РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМРУССО Алеку

РУССО

Найдено 2 определения термина РУССО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РУССО (Жан-Жак)

французский писатель и философ (Женева, 1712 — Эрменонвиль, 1778). Прожил довольно беспокойную жизнь. Был выходцем из семьи французских гугенотов, эмигрировавших в 1550 г. Мать умерла при родах, а отец, работавший часовщиком, как только сыну исполнилось 10 лет, перепоручил его заботам пастора Ламберсье. В 1728 г. он убегает в Женеву, живет у мадам Варенс в Анси. Здесь он — то подворовывающий лакей, то ученик семинарии Анси (1729), не слишком стремящийся стать священником. Поиск себя постоянно заставляет его менять место жительства: Фрибург, Женева, Лозанна. В 1732 г. он оседает в Шамбери. В 1741 г. отправляется покорять Париж. В 1743 г. он уже посол Франции в Венеции, в 1744 г. — возвращение в Париж. В 1754 г. в Женеве пишет «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). Живет в Эрмитаже, в лесу Монморанси, где все глубже и глубже проникается чувством природы; тогда же пишет свой знаменитый политический трактат «Об общественном договоре» (1762) и педагогический роман «Эмиль» (1762), из-за козней религиозной партии в Парламенте осужденный на сожжение. Последние годы жизни Руссо проводит в Эрменонвиле. Удостоен чести быть похороненным в Пантеоне. Он одним из первых пытался пробудить сердца людей к чисто романтическому восприятию природы. Следствием этой любви был его глубокий пессимизм в отношении общества: «Все хорошо, когда оно выходит из рук Того, Кто все создал, и все вырождается, попадая в руки человека». «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), так же как и его «Письмо к дАламберу по поводу спектаклей» (1758) разоблачают недостатки цивилизации и несправедливость установленных между людьми отношений. Руссо излагает принципы сближения человека с природой, увиденные им на уровне ребенка («Эмиль»), любовной пары («Новая Элоиза», 1761), или гражданина («Об общественном договоре»). Но его главное произведение затрагивает прежде всего вопросы политической философии: в защите свободы и равенства между людьми работа Руссо «Об общественном договоре» идет дальше самых смелых утверждений Монтескье и Вольтера; задача Руссо — примирить индивидуальную свободу каждого и требования общественной жизни, одним словом, основать «естественный» социальный строй. На основе «Общественного договора» позднее была создана «Декларация прав человека»; здесь в зародыше уже заложена вся революционная философия. Кант постоянно перечитывал эту работу «ради той эмоции», которую вызывало в нем ее чтение. Немецкая политическая философия (Кант, философия права Фихте и т.д.) испытала на себе сильное влияние творчества Руссо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

РУССО

Жан Жак (28.6.1712, Женева,2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. мысли­тель и писатель, один из представителей франц. Просве­щения 18 в., идеолог дореволюц. мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его еди­номышленниками, принимал участие в создании Эн­циклопедии. В 50-х - нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-политич. и имуществ. неравенства: «Способствовало ли воз­рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольно­думство была приговорена к сожжению. Р. был вынуж­ден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во Францию.

С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.мировоззрение, но не поднялся до мате­риализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порожденным богом. Не отрицая объективное сущест­вование материи вне и независимо от человеч. сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсо­лютизируя роль чувств. познания, он принижал теоретич. мышление, его роль в установлении истины.

В социальной области Р. исследовал причины возник­новения имуществ. и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причи­ну перехода от равенства, к-рое он считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфе­ре, в возникновении частной собственности. Р. остал­ся на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.

Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о неправомерности вла­сти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р. уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетенных клас­сов.

Эти и сходные идеи широко использовались Робеспье­ром и его единомышленниками, к-рые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суве­ренитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органич. слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в услови­ях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.

В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Элоиза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего вре­мени направление сентиментализма, описывая труд про­стых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.

Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети сво­бодны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, пора­бощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчиненных. Эти констатации сопровождались у Р. утопич. рекоменда­циями: если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соот­ветственно естеств. требованиям. Р. отмечал, что вос­питатель должен возможно полно учитывать способ­ности, наклонности и интересы воспитанника, с ува­жением относиться к личности подростка, находить дифференциров. подход к ученикам, научить их самостоя­тельно мыслить и т. п.

К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалектич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме РУССО — 0

Найдено научныех статей по теме РУССО — 0

Найдено книг по теме РУССО — 0

Найдено презентаций по теме РУССО — 0

Найдено рефератов по теме РУССО — 0