РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Рождество Христово
Великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем богоявления (греч. Θεοφάνια, лат. Epiphania), а на Западе праздновался 25 декабря под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему западная церковь стала праздновать его именно в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие c обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи.

Источник: Православный церковный словарь.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
один из двунадесятых праздников РПЦ, занимающий место в числе наиболее почитаемых верующими. Отмечается 25 декабря (7 января). Основу его составляет евангельское сказание о рождении сына божьего Иисуса Христа. Как установлено, празднование Р. X. заимствовано из дохрист. религий, в к-рых широко отмечалось рождение богов: в Древнем Египте - Осириса (6 января), в Древней Греции в тот же день - Диониса. 25 декабря праздновалось рождение древнеиранск. бога Митры. Вполне естественным после возникновения христ-ва было и установление праздника в честь рождения христ. божества. Первоначально он отмечался 6 января вместе с крещением и богоявлением, но в 4 в. был перенесен на 25 декабря с целью вытеснить распространенный в Рим. империи культ Митры. Несовпадение во времени празднования Р. X. зап. и восточн. церквами вызвано тем, что они пользуются разл. календарн. системами. Придя на Русь вместе с христ-вом, праздник слился с отмечавшимся в то же самое время древнеславян. празднеством - святками. Мн. святочные обряды (колядование, гадание и др.) стали непременным рождеств. атрибутом, хотя никакого отношения к христ-ву не имели. Идеологии. содержание Р. X. составляет пропаганда культа Иисуса Христа как божества, открывшего верующим путь к спасению, «врата в вечную жизнь». Учение сына божьего, проповедовавшего, согласно евангелиям, идеи смирения и терпения, объявляется единственным, ведущим человека к достижению спасения. Тем самым Р. X. способствует формированию социальн, пассивности, препятствует активной, преобразующей деятельности людей.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Один из двунадесятых праздников, отмечаемый 7 января (25 декабря ст. стиля) – праздник вочеловечения предвечного Бога. Ему, как и Пасхе, предшествует 40 дневный пост с особыми подготовительными днями; 13 декабря – день св. апостола Андрея, и 19 декабря – день св. Николая. В эти дни поются стихи, объявляющие о наступающем рождении Господа. В канун Рождества служатся Царские часы и литургия Василия Великого. Всенощная праздника начинается с Великого Повечерия, и после торжественного пения благословляются пять хлебов, пшеница и вино, которые потом раздают молящимся, а также елей, которым их помазуют. В начале Рождественской утрени шестопсалмие не читается, как обычно, а поется. Читается «Евангелие от Матфея», повествующее о Рождестве. Следующий день посвящен Божьей Матери, а сам рождественский период продолжается до Богоявления, на это время отменяется пост и все коленопреклонения.
Согласно евангелистам, Христос родился в Вифлееме, когда праведный Иосиф и дева Мария пришли туда, чтобы участвовать в устроенной императором Августом переписи населения. Им не нашлось места в гостинице, и они остановились в пещере, в которую пастухи загоняли скот. В этой пещере среди сена и соломы, предназначенных для корма и подстилки скоту, ночью, через 5508 лет после сотворения мира, и родился Спаситель. Рождение младенца было ознаменовано чудесной вифлеемской звездой, и восточные мудрецы (волхвы) пришли ему поклониться.
До IV в. Рождество отмечалось вместе с Богоявлением, но затем было выделено в отдельный праздник, направленный на победу над язычеством, что до сих пор видно в рождественском тропаре.

Источник: Православие. Основные понятия.

Рождество Христово
один из гл. праздников христианства, к-рый православ. церковь относит к двунадесятым праздникам. Установлен в честь рождения Иисуса Христа. Историческая наука установила, что это празднество заимствовано христианами из древн. языческих культов. В древн. религиях отмечалось рождение «великих» богов — древнеегипетского Осириса (6 января), древнегреческого Диониса (6 января), древнеиранского Митры (25 декабря) и др. Даты этих празднеств были установлены не случайно. 25 декабря — день зимнего солнцестояния, «поворот к весне». Рождение богов связывалось с обновлением природы, ее возрождением. Христ. церковь, учитывая укоренившийся обычай отмечать рождение богов в древних религиях, позаботилась о вытеснении древн. празднеств, поглощении их новым христ. торжеством. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января как тройной праздник крещения, рождения, богоявления. Лишь в 4 в. за Р. X. укрепилась дата 25 декабря, а 6 января стали праздновать крещение. В богослужебный рождественский канон вошло много древних обрядов и обычаев, сохранившихся до наших дней. Так, на Руси Р. X. слилось с древнеславянским праздником — святками.
Ряд святочных обрядов — общинные праздничные пиршества, колядование и др. — сохранился в быту как рождественские обряды. Церковь придает особое значение празднику Р. X. Религ. проповедники усиленно пропагандируют мысль о том, что с рождением Христа, посланного богом для «искупительной жертвы» (см. Искупление) на земле, возникает возможность классового мира, ибо в христ. вере объединяются люди, независимо от их социальной принадлежности, от их места в об-ве. Перед всеми уверовавшими в Христа открывается перспектива достичь райского блаженства. Идеи классового мира притупляют классовое самосознание трудящихся, способствуют примирению людей с социальными несправедливостями эксплуататорского строя.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
один из гл. христ. праздников. В православии - относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Временное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церквами объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. Ос
нову праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с к-рым связывался «поворот к весне». Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, лишь в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обряды и обычаи существовавших народных празднеств, к-рые получали новое толкование в соответствии с христ. вероучением. В часта., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святками, христиане заимствовали наиболее распространенные святочные обряды, хотя никакого отношения к мифу о Христе они не имели. В наст. вр., как и в прошлом, Р. X. занимает одно из ведущих мест в системе христ. обрядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлежности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат проповеди клас. мира, способствующие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. общества, настойчиво внушается мысль о полной зависимости человека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на достижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориентиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.

Источник: Атеистический словарь

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
(25 дек. [7 янв.]) - один из гл. христ. праздников, установленный, по учению церкви, в честь рождения Иисуса Христа. В действительности праздник имеет значительно более раннее происхождение, а христианство лишь приспособило его к своему культу. Так, в Др. Египте ежегодно 6 янв. праздновалось «явление и рождество» бога Осириса, в связи с «рождением» и «явлением» первой зелени после спада вод Нила: возрождение природы символически истолковывалось как рождение божества. Этот праздник египтян отчасти и был заимствован ранним христианством. До 354 года Р. х. праздновалось 6 янв. (в день 6 янв. в Др. Греции праздновалось также рождение Диониса). Кроме религии египтян, на территории Римской империи, где первоначально формировалось христианство, был весьма широко распространен митраизм, приверженцы к-рого задолго до возникновения христианства отмечали 25 дек. как день рождения бога Митры. Миф о рождении Христа во многом повторял миф о рождении Митры. В митраизме получили отражение древние верования - обожествление Солнца, дарящего земле жизнь, и день 25 дек. (зимнее солнцестояние) считался днем рождения бога, потому что с этого числа солнце дольше задерживается над горизонтом. С 354 христ. церковь установила празднование Р. х. 25 дек., подтверждая этим его близость «рождеству» Митры, но рассчитывая при этом вытеснить праздник своих религ. конкурентов (25 дек. в др. религиях праздновалось также рождение Адониса и Таммуза). День 6 янв. был также сохранен христианством как праздник, но уже не рождества, а «крещения» и «богоявления» (см. Правосл. праздники). Так, вытесняя др. религии, христианство впитывало в себя элементы их вероучений, праздников и обрядов. На Руси праздник Р. х. слился с др.-слав. зимним праздником - святками, - во время к-рого устраивали жертвоприношения «духам» предков и «духам» растит, мира, чтобы обеспечить будущий урожай, а также совершали разл. рода обряды по очищению от «нечистой силы». Вводя элементы святочного культа в празднование Р. х., правосл. церковь заменила колядки христославлением, придала христ. характер праздничной елке, оснащая ее звездой в напоминание о звезде, к-рая якобы указывала волхвам путь к месту рождения Христа, и т. д. (в наше время новогодняя елка утратила религ. характер и с ее украшением связывается лишь детский праздник). Праздник Р. х. усиленно используется церковью для укрепления религ. предрассудков, для внедрения веры в «искупительную» миссию никогда не существовавшего Христа. Осн. социальным назначением праздника является проповедь классового мира: «Слава в вышних богу, и на земле мир, в человеках благоволение». К Р. х. церковь готовит верующих 40-дневным «рождеств.» постом.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
116.57 кб

Слово на Рождество Христово

Ливерий Воронов
Читать PDF
194.39 кб

Слово в неделю перед Рождеством Христовым

Ливерий Воронов
Читать PDF
1.27 мб

День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского

Д. А. Лебедев
Читать PDF
1.56 мб

День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского

Д. А. Лебедев
Читать PDF
300.59 кб

Образ Рождества Христова: его место в православном храме и особенности иконографии

Полякова Ольга Викторовна
В статье рассмотрены и систематизированы варианты включения образа Рождества Христова в состав композиций памятников более сложного наполнения.
Читать PDF
426.70 кб

Фольклорный злодей и Рождество Христово (несколько слов о нашей исторической памяти)

Степанов Ю. Г.
В статье исследуются стереотипы исторической памяти. Объектом исследования является биография К.П. Победоносцева.
Читать PDF
91.61 кб

Образ пещеры в иконографии Рождества Христова: традиция восточного и западного христианства

Козарезова Ольга Олеговна
Статья посвящена исследованию одного из самых распространенных сюжетов в раннехристианском искусстве: образу пещеры в иконографии праздника Рождества Христова.
Читать PDF
163.71 кб

Религиозно-догматическая концепция Рождества Христова и ее интерпретация в гимнографии и духовном ст

Подгорская Анна Вячеславовна
Рассматривается история возникновения праздника Рождества Христова и анализируется процесс формирования и развития рождественского мотива в православной гимнографии и духовных стихах.

Похожие термины: