САЛИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

САЛИИ
(лат. salii, букв. - плясуны) - римская жреч. коллегия из 24 чел. во главе с магистром, устраивавшая ежегодно 1 марта празднества в честь бога войны Марса. Коллегия делилась на две группы, к-рые именовались по местам проведения церемоний палатинскими и коллинскими С. На празднествах С, одетые в медные панцири и со «свящ.» щитом-анциле, возглавляли торжеств, шествия, сопровождаемые пением и плясками и заканчивавшиеся пиром. В середине марта С. устраивали также празднества в честь Мамурия, легендарного изготовителя щита-анцило.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

САЛИИ
лат. Salii, от salio - прыгаю, пляшу) - др.-римск. жрецы бога Марса и его ипостаси бога Квирина, составлявшие 2 коллегии, по 12 человек в каждой: палатинскую и квиринальскую (по названиям районов Рима). С. избирались из патрициев и возглавлялись магистром. Во время ежегодн. празднеств, посвященных Марсу, С. пели магич. гимны и исполняли св. пляску (отсюда название С. - плясуны), ударяя копьями в св. щиты (анкилы), один из к-рых, по преданию, упал с неба. Кроме римск. С. существовали коллегии С. и в нек-рых цр. италийских городах.

Источник: Атеистический словарь

Салии
Салии (Salii – плясуны) – древнеримские жрецы бога Марса, разделявшиеся на две коллегии по 12 человек в каждой – Salii Palatini и Salii Collini, или Agonales, или Agonenses (по имени Квиринальского холма – Collis, или Agonius Collis). Учреждение палатинских салиев приписывается преданием Нуме и стоит в связи с легендой о священных щитах (ancilia), из которых один упал в руки Нумы с неба, как залог благополучия Рима, а остальные 11 были сработаны по его образцу. Хранение этих щитов было возложено на коллегию из 12 жрецов, которые по местопребыванию на Палатинском холме получили название палатинских салиев. Вторая коллегия была учреждена Туллом Гостилием и имела sacrarium на Квиринале. Обе коллегии существовали самостоятельно и имели свои ритуальные книги.
Салии избирались из патрициев и должны были принадлежать к числу patrimi и matrimi, т. е. быть сыновьями родителей, сочетавшихся браком per confarreationem. Служба С. была пожизненная; вступление в коллегию происходило при жизни родителей; совмещение службы в коллегии салиев с магистратурой не допускалось, и если салий занимал какую-либо должность, то он выходил из коллегии. Салии делились на старших и младших. Во главе коллегии стоял magister; в составе ее находились также praesul (корифей плясунов) и vates (запевало). Отправляясь в поход, полководцы входили в sacrarium Martis и приводили в движение священные щиты. Осенью, по окончании военного сезона, щиты убирались. 1 марта – в день, в который, по преданию, упал с неба щит, – происходила процессия, в которой участвовали салии, одетые в военные одежды. Процессия останавливалась у святилищ, где салии пели гимн и исполняли священную пляску. До 24 марта совершалось еще несколько празднеств; затем культ Марса замолкал до 19 октября. В этот день совершался особый обряд на Авентине, после чего щиты опять убирались на всю зиму. Древние гимны коллегии (Saliorum саrmina или ахаmenta), восходившие ко времени Нумы, сохраняли свою архаическую форму и были едва понятны самим жрецам. В императорскую эпоху салии были жрецами консекрированных императоров. Кроме римских салиев, существовали еще коллегии салиев в Тибуре (в честь Геркулеса), Тускулуме, Веях, Альбе, Лавинии, Анагнии: все эти учреждения стояли в связи с воинственной стороной культа бога Марса и родственных ему божеств, на что указывает главный религиозный обряд – пляска (откуда и самое название Salii – плясуны), имевшая, вероятно, воинственный характер, как греческая пирриха. Н. О.
Ср. Bergk, «Decarminum saliarium riliquiis» (Марб., 1847); Wordsworth, «Fragments a. Specimens of early Latin» (Оксфорд, 1874); Lander, «Carminis Saliaris reliquiae» (1888); Roscher, «Mars et Apollo» (Лпц., 1873); Энман, «Легенда о римских царях» («Журн. M. н. просв.», 1895).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.