САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Найдено 1 определение
Сакральный образ
в религиозных культурах совокупность представлений об индивидуальной форме существования сакрального (см. Сакральное). В С.о. идея сакрального получает иконическое выражение и претворяется в чувственно доступные формы. Посредством С.о. религ. сознание конкретизирует идею присутствия священного и придает восприятию сакрального предметность. Типичным способом феноменологич. описания С.о. является использование тропов, прежде всего, метафор и метонимий: например, образ Бога в видении Иезекииля есть “как бы подобие человека” (Иез. 1.26); в “Бхагаватгите” в уста Бхагавана вложены слова: “Я — сиянье луны и солнца... / Я — в земле благой чистый запах, / Я — в пламени жгучая сила” (Бхг. 7.8-9). С.о. могут представлять как святость полноты бытия (“Брахман — это все”, согласно упанишадам), так и сакрализованные культурой конкр. явления: первопричину существования (Пуруша “Ригведы”), судьбу (греч. мойры), природную стихию (слав. Перун — бог грозы), психич. акт (Морфей — олицетворение сна), обществ. норму (договор персонифицирован в древнеинд. культуре в образе Митры) и т.д. Иерархия С.о. подразумевает существование субстанциальных С.о., выступающих источником и основанием святости, и несубстанциальных С.о., к-рые лишь проявляют бытие священного (сакральные графич. изображения, аллегории и пр.). Несубстанциальные С. о. могут быть укоренены в религ. культурах как сакральные символы. Субстанциальные С.о. в одних культурных традициях наделены отчетливыми личностными характеристиками (напр., образ Иисуса Христа), в других могут быть представлены как безличное начало (так в ранних упанишадах описан Брахман). Нек-рые С.о., особенно на начальных ступенях формирования, нераздельно сочетают в себе персонифицированные и неперсонифицированные черты (Агни “Ригведы” — личный бог и одновременно — Священный огонь). В тех традициях, где предпочтение отдается персонифицированным чертам С.о., религ. сознание склонно придавать этим образам или териоморфный облик (быка, волка и т.д.) или, как чаще случается, антропоморфный вид (антропоморфизм). Персонифицированные С.о. наделяются индивидуальной судьбой, изложение к-рой развертывается как мифол. повествование, священная история. Высшие субстанциальные С.о. возводятся религ. сознанием в статус божеств. образов. На божеств. образы переносится важнейшее свойство сакрального — инаковость по отношению к профанному, мирскому (“Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый” (Ис. 40:25)), к-рое согласовывается в вероучении с представлениями о соучастии божества в бытии мира (теофания). Распространенными формами такого согласования являются образ бога-странника и мифологема боговоплощения. В культурной истории человечества С.о. на протяжении длит. времени играли доминирующую роль при построении картины мира, в мифологии, этич. и эстетич. нормах, философии и искусстве. В европ. истории степень их воздействия начинает значительно сокращаться в Новое время. В 20 в. в России и на Западе развертывались мощные кампании по внедрению в культурное сознание, взамен традиц. С.о. христианства, образов полит. вождей, религ. харизматиков новых культов и прочих претендентов на духовную власть, чьи образы должны были составить основу новой социальной мифологии и совр. язычества. Лит.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994; Leeuw G. van der. L´Homme primitifet la religion. Etude anthropologique. P., 1940; Pettazzoni R. The Supreme Being: Phenomenological Structure and Historical Development // The History of Religions: Essays in Methodology. Chi., 1959; Eliade М. Aspects du mythe. P., 1963. А.П. Забияко. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
174.71 кб

Этюд на тему о философии сакрального образа

Кутковой В.С.
Статья посвящена изучению специфики сакрального образа и проблемам его отличия от светского художественного образа.
Читать PDF
346.94 кб

Образ солнца в философии сакрального Жоржа Батая

Зыгмонт Алексей
Статья посвящена анализу образа солнца в философии Жоржа Батая и рассмотрению места этого образа относительно его теории сакрального.
Читать PDF
1.47 мб

Сакральные образы экологических моделей идеальных городов

Балакина Л. А., Козенко А. А.
Основной целью работы является выявление общих композиционно-символических признаков и экологических принципов формирования идеальной городской среды путём анализа и сопоставления градостроительных моделей библейского Нового Иерус
Читать PDF
910.38 кб

Образ сакрального пространства в современной башкирской прозе

Набиуллина Гульнур Мирзаевна
В статье исследуется образ сакрального пространства в современной башкирской прозе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения современной башкирской прозы.
Читать PDF
546.21 кб

Хаттуса в Новохеттский период: сакральная топография и образы защиты

Налимова Надежда Анатольевна
Богазкей/Хаттуса – анатолийское поселение, существовавшее и развивавшееся с III тыс.до н. э., со времени доминирования хаттов и расцвета ассирийских торговых колоний.
Читать PDF
196.18 кб

Сакральное пространство бурят: реконструкция и моделирование образов

Содномпилова Марина Михайловна
Постсоветский период в России маркирован процессом десекуляризации общественного сознания, сопровождаемого реконструкцией традиционных религиозных символов и практик и сложением новых.
Читать PDF
258.33 кб

Сакральное пространство горнозаводского Урала: визуальные образы [1]

Мурзина Ирина Яковлевна, Мурзин Александр Андреевич
В статье раскрывается специфика визуальных образов горнозаводского Урала: почитаемых мест, храмов, монастырей как репрезентаций сакрального
Читать PDF
391.24 кб

Основные понятия, образы и символы сакральной географии Н. С. Гумилева

Раскина Елена Юрьевна
Статья посвящена образам, символам, темам и мотивам сакральной географии в произведениях Н. С. Гумилева.
Читать PDF
294.44 кб

СУФФИКСАЦИЯ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОНИМОВ В РИМСКИХ САКРАЛЬНЫХ КНИГАХ

Хорькова Ирина Валентиновна
Статья посвящена давно дискутируемому в антиковедении вопросу о содержании и происхождении римских понтификальных книг. О них можно судить по упоминаниям в трудах христианских авторов первых пяти веков христианства.
Читать PDF
660.91 кб

Сакральная образная символика в пережитках промыслового культа коми-зырян

Некрасов Р.В., Нестерова Н.В., Окулова Е.И.
Авторы рассматривают некоторые особенности промыслового культа в контексте феномена эзотерического порядка в традиционной культуре коми-зырян.
Читать PDF
79.57 кб

Репрезентация визуальных образов сакрального пространства в вузовской практике

Мурзин Александр Андреевич
Статья посвящена проблеме изучения репрезентации визуальных образов сакрального пространства в вузовской практике.
Читать PDF
1.36 мб

Скрытые образы русского города: от сакральной мистерии к греховной драматургии

Ершов М.Ф.
В статье анализируются культурные аспекты формирования образов отечественного города в XVII-XIX вв. В данный период продолжались трансформации городов и смена их состояний.
Читать PDF
488.59 кб

Культурно-стилистические виды сакральной образности в культе предков коми-зырян

Некрасов Р.В., Морохина Е.В.
Авторы рассматривают некоторые особенности культа предков в контексте феномена эзотерического порядка в традиционной культуре коми-зырян.
Читать PDF
370.87 кб

Первый памятник Жанне д’Арк и проблема сакральности ее образа во Франции Нового времени

Тогоева Ольга
Статья посвящена истории первого памятника Жанне д’Арк, установленного в Орлеане в конце XVначале XVI в.
Читать PDF
210.21 кб

Особенности функционирования сакральных образов Елиа и Уацилла в осетинском (дигорском) фольклоре

Сокаева Диана Вайнеровна
Тексты осетинского фольклора, зафиксированные Г.А. Дзагуровым, представляют большой интерес для специалистов, так как записывались от лучших сказителей на протяжении большого временного отрезка.