СААДИ БЕН ИОСИФСаамов традиционные верования

СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф

Найдено 1 определение:

СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф

882, Дилаз в Фаюме — сентябрь 942, Сура, Вавилония) — еврейский мыслитель, поэт, экзегет, грамматик, переводчик Пятикнижия на арабский язык; с 22 мая 928 по 932/35 и снова с 937 ректор (гаон) талмудической академии в Суре (потом в Багдаде). Саадья отталкивался от спекулятивной догматики мутазилитов (калам) и от рационалистического просвещенства происламских иудеев караитов (караимов) и в обширной полемике вернулся к ортодоксальному раввиническому богословию. В «Книге вер и мнений» (Kitab al-amanat wa-al-itigadat, 935; пер. на иврит Иуды ибн Таббона «Sepher ha-emunoth weha-deoth», 1186) Саадья мирит науку с верой. Бог сразу знает истину; наше знание бывает верным, но из-за темноты, плохой логики и спешки часто лишь вероятно или абсурдно. Интуиция, силллогизм правомерны наряду с «истинной традицией», хранимой в «общине монотеистов». Поскольку творение из ничего запредельно миру, знание о нем дает лишь логический вывод из различия, т. е. определенности и ограниченности неба и земли; из слаженности вещей, указывающей на источник порядка; из их переменчивости и, значит, невечности; из невозможности того, чтобы к настоящему моменту протекла актуальная бесконечность времени, которое, следовательно, имело начало. Самопорождение мира Саадья опровергает от неспособности вещи создать себя и от немыслимости бесконечной цепи вещей, вытекающих друг из друга. Но невечность материи и сотворенность ее из ничего доказывается лишь догматом и преданием. В этике Саадья верен аристотелевскому правилу уравновешенной середины: свобода воли есть выбор между выполнением и невыполнением божественных заповедей. Душа создана вместе с телом и таится в сердце, метемпсихоз исключен, воссоединение души с телом произойдет по воле Бога в дни прихода Мессии. Среди сочинений Саадьи литургическая поэзия, грамматика иврита, инвективы против караитов и Хчви Габалки. Бахья ибн Пакуда во многом следует за ним; Ибн Эзра называет его «универсальным начинателем».

Соч.: Book of beliefs and opinions, transi. S. Rosenblatt. New Haven, 1948. Лит.: Henry Malter, Saadia Gaon: His life and works, 1921 (repr. 1969); Proceedings of the American Academy for Jewish Research, 1943 (юбилейный том).

В. В. Бибихин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф — 0

Найдено научныех статей по теме СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф — 0

Найдено книг по теме СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф — 0

Найдено презентаций по теме СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф — 0

Найдено рефератов по теме СААДЬЯ бен Иосиф, Гаон, Савд ибн Юсуф — 0