Рождество

Найдено 1 определение
Рождество
(Christmas). День, крый христиане отмечают в память о рождении Иисуса Христа. В Св. Писании точная дата не указана, и в самые первые времена христианства обычая праздновать его в определенный день не было. Но уже к кон. IV в. большинство церквей отмечало Рождество, хотя в разных местах это делали в разные дни. Пытаясь установить дату, использовали разные подходы. Первые христиане предлагали 2 янв., 18 апр., 19 апр., 20 мая и 25 дек. В конце концов Церковь приняла последнюю дату, поскольку она совпадала с языческим праздником сатурналий и зимнего солнцестояния. Тем самым Церковь предложила христианскую альтернативу языческим празднествам, постепенно придавая их символике и обрядности новый, приемлемый для христианской веры и образа жизни смысл; напр., Иисус Христос как Солнце правды (Мал 4:2) занял место солнечного божества Sol Invictus ("Непобедимого солнца"). С распространением христианства по Европе в рождественскую обрядность были включены элементы, унаследованные от языческих зимних празднеств, в частности остролист, омела и рождественская елка. Христиане ввели и новые элементы, скажем  рождественские ясли и пение рождественских гимнов.
Во все периоды истории Церкви небольшая часть ее руководителей выступала против празднования Рождества. Приводившиеся при этом аргументы были, как правило, связаны со следующими факторами: (1) отрицалось право церковных властей устанавливать официальные праздники, в число крых входило и Рождество; (2) пугали пьянство и распущенность, с крыми всегда связывалось празднование; (3) Рождество имело давние и глубоко укоренившиеся связи с религиозными понятиями и обычаями язычества. Некрые христиане, в первую очередь из кальвинистов (сам Кальвин, Нокс, английские и американские пуритане, а также многие пресвитериане), отказывались праздновать Рождество. Однако лютеране, деятели Реформации остальной Европы и большая часть других протестантов настаивали на сохранении праздника, подчеркивая его глубокий смысл, выраженный в учении о воплощении Бога. К сер. XXв. Рождество стало всеобщим праздником, и его отмечают так или иначе во всех частях христианского мира. С проникновением христианства в Африку, Азию и Лат. Америку христианский праздник Рождества включил многие новые обряды и представления.
O.G. Oliver, Jr. (пер. Д.Э.)
Библиография: L.W. CowieandJ.S. Gummer, The Christian Calendar; О. Cullmann,"The Origin of Christmas", in The Early Church; P. Schaff, History of the Christian Church, III, 394400.
См. также: Христианский год.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
298.46 кб

Взаимоотношение религии и науки в творчестве профессора СПбДА Н. П. Рождественского (1840–1882) и в

Дмитрий Юрьевич Лушников, Григорий Владимирович Борисов
В статье, рассматривая вопрос взаимоотношения религии и науки, автор знакомит читателя с решением данной проблемы у профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. П.

Похожие термины:

  • РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

    двунадесятый праздник в православии, установленный в память рождения девы Марии, матери Иисуса Христа. Отмечается в сентябре. Сложился в первые века христианства. Для учреждения его использовано
  • Рождество Иисуса Христа

    (Birth of Jesus Christ). Иисус родился в Вифлееме, деревушке в северной части Иудеи, примерно в шести милях к югу от Иерусалима. В ВЗ это поселение называется и Ефрафа; хотя оно занимало довольно незначительн
  • РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

    Великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершалс
  • Рождество Богородицы (Пречистая)

    Двунадесятый праздник, 8 (21) сентября, установленный в память рождения Пресвятой Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось только в церковном предании и представляется в таком виде. Р
  • Рождество Иоанна Предтечи

    Под этим именем известен праздник (24 июня), установленный с первых времен христианства в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (I, 24–25, 57–68, 76, 80). Древние христиане восточной и западн
  • РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Это один из двунадесятых праздников и первый, посвященный Божьей Матери, отмечается 21 сентября. Само это событие не описано в Евангелии. Основой для богослужебного порядка праздника служат апокри
  • ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

    см. Лето-счисление религиозное.
  • ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОЛЬГА АНТОНОВНА

    - медиевист, историк зап.-европ. ср.-век. культуры. Окончила гимназию в Нежине и историко-филол. ф-т С.-Петербург. Высших Женских курсов (Бестужевских) (1899). Ученица Гревса. Несколько лет преподавала ис