1930—директор Ин-та будд. культуры. С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов и исследований в серии «Библиотека Буддика». Он является также автором таких крупнейших монографий по индо-будд. философии, как «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» в 2-х ч. (1903—1909), к-рая в существенно переработанном виде (под названием «Буддийская логика») вышла в свет вторично на англ. языке (1930— 1932), «Центральная концепция буддизма и значение термина «дхарма» (Лондон, 1923), «Концепция буддийской нирваны» (Л., 1927). В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат к-рых претерпел значительные изменения за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап. и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая из примерно равных (по 500 лет) эпох к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных и доктринально - умозрительных структур религ.- филос. системы, а также перетолкованием осн. принципов и исходных аксиом, содержащихся в будд. канонах. В.П. Андросов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

19 сентября 1866, Кельцы, Польша —18 марта 1942, Боровое, Казахстан) — русский буддолог, историк индийской философии. В 1889 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя-бинду» («Учебник логики»); с 1910 —член-корреспондент; с 1918 —действительный член Российской Академии наук; в 1928—30 возглавлял Институт буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения.

Опираясь на широкий круг санскритских и тибетских источников, Щербатской фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами индийской философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щербатской ввел индийских философов в системный диалог и с западной мыслью. Ставил задачей перевода буддийских текстов их максимальную европеизацию, введение в понятийную сетку современной философской мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (ч. 1—2. СПб., 1906—09) он установил критерием результативности индийских даршан соответствие кантовскому критицизму. В итоговом труде «Буддийская логика» (1930—32) выявил основание системы Дигнаги в установлении генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щербатской специально исследовал типологические различия индийской и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в индийской философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Лейбница, имперсонализме Юма, диалектике Гегеля, «философии потока» Бергсона, критике основных философских понятий у Брэдли, в «десубстанционализме» Маха и Рассела.

Соч.: The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term «Dharma». Л., 1923; The Conception of Buddhist Nirvana. Л., 1927; Buddhist Logic, v. 1-2. Л., 1930—32; Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1971. Лит.: Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М.,1998.

В. К. Шохин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — 0

Найдено научныех статей по теме ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — 0

Найдено книг по теме ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — 0

Найдено презентаций по теме ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — 0

Найдено рефератов по теме ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — 0