РУПА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РУПА
Санскр.) Тело; любая форма, относится даже к формам богов,
которые для нас субъективны.

Источник: Теософский словарь

РУПА
(санскр. ru–pa, тиб. gzugs, внешность, цвет, форма, облик, образ) — буддийский термин, обозначающий всё, что имеет очертания и цвет. В Абхидхарме Р. (или рупа-скандха) — это одна из групп дхармо-частиц потока сознания, представляющая его чувственное содержание, в том числе сообщающая о материальном мире. Часто используется в сочетании с другими терминами. В иконографии Р. — это храмовая скульптура, образ святых ликов и других персонажей.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

РУПА
санскр., пали — форма; соотв. арупа — бесформенность). Форма подразумевает ограничения, поэтому она, как нечто познаваемое низшим разумом, существует в мире нижних небес. Мир высших небес называется миром без форм, там мир свободен от ограничений, налагаемых созерцанием форм. .Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению,6-й оковой, от к-рой нужно избавиться. а желание жигь в мире высших небес (арупа-рага) -7-й оковой. Производный термин «Буддха-рупа.» означает форму Будды, физич. образ Будды (подробнее см. Скандха). Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

РУПА

        облик, образ. Обыденное значение слова углубляется в направлении, аналогичном греческому "эйдос"; образ, отделенный от материального наполнителя, субстрата; прообраз. Часто выступает в парном термине "нама-Р." уже с упанишад. Здесь первый член соответствует словесному, языковому, дискретному, слышимому, а второй — зримому, континуальному, образному; вместе это — "понятие и эйдос", хотя исходно проще — "имя и облик". В религ. практике Р. есть иконический образ божества, а нама — имя и/или мантра его. Понимание Р. как формы неверно.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

РУПА
Рупалока. Рупа-лока. Один из трех миров буддийского психокосма. Другие названия: рупавачара, рупадхату. Уровень состояния сознания, на котором переживаемое воспринимается как пребывание в сияющих сферах среди восемнадцати видов божественных сущностей, определяемых как боги, пребывающие без усилий и печали, боги сияющих небес, жрецы и слуги Брахмы, его свита, великие брахмы. В буддизме термин «брахма» не связан с религией брахманизма. Он используется как эвфемизм, означающий персонификацию переживаний перед полным исчезновением образов, цвета и форм. Брахмы на уровне рупалоки — объекты сознания (аламбана, араммана), еще способного к переживанию радости, вдохновения. Воспринимаемые сущности описываются как имеющие огромные размеры и продолжительное существование. Им свойственны любовь (майтри), сострадание (каруна), радость (мудита), невозмутимость (упекша). Они саморождаются одетыми и обладают мужским или женским аспектами. Лишены чувственности, но привязаны к пребыванию в своем состоянии, поэтому могут переместиться на другие уровни, но не получить освобождение, что доступно только человеку. Адепту требуется проявить волю, чтобы отказаться от блаженства пребывания на уровне рупалоки и подняться еще выше, к арупалоке и нирване.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

РУПА
сс. Внешний вид. Облик. Образ. Форма. Красота. Цвет. Аспект восприятия объекта как структуры, качества, признаков, определяющих схожесть разных объектов, которые могут быть не только материальными, но и идеальными. Многозначность термина «рупа» раскрывается в образуемых им словосочетаниях: прана-рупа (структура из праны, праническое тело), кама-рупа (тело желаний, эмоций), сварупа (собственная природа вещей, их сущность, характер), рупа-прасада (опора психики, тонкая структура, связанная с органами чувств). В буддизме термин «нама-рупа» означает единство двух аспектов проявленного: номинального, идеального, духовного, имеющего только имя (нама), и материального, постигаемого через органы чувств (рупа). Только одна группа (скандха) элементов бытия (дхарма) относится к материальному аспекту (рупа-скандха). Остальные дхармы связаны с сознанием, психикой и относятся к четырем группам, определяющим нематериальный аспект (нама-скандха) вещей и явлений. Восприятие материального аспекта свойственно мирскому уровню сознания, связано с органами чувств и по своей сущности иллюзорно, так как с позиций высшей истины мир пустотен (шуньята). В процессе духовной практики сознание восходит от состояния, когда в нем доминирует чувственность (кама-лока), к состоянию, когда оно воспринимает только образы, формы, цвет (рупа-лока), а затем — к состоянию, в котором восприятие эмпирического мира прекращается (арупа-лока), происходит переход в состояние нирваны, абсолюта, трансцендирование.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Похожие термины:

  • ЭКАНА-РУПА

    Санскр.) Одно (и Многие) тела или формы; термин, относимый в "Пуранах" к Божеству.
  • МАЙАВИ РУПА

    Санскр.) "Иллюзорная форма"; "двойник" в эзотерической философии; доппелгенгер или perisprit, по-немецки и французски.
  • ШАТА РУПА

    Санскр.) "Имеющая сто форм"; относится к Вак, которая, будучи женским аспектом Брамы, принимает сто форм, т.е. к Природе.
  • РУПА-ДХАТУ

    (санскр. ru–pa-dha–tu, тиб. gzugs kyi khams, сфера цветов и форм) — общее название 16–18 миров буддийской вселенной, которые населяют высокодуховные существа (боги, архаты, бодхисаттвы, будды) и которые являются
  • РУПА-КАЙЯ

    (санскр. ru–pa-ka–ya, тиб. gzugs kyi sku, Тело цвета и формы [Будды]) – основополагающее сотериологическое понятие, которое наряду с понятием дхарма-кайи четко характеризовало религиозное учение Великой и А