РУДРА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РУДРА
Санскр.) Титул Шивы, Разрушителя.

Источник: Теософский словарь

РУДРЫ
Санскр.) Могущественные; владыки трех верхних миров. Один
из классов "павших" или воплощающихся духов; все они рождены от
Брамы.

Источник: Теософский словарь

РУДРЫ
У индийцев божества, связанные с богом ярости Рудрой. По разным источникам, их восемь, одиннадцать или тридцать три. Иногда рудр отождествляют с марутами.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

РУДРА
один из древн. доведич. божеств Индии. Считался богом молнии, грома, повелителем бурь и ветров. Поклонялись ему также как целителю, владыке лечебных трав, продлевающему жизнь. Претерпев ряд трансформаций и слившись с Шивой, Р. стал одним из гл. богов индуизма.

Источник: Атеистический словарь

РУДРЫ

        группа богов, в Ведах иногда отождествляются с Марутами, иногда означают класс демонич. существ, спутников Рудры, духов болезней, приходящих из лесного безлюдья. В послеведийском пантеоне определяется группа Р., числом 11, куда включаются нек-рые очень древние образы, также ипостаси Шивы (Аджа Экапад, Ахир-будхнья, Хара, Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин; есть др. версии перечня).
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

РУДРА
(санскр., букв. - ревун) - один из древнейших богов ведич. религии. Предполагают, что он был гл. мужским богом, к-рому поклонялось коренное население долины Инда еще в доведич. период, т. е. до вторжения племен ариев. Р. считался богом грозы, молнии и грома, покровителем ремесленников, охотников, а в дальнейшем и скотоводов, и в ведич. религии занимал второстеп. место, за Индрой и Варуной. Но с распространением брахманизма роль Р. возросла. К нему стали прилагать эпитет Шива, т. е. благосклонный. В индуизме поклонение Р. поглощено культом Шивы, и иногда имя Р. прилагается к группе подчиненных Шиве божеств бури.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Рудра
др. – инд.)  – бог грозы, олицетворяющий ярость и гнев, предшественник Шивы, сын Антиграса (вариант: Брахмы), вышедший из его головы. Р. живет на севере, с которым, как и с западом, в индийской мифологии связано все плохое. Он считается отцом марутов, известен своим яростным нравом и разрушительной силой, насылает болезни и смерть. К Р. обращаются с просьбой не убивать ни большого, ни малого, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Р. юн, быстр, у него крепкие члены, спутанные волосы, прекрасные губы, он улыбается, как солнце, но вместе с тем свиреп и разрушителен. Он – бык и «красный вепрь мира», великий асура небес. Он ездит на колеснице, в руке у него молния или палица, лук и стрелы. Р. дает жизненную силу, он властен над смертью и может отвращать ее, его молят об исцелении и называют лучшим из врачей. В мифе о жертвоприношении Дакши, на которое пригласили всех богов, кроме Р., он в ярости явился на ритуал и пронзил стрелой жертву, которая превратилась в антилопу и поднялась на небо, став там созвездием Мригаширша («голова антилопы»). Затем он напал на богов и нанес им увечья, которые устранил после того, как боги вымолили у него пощаду. Пропала только голова Дакши, вместо которой ему приставили голову козла. Р. возглавлял богов в битве с асурами, когда Сома похитил Тару, жену Брихаспати.

Источник: Мифологический словарь

РУДРА

        в пантеоне "Ригведы" бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы; занимая в нем малозаметное место, от других богов отграничивается. Впоследствии значение его возрастает, и в индуистском пантеоне он отождествляется с Шивой, имя Р. становится его эпитетом. В Ведах Р. изображается в облике одетого в шкуру дикого охотника, с иссиня-черными волосами, заплетенными в узел; ассоциируется с красным цветом (одно из толкований имени Р. — "Красный"). Зооморфные атрибуты Р. — вепрь или бык. Гимны Р. выражают страх перед его гневом; Р. насылает болезни на людей и порчу на скот, его молят о пощаде, приносят жертвы, чтобы "откупиться". Но он же — величайший из целителей. Р. — одновременно губитель и хранитель скота, его употребительный эпитет в Ведах (унаследованный Шивой) — Пашупати (Владыка скота). Р. ассоциируется с животными вообще, особенно со змеями. В змеином облике иногда изображаются зловещие спутники Р. — рудры; иногда рудры отождествляются с антропоморфными Марутами, сыновьями Р. В Ведах приводится миф о прегрешении бога-творца Праджапати, вступившего в кровосмесительную связь со своей дочерью Ушас; Р. его карает, пронзая стрелой; Праджапати в образе оленя возносится на небо; впоследствии он отождествляется с созвездием Мригаширша (Мригаишрас — Голова Оленя, часть Ориона), Ушас — с Рохини, Р. — со звездой Мригавьядха (Охотник за Оленем, Сириус). В Ведах Р. посвящается осеннее жертвоприношение сакамедха, завершающее год ведийского ритуального календаря. Р., вездесущему, приносят также жертвы на перекрестках дорог. Предполагают доарийское происхождение нек-рых черт его культа.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
131.07 кб

Столикий рудра, или онтология виртуального (по рассказам “Йогавасиштхи”) (пер. В. Г. Лысенко)

Дэйв Девнарайн

Похожие термины:

  • ШИВА-РУДРА

    Санскр.) Рудра - ведийское имя Шивы, - последнее в "Ведах" отсутствует.