САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции среди др. людей, в сообществе.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(Sicheinsetzen) — понятие этики, противоположное понятиям косности, «инертности сердца». Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает. Понятие самоопределения имеется уже у Кьеркегора и снова возрождается у Ясперса, а также у Хайдеггера и Сартра. Сущность самоопределения характеризуется словами, произнесенными якобы Наполеоном I: «On s’engage, puis on voit» («Определяют себя [для чего-либо], а потом смотрят»), т. е. только наблюдают последствия. У Сартра самоопределение характеризуется следующим образом: «Человек, совершающий самоопределение и благодаря этому выясняющий для себя, что он не только тот, быть которым избрал для себя, но и законодатель, одновременно с самим собой избирающий все человечество, — этот человек едва ли должен избегать чувства своей полной и глубокой ответственности» («Экзистенциализм — это гуманизм», 1946); см. Труд, Пассивизм.
Н. Nohl. Die sittlichen Grunderfahrungen, 1949; O. Fr. Bollnow. Konkrete Ethik in: ZphF, VI, 1952.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.
Эта проблема связана с правом на самоопределение наций понимаемым как предоставление проживающим на определенной территории нациям права самостоятельно решать, в каком государственном образовании они намерены жить. Острота данной проблематики связана с тем, что готовность наций создать самостоятельное государство зачастую приводит к выведению их из уже существующих территориальных образований. Поэтому при реализации данного права самоопределяющиеся нации неизбежно вступают в конфликт с др. нациями, с которыми они раньше сосуществовали в рамках единого государства, а также с центральным руководством последнего.
Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политических правах и международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически оставляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникающих конфликтах наиболее влиятельных государств.
Новейшая политическая история показывает, что процесс реализации права наций на самоопределение достаточно болезненный — мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики: после выборов в представительные органы власти республики в июне 1992, которые фактически стали референдумом по поводу будущего государственно-территориального устройства ЧССР, в Словакии победу одержало «Движение за демократическую Словакию», выступившее за создание конфедеративного государства и международную правосубъектность Словакии. Словаки тем самым четко заявили о своем желании создать собственное государство, после чего Федеральное собрание ЧССР приняло ряд законов, закрепляющих это волеизъявление, и с начала 1993 страна распалась на две части — Чехию и Словакию. Относительно мирным был и выход Македонии из состава народной республики Югославии. Желание македонцев иметь самостоятельное государство было выявлено на референдуме 1991, на основании итогов которого парламент республики объявил о ее независимости. Через два года страна была принята в ООН.
В то же время выход др. республик из состава Югославии в нач. 90-х гг. был гораздо драматичнее и стал одним из наиболее кровавых способов реализации права наций на самоопределение. Так, в ответ на принятие Словенией декларации о независимости в республику были введены войска югославской народной армии, что спровоцировало вооруженные столкновения. В Боснии и Герцеговине по поводу будущего данной территории проблема самоопределения приняла характер внутреннего конфликта между тремя основными этносами, проживающими в республике: славянами-мусульманами, сербами и хорватами. Разногласия между боснийскими общинами привели к началу военной конфронтации.
Вопрос о самоопределении балканских народов до сих пор окончательно не закрыт — в последнее время основной линией напряжения стало требование широкой автономии со стороны албанцев, проживающих на территории ; Союзной республики Югославии, образованной путем объединения Сербии и Черногории в 1992.
Для России проблема реализации права наций на самоопределение также стоит достаточно остро и нередко проявляется в виде претензий на выход национальных республик из состава федерации. Пример — Чеченская республика.
Аналогичные проблемы существуют и в других странах — наиболее ярким примером является канадская провинция Квебек, франкоязычное население которой требует выхода из состава Канады. В августе 1998 Верховный суд Канады определил правила выхода провинций из состава федерации, которые в канадской Конституции не оговорены. По мнению судей, вышеупомянутые нормы международного права не дают Квебеку право на провозглашение независимости в одностороннем порядке. Поскольку квебекцы не являются угнетенным или колонизированным народом. Однако, считает суд, если подавляющее большинство населения провинций выскажется за независимость, то федеральное правительство и др. провинции Канады обязаны начать переговоры об отделении Квебека» При этом должны быть учтены интересы федерального центра, всех провинций Канады и национальных меньшинств — ведь в провинции проживает значительное число индейцев. Т. о., решение проблемы независимости Квебека пока проходит относительно мирно.
К. В. Симонов

Источник: Новая философская энциклопедия

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство" от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С, обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала идеология. Человек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. + самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С, а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С, побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об "объекте" образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние.
СВ. Савелова

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
124.48 кб

Профессиональное самоопределение социально-исторических типов личности

Читать PDF
185.73 кб

Личностное самоопределение и современность: ценностный аспект

Веретенников Николай Яковлевич
В статье рассматривается проблема личностного самоопределения в условиях современной социальной ситуации, характеризующейся кризисом индивидуальной и коллективной идентичности.
Читать PDF
196.92 кб

Самоопределение индивидуального бытия в психоанализе С. Шпильрейн: влечение и деструкция

Бушмакина Ольга Николаевна
Рассматриваются способы самопредъявления индивидуального бытия в пространстве психоанализа, заданные в аспекте формирования феноменологических представлений.
Читать PDF
217.07 кб

Политическое самоопределение в свете концепции «Идеального типа» (методологический аспект) (методоло

Модель И. М., Петрик А. Н.
Читать PDF
198.80 кб

Традиция как символическое отношение: самоопределение традиции в структурах философского дискурса

Кардинская Светлана Владленовна
Анализируется философский дискурс традиции. Рассматривается изменение смыслов понятия «традиция» и его существование в различных концептуальных формах.
Читать PDF
568.92 кб

Профессиональное самоопределение социально-исторических типов личности

Удалова Екатерина Сергеевна
В данной статье представлено новое видение феномена профессионального самоопределения личности с точки зрения его социально-философского осмысления.
Читать PDF
242.11 кб

Самоопределение сакрального текста в структурах индуистской традиции

Кардинская Светлана Владленовна
В современный период в философской традиции происходит переосмысление ценностей западной культуры. В связи с этим актуальным становится обращение к восточным сакральным текстам.
Читать PDF
356.21 кб

Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: огюст Конт и его тео

Подвойский Денис Глебович
Настоящая статья представляет собой часть учебно-методического комплекса, разрабатываемого автором совместно с профессором Г.С.
Читать PDF
1.15 мб

Самоопределение «я»

Винчигуэрра Лоренцо
Почему человек становится философом? Конкретнее: почему стал философом Барух Спиноза, отвергнув иные возможности, предоставленные ему судьбой?
Читать PDF
122.37 кб

Человек и его мироотношение. Сообщение 2. Мироотношение и самоопределение

Беляев Игорь Александрович
Статья посвящена исследованию взаимосвязи мироотношения человека с осуществляемым им самоопределением.
Читать PDF
198.58 кб

Профессиональное самоопределение личности: исторический обзор

Пономаренко Ирина Валерьевна
В статье предпринята попытка исторического обзора взглядов философов и психологов на профессиональное самоопределение личности и факторы, влияющие на этот процессIn the paper the attempt of historical overview of the views of the
Читать PDF
13.47 мб

Суицид и радикальное самоопределение субъекта у дэвида Юма

Аванесов Сергей Сергеевич
В статье выявляется связь между базовыми онтологическими представлениями Дэвида Юма и его этикой.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение личности в повседневных жизненных практиках: трансдисциплинарный подход

Анистратенко Татьяна Григорьевна
В статье проводится социально-философский анализ самоопределения личности в повседневных жизненных практиках, социальная значимость которых заключается в том, что они составляют ценностно-смысловой социальный континуум существован
Читать PDF
213.12 кб

Учебно-методические материалы к лекции «Самоопределение философии в концепции Мартина Хайдеггера»

Полякова Наталья Борисовна
В статье рассматривается самоопределение философии, которое, по мнению Мартина Хайдеггера, оказывается единственным способам и возможностью понимания её сущности.
Читать PDF
0.00 байт

Самоопределение мышления в структурах концепта Ж. Делеза

Соколова Ольга Владимировна
В современном прагматичном мире философия утрачивает свою «актуальность». Наличия «здравого смысла», господствующего в повседневности, вполне хватает современному массовому индивиду для удовлетворения своих потребностей.

Похожие термины:

  • Изначальное самоопределение воли

    вневременное самоопределение, в результате которого человек самообнаруживается именно как тот, кто он есть. Это самоопределение не следует понимать натуралистически, как происшедшее в другой ре
  • Право наций на самоопределение

    один из драматических примеров действия неопределенных понятий; в данной фразе не определены понятия: право, нация и самоопределение. Но звучит красиво, как и практически любая фраза из области пр
  • Право на самоопределение народов

    право народа свободно, т.е. демократическими методами и без внешнего вмешательства определять свой политический и общественный строй (внутреннее самоопределение). Внешнее С. – право народа свобо
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОНАЗНАЧЕНИЕ

    понятие этики, противоположное понятиям косности, "инертности сердца". Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено