САМАНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

САМАНЬЯ
Санскр.) Объединение или смешение качеств, абстрактное
понятие рода, напр., человеческого.

Источник: Теософский словарь

САМАНА
Санскр.) Одно из пяти дыханий (Пран), которые
осуществляют химическое действие в животном теле.

Источник: Теософский словарь

САМАНЬЯ
санскр. samanya — общее) — понятие индийской философии, часто интерпретируемое как общее, или родовое, свойство, а также как универсалия, или род; одна из категорий (аадартха) вайшешики. Трудности в переводе термина «саманья» во многом вызваны отсутствием в текстах вайшешики четкой семантической границы между саманьей как универсалией и саманьей как обозначением «общего» в противоположность «особенному», «специфическому». В последнем случае саманья выступает в паре с вишеша, образуя бином взаимоотносительных понятий «общее—особенное», «универсальное—индивидуальное», «род—вид». Если оппозиция саманьи и вишеша лежит в границах самой идеи универсалии, реальную оппозицию саманья как универсалии составляет антья вишеша — «предельные различители», выступающие основой индивидуальности вещей.
Саманья служит основанием обобщающего знания, т. е. «включения» (анувритти) того или иного объекта в известный класс на основании присутствия в нем определенного признака этого класса. Однако не ментальный акт включения или подведения под общее понятие конституирует общее между разными объектами, а, наоборот, это общее служит основанием для осуществления данного ментального акта.
Вайшешика признавала два типа саманьи — высший и низший, которые различаются своим «объемом». Высшая универсалия одна, поскольку включает все объекты только на том основании, что они существуют, число же низших не поддается исчислению. Низшая универсалия отличается от высшей еще и тем, что она может служить основанием не только идеи включения разных вещей в один класс, но и идеи исключения (vyavitti) вещей этого класса из других классов. Прашастапада приводит в пример универсалию субстанциальности (dravyatva), которая служит основанием, с одной стороны, для объединения в один класс земли, воды и других субстанций, а с другой — для исключения из него качеств и действий. См. также Универсалии в индийской философии.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • САМАНАТТИ

    Санскр.) Абсолютное сосредоточение в Раджа-Йоге; процесс развития, с помощью которого достигается (апатти) совершенное безразличие (Само). Это состояние - последняя ступень развития перед тем, как д
  • САМАНЕРА

    Начинающий; кандидат в буддийские жрецы.
  • САМАННАПХАЛА-СУТТА

    (пал. Samannaphalasutta «Наставление о плодах подвижничества», до 1 в. н.э.) — вторая сутта «Дигха-никаи», первостепенно важный источник по шраманскому периоду инд. культуры, содержащий свидетельства о перв
  • САМАНТА БХАДРА

    Санскр.) Букв., "Вселенский Мудрец". Имя одного из четырех Бодхисаттв Школы Йогачарья, Махаяны (Большой Колесницы), Мудрости этой системы. Существует четыре земных и три небесных Бодхисаттвы; только
  • САМАНТА ПРАБХАСА

    Санскр.) Букв., "вселенский блеск" или ослепительный свет. Имя, под которым каждый из 500 совершенных Архатов вновь появляется на земле как Будда.
  • САМАНТАБХАДРА

    (санскр. samantabhadra, тиб. kun tu bzang po, Всецело Благой) — 1) имя одного из восьми главных бодхисаттв Махаяны, воплощающего щедрость; 2) синоним природы Будды; 3) одно из имён Тела Закона (дхарма-кайя) Будды в ка