САУТРАНТИКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САУТРАНТИКА
санскр., в будд. традиции — «те, кто признает авторитет сутр») — самая поздняя школа ветви стхавиравада, возникшая ок. 2 в. до н. э. Последователи С. считали духовным авторитетом своей школы Ананду, одного из любимых учеников Будды, составителя Сутра-питаки. Основателем школы, согласно будд. традиции, был ачарья Уттара, в прошлом сторонник школы сарвастивада (отсюда другое название С.— уттарийя). В основе учения С. лежит концепция перехода скандх (скандхаматрас) из одного существования в другое. Это положение целиком противоречило кардинальной доктрине стхавиравады о временном (кшаника) существовании скандх. В 3—4 вв. н. э. С. переживает свой наивысший расцвет. Обосновавшись в районах Сев.-Зап. Индии, С. становится серьезным оппонентом школы сарвастивада и одной из ведущих школ раннего буддизма. Л. Р. Фурцева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

САУТРАНТИКА
(от слова «сутра»). Одна из четырех философских школ буддизма, относящаяся к Хинаяне. Название этой школы происходит от слова «сутра» (саутрантики — «приверженцы сутр», «сутристы»), так как ее последователи говорили, что Абхидхармисты в своих спекуляциях должны опираться лишь на Абхидхармистский материал, содержащийся в сутрах как словах самого Будды, и игнорировать иные источники. По ряду важных позиций они расходились с вайбхашиками, считая, например, многие дхармы (прежде всего, асанскрита дхармы, то есть «сверхмирские дхармы», «не входящие в составы») лишь условными (праджняпти), а не реальными (дравья) единицами. В этом отношении они сближались с махаянистами-йогачаринами, что позволило некоторым исследователям смотреть на саутрантиков, как на переходную форму от хинаянской к махаянской Абхидхарме. Кроме того, они были «репрезентативистами», то есть, признавая объективное существование внешнего мира, они отвергали учение вайбхашиков о полном соответствии образов мира, отраженных в нашем сознании, реальным вещам, рассматривая объектное содержание сознания в качестве представлений, репрезентаций, реальных вещей, которые могут и не совпадать с вещами «мира в себе» (равным образом и порядок репрезентаций в нашем сознании тоже не обязательно совпадает с порядком вещей объективного мира). В этом пункте также проявилось их сближение с йогачаринами.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

САУТРАНТИКА
санскр.), филос. школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики (сарвастивады) во 2-3 вв. н. э., в противоположность к-рой признает не три, а только два первых раздела «Типитаки», отрицая аутентичность «Абхидхарма-питаки». С. испытала влия­ние махаяны, что впоследствии привело к образованию ряда школ, объединяющих идеи двух направлений буд­дизма, в частности школы С.-мадхьямикасватантрика. Ряд школ образовался в Китае, Японии, Корее, представители к-рых соединили идеи С. с идеями вайб­хашики и ранней махаяны. Оригинальные произв. С. не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы является «Абхидхармакоша» Васубандху.
Характерной чертой С. является критич. отношение к схоластич. реализму вайбхашики. Считая, что реаль­но существует лишь мгновенное, а все «длительное» существует только номинально, С. в противополож­ность вайбхашике отрицает существование прошлых и будущих дхарм и признает только существование дхарм «настоящих», в связи с чем возникновение и исчезнове­ние их у С.- не странствие по ступеням времени, а действит. возникновение и исчезновение. Одновременно С. приходит к признанию некой внутр. тонкой органи­зации, играющей роль души. Отклонение от схоластич. реализма вайбхашики и сближение с махаяной прояв­ляется у С. особенно в ее концепции нирваны как аб­солюта: с одной стороны, она описывается как голос небытие, совершенное отсутствие, с другой - отож­дествляется с неким недифференцированным универ­сумом, что согласуется с допущением С. доктрины космич. тела Будды, Дхармакаи. Склонность С. к док­тринам махаяны проявляется и в ходе дальнейшего ее развития.

Источник: Советский философский словарь

САУТРАНТИКА
(санскр. sautra–ntika, тиб. mdo sde pa, приверженец сутр) — школа индо-буддийской философии Хинаяны, возникшая в результате раскола на Кашмирском буддийском соборе при императоре Канишке (I–II вв.). Раскол произошёл из-за несогласия признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки — третьей «корзины» буддийского канона. Вайбхашики признали их аутентичными и составили к ним комментарии («Вибхаша»; см. Вайбхашика). С. же Словом Будды считала только Сутра-питаку. Первым философом школы, сформулировавшим её принципы, был Кумаралата, или Кумаралабха (II в.). К сожалению, не сохранились труды ни его, ни его последователей. Единственный дошедший до нас трактат школы — «Спхутартха» («Открытие значений») — написан последним из саутрантиков Яшомитрой (VIII в.) и является комментарием на «Абхидхарма-кошу» Васубандху (IV–V вв.), которого он тоже причислял к авторам своей школы, как и вайбхашики. С. отрицала возможность постоянного существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем. Она признавала за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражала против положения вайбхашики о двойственной природе сущего. Согласно С., сущностная (дравья) дхармо-частица неотличима от её действия. Но познанию доступно лишь результат этого действия. Сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «существующего» (бхава) есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для С. восприятие внешних объектов весьма относительно: чтобы быть осознанным, объект лишь даёт импульс к созданию органом восприятия определённой формы. Сознание актуально в настоящем, когда оно самосознание, т.е. освещает и объекты и самое себя подобно лампе. С. полагала, что сансара реальна, а нирвана нереальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана — это конец череды рождений, не представляющий собой какого-либо иного бытия. С. отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямаки, как пустоты (шуньята), и в понимании йогачары, как сознания-сокровищницы (алая-виджняна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «я» (анатман). В отличие от вайбхашики С. не отвергала подлинность сутр Махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхармакайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от Хинаяны к Махаяне. Влияние С. на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

САУТРАНТИКА
еанскр. sautrantika— приверженец сутр) — школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.). Саугрантики словом Будды считали только Сугра-питаку (см. Трчпчтака) и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки — третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи вайбхашчки, составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы — «Спхугартха» («Открытие значений») — написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на «Абхадхармакошу» Васубандху.
Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхашики о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саугрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т. е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара реальна, а нирвана не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана -- это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
Сауграшика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики как пустоты (туньята), и в понимании ио" гачары как сознания-сокровищницы (алаявиджияна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» (Атмана). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саугрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений. Лит.: Васильева. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857; Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М., 1988; GuentherH. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder—L., 1976.
В. П. Андросов

Источник: Новая философская энциклопедия

САУТРАНТИКА
одна из восемнадцати религ. филос. школ хинаянистского буддизма (см. Хинаяна). Ее возникновение нек-рые ученые приурочивают к 200 до н.э., другие – к 200 н.э. Скептически относясь к схоластич. распрям множества школ, на к-рые разделились последователи Будды, саутрантики отрицали аутентичность филос. трактатов Абхидхадрмы – третьей "корзины" буддийского канона Трипитаки, считая бесспорно авторитетной только Сутрапитаку (отсюда и название школы). Оригинальные произв. саутрантиков не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы, как и мн. др. буддийских школ, является своего рода буддийская энциклопедия, написанная философом Васубандху (4 в. н.э.) под назв. "Абхидхармакоша". Одним из осн. теоретич. затруднений буддийских схоластов было противоречие между отрицанием существования вечной души и признанием существования воздаяния (кармы) и спасения (нирваны). В качестве решения этого противоречия саутрантики предлагают неуязвимое "семя добра", к-рое существует с незапамятных времен, никогда не изменяет свою сущность, пребывает в нас всю нашу жизнь и ведет нас к нирване; наряду с "семенем добра" саутрантики вынуждены ввести также противоположное начало – "семя зла", под к-рым они имеют в виду "врожденную способность порождать (новую) страсть как следствие прошлой страсти". С помощью понятий "семени добра" и "семени зла", к-рые представляют собой внутр., "нерушимые" элементы (дхармы), саутрантики пытаются объяснить, как существуют воздаяние и спасение. Причем они считают, что эти дхармы не могут быть уничтожены, они сохраняются как "семя", к-рое прорастает при благоприятных условиях. Эти теоретич. построения впоследствии находят завершение в понятии "сокровищницы сознания" (alaya-vijnana) Асанги – основателя школы йогачар. В отличие, напр., от сарвастивадинов (представители сарвастивады, см. Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а "семя", к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саутрантики считали, что, помимо "внутренних" дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия – лишь полезные выдумки, умственные построения (prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. реальности они не применимы. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, по их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. вывода. Сопоставляя С. с сарвастивадой и нек-рыми др. школами буддизма, можно сделать вывод, что т. зр. саутрантиков сходна со ср.-век. номинализмом. Из всех хинаянистских школ С. оказала наибольшее влияние на махаянистское направление в буддизме (см. Махаяна). Лит.: Vasubandhu, L´Abhidharmako?a, [t. 1–6], P.–Louvain, 1923–31; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Gonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962. И. Кутасова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
783.75 кб

Путь и плод просветления в учении школ вайбхашика и Саутрантика

Глебец Елена Андреевна
Статья посвящена исследованию сотериологической концепции школ Вайбхашика и Саутрантика. Рассматриваются объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.
Читать PDF
696.33 кб

Непосредственное восприятие и концептуальное мышление и их интерпретация в школе Саутрантика

Глебец Елена Андреевна
Статья посвящена исследованию непосредственного восприятия и концептуального мышления школы Саутрантика. Рассматриваются их отличительные черты, функционирование и их взаимосвязь.
Читать PDF
522.02 кб

Дискуссии между буддийскими школами вайбхашиков и саутрантиков о реальности времени

Акимов Рустам Акимович
Исследуется одна из фундаментальных категорий философии и науки время.

Похожие термины:

  • Школа саутрантика

    Отделилась от вайбхашики во II—III вв. Другое название — бахьянумеявада. Оригинальные тексты не сохранились. Учение известно по свидетельствам вайбхашики и других школ, по описаниям дискуссий, в ко