СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(от лат. scena — сцена театра, подмостки) — область театрального творчества; искусство создания спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и мастерства.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
от лат. scena — сцена театра, подмостки, от греч. skene — шатер, палатка) — область театрального творчества; в более узком смысле — иск-во создания спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и мастерства. С. и. определяется природой театра. Любой театральный спектакль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть худож. произв., раскрывающее свое содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности — творчества режиссера, игры актеров, иск-ва художника-декоратора, осветителя, костюмера и др. Декорация, свет, обстановка создают зрительно-пространственное решение спектакля, с к-рым сочетается его развитие во времени, представленное прежде всего через сценические события, характеры и отношения персонажей, их душевную эволюцию, а отсюда — через мизансцены, ритмы (в балете — хореографические композиции) и т. д. Пьеса, литературное слово, как и музыкальная партитура (в опере, балете), в сфере пространственно-временных измерений театра (Пространство и время в искусстве) приобретают новое эстетическое качество. Режиссер, стремясь выразить гл. содержание пьесы (или музыкального произв.) на языке С. и., неизбежно по-своему интерпретирует ее (Интерпретация), создает, по сути дела, новое худож. произв.— спектакль, обладающий особыми возможностями глубокого и всестороннего воздействия на зрителя, его эмоции и сознание. В каждом осн. виде театра (драматическом, балетном, оперном) существует своя иерархия выразительных средств (драматическая игра, пение, танец). Учитывая разнообразие промежуточных видов театра, можно говорить о бесконечном богатстве образного языка С. и., имеющего свои исторические, национальные, жанровые традиции и формы- В совр. театре чрезвычайно развиты функции режиссера — постановщика спектакля. Важнейшая часть его работы — занятия с актерами, подготовка спектакля в процессе репетиций, создание ансамбля (единства, согласованности всех элементов сценического действия). Актер — непосредственный носитель действенно-игрового начала С. и. Своеобразие иск-ва актера в том, что, создавая образы персонажей спектакля, он пользуется своими физическими и духовными данными как творческим материалом. Актер должен обладать пониманием др. людей, отличных от него характеров, способностью действовать на сцене от имени изображаемого персонажа. Для этого ему необходимы наблюдательность, творческая фантазия, эмоциональность, тонкая нервная организация, культура, а также тренированное тело, голос, пластика, музыкальность и мн. др. качества. Через творчество актера театр наиболее глубоко проникает в духовную, нравственную сферу человеческого бытия. Актер может потрясать зрителя своей игрой, к-рая в идеале в каждом спектакле стремится приблизиться к процессу первичного, эмоционально наполненного творчества. Выявлению законов актерского иск-ва посвящена система Станиславского, оказавшая большое влияние на развитие мирового театра XX в-В истории иск-ва, начиная с «Поэтики» Аристотеля, отмечается стремление определить нормы С. и. исходя из требований худож. правды. Но в процессе развития худож. культуры менялось и С. и. Понятие худож. правды расширяло свои границы, становилось содержательней, освобождалось от формальной регламентации. Обогащенное идеями и творческой практикой Станиславского, Мейерхольда, Брехта совр. С. и. трудно возвести к к.-л. стилевым признакам, хотя все ценностные критерии (глубина постижения жизненной правды, содержательность, гуманизм, сила образной выразительности, эмоционального накала и т. д.) сохраняют в нем свое значение.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
185.57 кб

Гете как реформатор сценического искусства

Сазонова В. А.
В статье профессора кафедры актерского искусства В. А. Сазоновой рассматривается реформаторская деятельность великого немецкого драматурга, режиссера, актера Вольфганга Гете в области сценического искусства.
Читать PDF
381.68 кб

Теория формы в сценическом искусстве (начало XX века)

Кондратенко Юрий Алексеевич
В статье рассматривается вопрос о развитии в начале XX века некоторых методов искусствоведческого анализа сценических искусств. Особое внимание уделено новой концепции театральной условности и теории формального анализа.
Читать PDF
217.71 кб

Музыка как ритмообразующее начало сценических искусств

Карцева Г. А., Карцев С. В.
В статье исследуются исполнительские искусства: музыка, театр, хореография, с точки зрения их функционирования в пространстве и времени сценического действия.
Читать PDF
136.89 кб

О соответствии символистской драмы природе сценического искусства

Маркова Анна Сергеевна
Данная статья посвящена проблеме соответствия символистской драмы природе сценического искусства.
Читать PDF
105.70 кб

Взаимодействие древнегреческой скульптуры и сценического искусства

Суворова Людмила Григорьевна
В работе исследуются предпосылки сценического искусства, их зависимость от способа мышления. В явном виде приводятся свидетельства в пользу идеи о скульптурности сценического искусства классической Греции.
Читать PDF
288.59 кб

Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ в

Шилова Ася Сергеевна
Исследуется феномен становления русского народного танца как искусства сценического. Представлена эволюция этого жанра от скоморохов до ансамблей народно-сценического танца.
Читать PDF
319.01 кб

Искусственное и естественное в сценической речи: новая система координат

Суленева Наталья Васильевна
В статье автор анализирует современные проблемы сценической речи, связанные с низким уровнем чтения,художественного мышления и клиповым сознанием студентов будущих актеров.
Читать PDF
437.67 кб

Труднопересекаемая граница: религиозная тематика в сценическом искусстве XXIв.

Кузнецов Илья Владимирович
В сценическом искусстве начала XXI в. сложилась тенденция к размыванию границ между религиозной и светской тематикой.
Читать PDF
714.38 кб

Проблемы трансформации народных игр тувинцев в современном сценическом искусстве

Буксикова Ольга Борисовна, Майны Шенне Борисовна
Рассматриваются проблемы трансформации народных игр тувинцев в хореографических композициях, национальных балетах, музыкально-драматических спектаклях.
Читать PDF
800.54 кб

Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства

Карпенко В.Н., Ежеченко П.С., Карпенко И.А.
Статье авторы рассматривают происхождение сценического костюма, как одного из выразительных средств танцевального искусства.
Читать PDF
20.63 мб

Сценическое речевое искусство в контексте социалистического реализма: логико-стилистические каноны

Прокопова Н.Л.
Актуальность осмысления сценического речевого искусства советского периода объясняется отсутствием исчерпывающей научной рефлексии по данному вопросу и своевременностью переосмысления художественной культуры 1917-1990 годов.
Читать PDF
491.38 кб

Характер как культурная форма и способы его функционирования в русском сценическом искусстве первой

Майданова Марина Николаевна
В статье осуществляется попытка применения культурологического подхода С. С. Аверинцева и А. В. Михайлова к теории характера, в контексте которого характер рассматривается как устойчивая в европейской традиции культурная форма.
Читать PDF
294.16 кб

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОКОВ ЖИВОПИСНО-ДЕКОРАЦИОННОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА АМЕРИКАНСКОГО

Ремнев Владимир Александрович, Комлева Анна Викторовна
В статье разрабатывается тема американского сценического искусства XX—XXI веков на стыке философских дисциплин.
Читать PDF
300.88 кб

Соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В. Кандинского и сценической компози

Туляков Дмитрий Сергеевич
В статье исследуется соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В.Кандинского и его сценической композиции «Желтый звук».