РЫЦАРЬ

Найдено 1 определение
РЫЦАРЬ
мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации. Рыцарство означает путь высшего порядка, помогающий превращению человека обычного, без коня, в человека духовного, управляющего своим конем, т. е. рыцарь достигает совершенства через овладение своим телом и духом. Он наделялся такими качествами, как сила, отвага и нравственное совершенство. Укрепив тело и душу, развив чувства и разум, а также получив образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии — от барона до короля, — отражающей иерархию небесную. Покровителями рыцарства являются святые Михаил и Георгий Победоносец. Основная тема рыцарства — тема служения и аскезы, часто сопровождающаяся мистическим культом возлюбленной. Широко известна традиция сближения образа рыцаря и святого, короля и рыцаря (в образе короля Артура), короля, рыцаря и святого в одном лице (например, Людовик IX Святой), а также рыцаря и странника в образе странствующего рыцаря Дон Кихота. Система аналогий в рыцарском посвящении распространяется и на цветовую символику, соответствуя эволюционному восхождению цветов в алхимии: от черного к белому, красному, соответствующим первоматерии, ртути, сере, к последней ступени — золотому цвету. Тогда как цвета нисхождения в алхимии идут от синего к зеленому, отождествляемым соответственно с небом и землей. При этом черный цвет ассоциируется со скорбью, грехом, раскаянием и затворничеством, белый — с невинностью, светом и радостью, а красный — со страстью, кровью и экстазом. Таким образом, зеленый рыцарь — это начинающий рыцарь, присягнувший рыцарскому кодексу, или оруженосец. Черный рыцарь — рыцарь, избывающий бремя греха, идущий путем искупления и безвестности, путем побед над земными соблазнами. Белый рыцарь — победитель и просветленный. Красный рыцарь прошел через все испытания, осуществляя цель своей жизни, и достоин награды — золота трансмутации. В масонстве рыцарь имеет различные степени посвящения. Так, «рыцарь-избранник Девяти» соответствует 9-й степени масонского древнего общепринятого шотландского обряда, основанной на символическом воспроизведении легенды о мастере Хираме — строителе храма в Иерусалиме, убитом своим подмастерьем. Данный обряд сопровождается поучением о бессмысленности насилия и необходимости бесстрашно хранить масонские тайны. Посвящение в «Рыцари Востока и Запада» (17-я степень) выдержано в стилистике Откровения Иоанна Богослова. Почетный знак этой степени представляет собой восьмиугольник, на лицевой стороне которого изображен Агнец с книгой Семи Печатей, а на оборотной стороне помещено символическое изображение весов и двух скрещенных мечей. В 22-й степени — «Рыцарь Королевского Топора» — главенствует символика топора — одного из немногих предметов, наделенных как трудовым, так и царственным смыслом. Топорами были срублены ливанские кедры, тогда как двойной топор, лабрис, всегда символизировал власть. Символика 25-й степени — «Рыцарь Медного Змея» — ведет свое происхождение от того медного змея, который сделал Моисей в пустыне, чтобы предохранить свой народ от змеиных укусов. Каббалисты давно уже обнаружили символическую связь этого змея с Мессией. Тем не менее масоны не отвергают и более общепринятую трактовку этого символа, связанную с целительством и медициной. Получение 28-й степени — «Рыцарь Солнца» — в масонстве построено таким образом, чтобы посвященный мог видеть за покровом чувственных представлений образующую их духовную реальность, духовное солнце, воспринимаемое как ценность в себе сквозь пелену космических газов, находящихся в стадии взрыва. 30-я степень, завершающая основание древнего общепринятого шотландского обряда «Рыцарь кадош» — от еврейского «кадеш» — «святой», воспроизводит историю тамплиеров и смерть на костре великого магистра Жака де Моле. Обычно эту степень называют степенью «вендетты», так как в основу ее положены слова де Моле, сказанные им в пламени костра: «Отмщения, Господи, отмщения». Смысл получения данной степени — поиски справедливости и борьба с духовным и светским деспотизмом. Считается, что Рыцарь кадош возвращается в мир, чтобы символически отомстить за де Моле, т. е. восстановить правосудие. Эта степень является крайним выражением «мужского» начала всего масонского пути. Ее символом служит бело-черный орел, указывающий на летучесть материи, готовой превратиться в ДУХ. Источ.: Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
257.31 кб

«Рыцарь красоты» (некоторые аспекты этико-эстетического синтеза в философии Владимира Соловьева)

Симонова Светлана Анатольевна
Читать PDF
245.66 кб

Рыцарь добра

Мусинова Н. Е.
Читать PDF
291.63 кб

Рыцарский идеал Н. А. Бердяева в книге "новое религиозное сознание и общественность"

Бойко Владимир Анатольевич
В публикациях Н.А. Бердяева 1904-1907 гг. намечены две линии идеализации рыцарства: как воплощение глубины средневекового мистического христианства и как благородный человеческий тип.
Читать PDF
153.03 кб

Проекция рыцарских Орденов на современность

Орешкина Марина Александровна
Архетип рыцарства и благородства живы и поныне. Вопрос лишь в том, как качественно и количественно это воздействие осуществляется, насколько оно явно и каковы способы его воздействия.
Читать PDF
449.71 кб

Нормативно-ценностные аспекты рыцарского этоса

Величко Илья Владимирович, Назарова Юлия Владимировна
В статье проводится этико-философский анализ ценностных (ценности и добродетели) и нормативных (моральный кодекс) аспектов, составлявших средневековый рыцарский этос.
Читать PDF
360.56 кб

Первая русская революция и развитие рыцарского идеала Н. А. Бердяева

Бойко Владимир Анатольевич
Идеал рыцаря оказывает существенное влияние на творчество Н.А. Бердяева.
Читать PDF
287.17 кб

Концептуальные основания рыцарского идеала Н. А. Бердяева: первые шаги

Бойко Владимир Анатольевич
Философия Бердяева есть беспокойное движение мысли в пространстве, координаты которого заданы тремя понятиями.
Читать PDF
1.18 мб

ДОБРОДЕТЕЛИ РЫЦАРСКОГО ЭТОСА: ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Назарова Юлия Владимировна, Величко Илья Владимирович
В статье рассматриваются этические элементы рыцарской культуры эпохи Средневековья, одним из которых была система воинских (рыцарских) добродетелей.

Похожие термины:

  • МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ

    см. Госпитальеры.
  • РЫЦАРИ

    Идея о существовании некой элитной группы воинов бытовала в легендах ирландских кельтов задолго до появления на мифологической сцене короля Артура и его рыцарей Круглого стола (сл. главу 23). Так, с
  • РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА

    культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство (лат. - всадник) - военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в Х(( - XIV веках. Возникновение в Западной Европе рыцарства бы
  • ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

    то же, что Военно-монашеские ордены.
  • Рыцарский роман

    эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII – XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религио
  • Рыцарство

    привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века: в широком смысле – все светские феодалы-воины, в узком – только мелкие светские феодалы. Со своими сеньор