САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
художествснное оформление участков дикой природы с учетом эстетических, функциональных и экологических принципов; один из видов прикладного искусства.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
худож. оформление участков дикой природы с учетом эстетических, функциональных, экологических принципов; один из видов прикладного иск-ва (Декоративно-прикладное искусство). Своеобразие С.-п. и. в том, что это «живой», постоянно изменяющийся вид искусства (парк никогда не может рассматриваться как завершенное произв. иск-ва). Меняется не только природный материал (растут деревья, выветриваются камни, разрушаются гроты), но и эстетическое восприятие парка, сада: их эстетическая значимость носит исторический характер. Как объекты восприятия сады и парки никогда не могут быть полностью отделены от субъекта. Поскольку они создаются людьми для того, чтобы в них отдыхать, думать, общаться, наслаждаться красотой рукотворной природы, человек изначально является центром С.-п. и. Совр. С.-п. и. предшествовала длительная традиция, когда эстетическое и утилитарное в отношении к садам и паркам совмещалось или же искусственно противопоставлялось. Термин «сад» обычно носил более утилитарный смысл, нежели парк. Он означал участок культивированной земли, засаженной фруктовыми деревьями, цветами, лекарственными растениями; зачастую сад органично включал в себя огород (характерно, что еще в первой половине XVIII в-«Летний сад» в Петербурге назывался «Летним огородом»). Хотя в понятии «парк», в отличие от «сада», осн. акцент традиционно делался на эстетической стороне, парки органично включали в себя хозяйственные постройки; оранжереи и т. д. Гармоничное сочетание эстетического и функционального в С.-п. и. характерно, напр., для подмосковных усадеб XVIII—XIX вв.: Кусково, Архангельское, Марфино и мн. др.— это и увеселительные резиденции, я места тихого уединения, и хозяйственные предприятия. В совр. понимании парк — искусственно организованная замкнутая природная среда, представляющая собой синтез разных форм худож.-эстетической деятельности: садоводства, цветоводства, архитектуры, живописи и отражающая исторически определенный уровень культуры и национально-стилевые особенности С.-п. и. По аналогии со стилями в иск-ве в С.-п. и. по стилистическому оформлению различаются монастырские сады, сады позднего средневековья, садово-парковые ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм. Внутри каждого из этих стилей можно выделить национальные разновидности, превратившиеся в самостоятельные стилевые направления (напр., голландское барокко, рус. усадьбы XIX в.). В С.-п. и. используется два приема композиции; 1. Регулярное садоводство подчинено геометрическому плану, осн. его принцип — симметрия и строгая последовательность в расстановке всех декоративных элементов. 2. Ландшафтный парк основан на свободном, естественном соединении составляющих элементов (лужаек, прудов, различных пород деревьев). Это не слепое копирование природных ландшафтов, а сознательно преобразованная, эстетизированная природная среда. В зависимости от выполняемых совр. садами и парками социокультурных функций можно выделить следующие их типы: мемориальные парки, парки культуры и отдыха, национальные и природные парки, городские парки, спортивные, олимпийские парки, этнографические парки, зоопарки, лесопарки, гидропарки, детские парки, парки-выставки.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
680.81 кб

Садово-парковое искусство древней Японии

Мостовой С. А., Малкин А. Я.
Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан.
Читать PDF
79.66 кб

Садово-парковое искусство птолемеевского Египта

Поршнев Валерий Павлович
На основании археологических и письменных источников прослеживаются особенности планировки и оформления садов и парков Египта периода правления Птолемеев.
Читать PDF
409.43 кб

Художественные средства садово-паркового искусства

Валиуллина Альфия
Статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д.
Читать PDF
1.44 мб

Современные тенденции развития садово-паркового искусства

Максименко А.Е., Малаховская А.И.
Читать PDF
4.97 мб

Усадьба Новосильцевых - памятник садово-паркового искусства XVIII в

Золотарева Е.В., Емельянова О.Ю.
Усадьба Новосильцевых одна из многочисленных дворянских усадеб, созданных в Орловской области в XVII начале XIX вв., и практически разрушенных к настоящему времени.
Читать PDF
1.42 мб

АРБОРСКУЛЬПТУРА КАК НОВЫЙ ФОРМАТ АРТ-ОБЪЕКТОВ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Смолина Олеся Олеговна
На сегодняшний день для решения комплексной проблемы экологического кризиса городов создаются новые условия интегрирования природной среды в архитектуру, расширяется арсенал средств для повышения качества и репрезентативности горо
Читать PDF
281.55 кб

Историография изучения истории садово-паркового искусства в ХХ - ХХI веках

Коляда Екатерина Михайловна
Статья посвящена особенностям исследований садово-парковой проблематики, проводившихся в ХХ столетии и определению путей изучения истории паркостроения в ХХI в.
Читать PDF
704.20 кб

Территориальная организация парка-памятника садово-паркового искусства «Кочубеевский»

Дзыба А.А., Куринский С.Н.
Проанализирована территориальная организация парка-памятника садово-паркового искусства «Кочубеевский» и даны предложения по улучшению территориальной организации и экологической тропы парка-памятника садово-паркового искусства «К
Читать PDF
509.43 кб

Антропогенное воздействие на памятник садово-паркового искусства г. Ставрополя Бульвар Карла Маркса

Поспелова О. А., Степаненко Е. Е., Зеленская Т. Г., Окрут С. В.
Проведен мониторинг антропогенного воздействия на памятник садово-паркового искусства Бульвар К. Маркса г. Ставрополя.
Читать PDF
1.36 мб

Садово-парковое искусство раннесредневековой Бухары по материалам коллекции резного ганча из дворца

Алпаткина Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена анализу нового источника для изучения садово-паркового искусства VI-VIII вв. фрагментов коллекции резного ганча из дворца Варахши под Бухарой, в которых представлен образ царского сада.