САХАДЖИЯ

Найдено 1 определение
САХАДЖИЯ
школа вишнуитского тантризма (иногда понимается и как широкое религиозное движение, куда входят несколько отдельных школ). Появилась в XVI-XVII вв. на основе идей дочайтанитского кришнаизма. Значительное влияние на С. оказала школа гаудия с ее идеалом внесупружеской любви. С. располагает большим корпусом текстов; написаны они в основном туманным, загадочным языком. Важнейшее понятие С. — сахаджа, чистая божественная любовь, первоначало мироздания, а также высшее знание. По форме сахаджа есть вечное единство Кришны и Радхи. Все люди имеют низшую, естественную природу (рупа), а также чистую природу божеств (сварупа); мужчина — природу Кришны, женщина — природу Радхи. Низшая и высшая природа в человеке тесно взаимосвязаны. Необходимо обрести сахаджу уже в земной жизни, в телесной форме. Для этого нужны совместные усилия двух адептов, мужчины и женщины, которые обожествляют друг друга в ходе специальных сексуальных практик с элементами йоги. Такое обожествление превращает обычную чувственную любовь в любозь запредельную, выводит ее в «духовный Вриндаван», где Кришна и Радха вечно наслаждаются друг другом. Тело воспринимается в С. как микрокосм, воплощающий вселенную, и истина должна быть реализована именно в нем. Без тела невозможно познать истину (или, что то же самое, достичь высшей любви). Но идеальная любовь может быть достигнута только в совершенном теле, поэтому важное значение имеют йогические упражнения, удаляющие из тела элементы распада. Практика достаточно сложна и насчитывает три стадии: новичок, опытный и совершенный. Сексуальные практики начинаются только со второй ступени, а подлинная любовь испытывается только на третьей. Партнеры должны идеально подходить друг другу, составлять одно тело и один ум. При достижении высшей реальности практикующие осознают, что сахаджа пребывает в основе «я» и неодушевленных объектов, т. е. всего мира. Школа гаудия расценивает движение С. как «еретическое». См. также Баулы, Натха.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм