РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово
Великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем богоявления (греч. Θεοφάνια, лат. Epiphania), а на Западе праздновался 25 декабря под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему западная церковь стала праздновать его именно в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие c обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи.
Источник: Православный церковный словарь.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
один из двунадесятых праздников РПЦ, занимающий место в числе наиболее почитаемых верующими. Отмечается 25 декабря (7 января). Основу его составляет евангельское сказание о рождении сына божьего Иисуса Христа. Как установлено, празднование Р. X. заимствовано из дохрист. религий, в к-рых широко отмечалось рождение богов: в Древнем Египте - Осириса (6 января), в Древней Греции в тот же день - Диониса. 25 декабря праздновалось рождение древнеиранск. бога Митры. Вполне естественным после возникновения христ-ва было и установление праздника в честь рождения христ. божества. Первоначально он отмечался 6 января вместе с крещением и богоявлением, но в 4 в. был перенесен на 25 декабря с целью вытеснить распространенный в Рим. империи культ Митры. Несовпадение во времени празднования Р. X. зап. и восточн. церквами вызвано тем, что они пользуются разл. календарн. системами. Придя на Русь вместе с христ-вом, праздник слился с отмечавшимся в то же самое время древнеславян. празднеством - святками. Мн. святочные обряды (колядование, гадание и др.) стали непременным рождеств. атрибутом, хотя никакого отношения к христ-ву не имели. Идеологии. содержание Р. X. составляет пропаганда культа Иисуса Христа как божества, открывшего верующим путь к спасению, «врата в вечную жизнь». Учение сына божьего, проповедовавшего, согласно евангелиям, идеи смирения и терпения, объявляется единственным, ведущим человека к достижению спасения. Тем самым Р. X. способствует формированию социальн, пассивности, препятствует активной, преобразующей деятельности людей.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Один из двунадесятых праздников, отмечаемый 7 января (25 декабря ст. стиля) – праздник вочеловечения предвечного Бога. Ему, как и Пасхе, предшествует 40 дневный пост с особыми подготовительными днями; 13 декабря – день св. апостола Андрея, и 19 декабря – день св. Николая. В эти дни поются стихи, объявляющие о наступающем рождении Господа. В канун Рождества служатся Царские часы и литургия Василия Великого. Всенощная праздника начинается с Великого Повечерия, и после торжественного пения благословляются пять хлебов, пшеница и вино, которые потом раздают молящимся, а также елей, которым их помазуют. В начале Рождественской утрени шестопсалмие не читается, как обычно, а поется. Читается «Евангелие от Матфея», повествующее о Рождестве. Следующий день посвящен Божьей Матери, а сам рождественский период продолжается до Богоявления, на это время отменяется пост и все коленопреклонения.
Согласно евангелистам, Христос родился в Вифлееме, когда праведный Иосиф и дева Мария пришли туда, чтобы участвовать в устроенной императором Августом переписи населения. Им не нашлось места в гостинице, и они остановились в пещере, в которую пастухи загоняли скот. В этой пещере среди сена и соломы, предназначенных для корма и подстилки скоту, ночью, через 5508 лет после сотворения мира, и родился Спаситель. Рождение младенца было ознаменовано чудесной вифлеемской звездой, и восточные мудрецы (волхвы) пришли ему поклониться.
До IV в. Рождество отмечалось вместе с Богоявлением, но затем было выделено в отдельный праздник, направленный на победу над язычеством, что до сих пор видно в рождественском тропаре.
Согласно евангелистам, Христос родился в Вифлееме, когда праведный Иосиф и дева Мария пришли туда, чтобы участвовать в устроенной императором Августом переписи населения. Им не нашлось места в гостинице, и они остановились в пещере, в которую пастухи загоняли скот. В этой пещере среди сена и соломы, предназначенных для корма и подстилки скоту, ночью, через 5508 лет после сотворения мира, и родился Спаситель. Рождение младенца было ознаменовано чудесной вифлеемской звездой, и восточные мудрецы (волхвы) пришли ему поклониться.
До IV в. Рождество отмечалось вместе с Богоявлением, но затем было выделено в отдельный праздник, направленный на победу над язычеством, что до сих пор видно в рождественском тропаре.
Источник: Православие. Основные понятия.
Рождество Христово
один из гл. праздников христианства, к-рый православ. церковь относит к двунадесятым праздникам. Установлен в честь рождения Иисуса Христа. Историческая наука установила, что это празднество заимствовано христианами из древн. языческих культов. В древн. религиях отмечалось рождение «великих» богов — древнеегипетского Осириса (6 января), древнегреческого Диониса (6 января), древнеиранского Митры (25 декабря) и др. Даты этих празднеств были установлены не случайно. 25 декабря — день зимнего солнцестояния, «поворот к весне». Рождение богов связывалось с обновлением природы, ее возрождением. Христ. церковь, учитывая укоренившийся обычай отмечать рождение богов в древних религиях, позаботилась о вытеснении древн. празднеств, поглощении их новым христ. торжеством. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января как тройной праздник крещения, рождения, богоявления. Лишь в 4 в. за Р. X. укрепилась дата 25 декабря, а 6 января стали праздновать крещение. В богослужебный рождественский канон вошло много древних обрядов и обычаев, сохранившихся до наших дней. Так, на Руси Р. X. слилось с древнеславянским праздником — святками.
Ряд святочных обрядов — общинные праздничные пиршества, колядование и др. — сохранился в быту как рождественские обряды. Церковь придает особое значение празднику Р. X. Религ. проповедники усиленно пропагандируют мысль о том, что с рождением Христа, посланного богом для «искупительной жертвы» (см. Искупление) на земле, возникает возможность классового мира, ибо в христ. вере объединяются люди, независимо от их социальной принадлежности, от их места в об-ве. Перед всеми уверовавшими в Христа открывается перспектива достичь райского блаженства. Идеи классового мира притупляют классовое самосознание трудящихся, способствуют примирению людей с социальными несправедливостями эксплуататорского строя.
Ряд святочных обрядов — общинные праздничные пиршества, колядование и др. — сохранился в быту как рождественские обряды. Церковь придает особое значение празднику Р. X. Религ. проповедники усиленно пропагандируют мысль о том, что с рождением Христа, посланного богом для «искупительной жертвы» (см. Искупление) на земле, возникает возможность классового мира, ибо в христ. вере объединяются люди, независимо от их социальной принадлежности, от их места в об-ве. Перед всеми уверовавшими в Христа открывается перспектива достичь райского блаженства. Идеи классового мира притупляют классовое самосознание трудящихся, способствуют примирению людей с социальными несправедливостями эксплуататорского строя.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
один из гл. христ. праздников. В православии - относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Временное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церквами объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. Ос
нову праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с к-рым связывался «поворот к весне». Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, лишь в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обряды и обычаи существовавших народных празднеств, к-рые получали новое толкование в соответствии с христ. вероучением. В часта., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святками, христиане заимствовали наиболее распространенные святочные обряды, хотя никакого отношения к мифу о Христе они не имели. В наст. вр., как и в прошлом, Р. X. занимает одно из ведущих мест в системе христ. обрядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлежности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат проповеди клас. мира, способствующие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. общества, настойчиво внушается мысль о полной зависимости человека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на достижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориентиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.
нову праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с к-рым связывался «поворот к весне». Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, лишь в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обряды и обычаи существовавших народных празднеств, к-рые получали новое толкование в соответствии с христ. вероучением. В часта., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святками, христиане заимствовали наиболее распространенные святочные обряды, хотя никакого отношения к мифу о Христе они не имели. В наст. вр., как и в прошлом, Р. X. занимает одно из ведущих мест в системе христ. обрядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлежности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат проповеди клас. мира, способствующие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. общества, настойчиво внушается мысль о полной зависимости человека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на достижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориентиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.
Источник: Атеистический словарь
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
(25 дек. [7 янв.]) - один из гл. христ. праздников, установленный, по учению церкви, в честь рождения Иисуса Христа. В действительности праздник имеет значительно более раннее происхождение, а христианство лишь приспособило его к своему культу. Так, в Др. Египте ежегодно 6 янв. праздновалось «явление и рождество» бога Осириса, в связи с «рождением» и «явлением» первой зелени после спада вод Нила: возрождение природы символически истолковывалось как рождение божества. Этот праздник египтян отчасти и был заимствован ранним христианством. До 354 года Р. х. праздновалось 6 янв. (в день 6 янв. в Др. Греции праздновалось также рождение Диониса). Кроме религии египтян, на территории Римской империи, где первоначально формировалось христианство, был весьма широко распространен митраизм, приверженцы к-рого задолго до возникновения христианства отмечали 25 дек. как день рождения бога Митры. Миф о рождении Христа во многом повторял миф о рождении Митры. В митраизме получили отражение древние верования - обожествление Солнца, дарящего земле жизнь, и день 25 дек. (зимнее солнцестояние) считался днем рождения бога, потому что с этого числа солнце дольше задерживается над горизонтом. С 354 христ. церковь установила празднование Р. х. 25 дек., подтверждая этим его близость «рождеству» Митры, но рассчитывая при этом вытеснить праздник своих религ. конкурентов (25 дек. в др. религиях праздновалось также рождение Адониса и Таммуза). День 6 янв. был также сохранен христианством как праздник, но уже не рождества, а «крещения» и «богоявления» (см. Правосл. праздники). Так, вытесняя др. религии, христианство впитывало в себя элементы их вероучений, праздников и обрядов. На Руси праздник Р. х. слился с др.-слав. зимним праздником - святками, - во время к-рого устраивали жертвоприношения «духам» предков и «духам» растит, мира, чтобы обеспечить будущий урожай, а также совершали разл. рода обряды по очищению от «нечистой силы». Вводя элементы святочного культа в празднование Р. х., правосл. церковь заменила колядки христославлением, придала христ. характер праздничной елке, оснащая ее звездой в напоминание о звезде, к-рая якобы указывала волхвам путь к месту рождения Христа, и т. д. (в наше время новогодняя елка утратила религ. характер и с ее украшением связывается лишь детский праздник). Праздник Р. х. усиленно используется церковью для укрепления религ. предрассудков, для внедрения веры в «искупительную» миссию никогда не существовавшего Христа. Осн. социальным назначением праздника является проповедь классового мира: «Слава в вышних богу, и на земле мир, в человеках благоволение». К Р. х. церковь готовит верующих 40-дневным «рождеств.» постом.