САМОВОСПИТАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания – самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

САМОВОСПИТАНИЕ
одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Формы и методы С. - это самоубеждение, самокритика, самопринужден не, самоограничение. К. Маркс указывает, что, в отличие от животного, к-рое «не отличает себя от своей жизнедеятельности», действует сообразно со своей естественной природой, человек «делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93), т. е. формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека. Проблема С. была поставлена этикой еще в древности. Но она понималась, как правило, индивидуалистически, как самосовершенствование личности ради нее самой, как цель нравственного развития индивида в отличие от служения его об-ву. В деонтологическом интуитивизме, напр., обязанность самосовершенствования трактуется как самостоятельная, не связанная с к.-л. «утилитарными» (общественными) потребностями. Однако конкретные задачи этого самосовершенствования на деле понимались по-разному, в зависимости от представления о нравственном идеале, в к-ром всегда выражались определенные классовые и общественные интересы. В противоположность буржуазному пониманию С., К. Маркс показал его общественное значение: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (там же, с. 118). По мере повышения сознательности людей (как в процессе индивидуального развития каждого отдельного человека, так и в ходе развития общественной активности масс трудящихся) личность становится не только объектом, но и во все большей мере субъектом воспитания. Особенно большое значение С. приобретает в социалистическом об-ве, где неизмеримо возрастает роль самостоятельного регулирования личностью своей моральной деятельности, где С. масс постепенно становится формой общественного процесса нравственного воспитания. Способность С., сознательного и творческого усвоения принципов коммунистической нравственности, умение целенаправленно формировать свою личность на основе анализа своих действий и постановки жизненных целей являются одними из осн. показателей степени коммунистической сознательности человека.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
124.51 кб

Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция

Безрогов Виталий Григорьевич
Рассмотрены представления христианского апологета III-IV вв. о вопросах самовоспитания человека, его антропологическом статусе и границах возможной заботы о себе.
Читать PDF
613.63 кб

Этические основы самовоспитания современной личности

Суслова И.Б.
Статья представляет собой обзор ключевой нравственной проблематики, характерной для этического наследия великого немецкого философа И. Канта.