РОТХКЕР ЭРИХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

РОТХКЕР ЭРИХ

(12 марта 1888 – 10 авг. 1965) – нем. философ, психолог и социолог культуры. Проф. философии в Гейдельбергском (1924–29) к Боннском (с 1928) ун-тах. Филос. концепция Р. сложилась под влиянием Дильтея и нем. историч. школы. Осн. внимание он уделял философии истории как науке, изучающей структуру и законы жизни народов, а также "гносеологию и методологию историч. познания". Предпосылкой познания действительности, по Р., является "значимость", т.е. отнесенность знания к конкретной ситуации, в к-рой действует познающий субъект. При этом субъектом любого знания, творения и действия является конкретная историч. общность людей (см. ст. Р. о собств. взглядах в кн.: W. Ziegenfuss, G. Jung, Philosophen-Lexikon. Handw?rterbuch der Philosophie nach Personen, Bd 2, В., 1950, S. 375). Внешний мир, по Р., неотделим от "значимости" и является ее объективацией. Не отрицая объективного познания, Р., следуя Дильтею, подчеркивает, что этим путем еще не достигается понимание целостности жизни. Оно достижимо лишь с помощью интуиции, "творч. прозрений". Все качества, к-рыми характеризуется историч. действительность, суть символы нашего жизненного чувства (см. "Logik und Systematik der Geisteswissenschaft", Bonn, 1926, S. 163). Мировоззрение, по Р., включает все духовные факторы, определяющие как миротолкование, так и поведение человека в пределах определ. социальной общности. Р. определяет культуру ("стиль жизни") как специфич. способ действия, мышления, миропонимания, организации жизни. Осн. носители "культуры" – общности, группы, народы и нации. В них специфичность способов действия и мышления развертывается от индивидуальной духовной жизни к обществ. "стилям жизни", получающим для отд. индивида авторитарную силу. Р. сводит историч. процесс к творч. развитию сознания и самосознания отд. индивидов и социальных общностей. В то же время Р. считает, что в конечном счете творч. одаренность различных социальных групп и народов определяют биологич. факторы. Заявляя, что каждое общество проявляется как специфич. культурная целостность жизни, он отвергает взгляд на историю как единый закономерный процесс и понятие историч. прогресса. Филос. взгляды Р. непосредственно связаны с реакц. общественно-политич. убеждениями. В годы нацизма Р. восхвалял национал-социализм. Соч.: Geschichtsphilosophie, M?nch.–В., 1934; Probleme der Kulturanthropologie, Bonn, 1948; Mensch und Geschichte, Bonn, 1950; Die Schichten der Pers?nlichkeit, 6 Aufl., Bonn, 1965; Die dogmatische Denkform in den Geisteswissenschaften und das Problem des Historismus, Mainz, 1954; Intuition und Begriff, Bonn, 1963; Philosophische Anthropologie, Bonn, 1964. Лит.: Кон И. С., Бурж. философия истории в тупике, "Вопр. истории", 1960, No 12. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РОТХКЕР ЭРИХ

1888-1965) - нем. философ, представитель культурно-антропологической ветви философской антропологии.
Свою концепцию человека Р. разрабатывал под влиянием идеи исторической обусловленности познания и концепции "наук о духе" Дильтея. Р. стремился объяснить человека во всей целостности его существа, выдвинуть такую трактовку его природы, в которой эмпирическая предметность и духовная субъективность выступали бы в органическом единстве. Он не считал продуктивным ни чистый эмпиризм, ни чистый априоризм. Эмпиризм, согласно Р., в конечном итоге рассматривает человека лишь в качестве объекта, как вещь среди вещей, и упускает из виду его творческую природу, в то время как априоризм, акцентирующий творческую сущность человека, постоянно обнаруживает неспособность связать свои принципы с историей, с опытом, показать, как они возникают из самой жизни. Априоризм противопоставляет объективным порядкам и закономерностям лишь абсолютизированную субъективность: сознание, Я, душу, дух, разум. Задачу своей концепции Р. видит в том, чтобы преодолеть абсолютизацию как "предметности", так и духовности человека, представив последнего в качестве живой и творческой исторической личности.
В работе "Слои личности" (1938) Р. развивал психологическую концепцию человека. Целостное существо личности, по Р., состоит из трех основных слоев: вегетативной и животной жизни человека, определенного влечениями и чувствами "Оно" и, наконец, мыслящего и самосознающего "Я". В этих взаимосвязанных, но не редуцируемых друг к другу слоях существуют те же закономерности, что и в соответствующих слоях бытия. В отличие от антропологии Гелена, в которой человек рассматривается и истолковывается главным образом на основе негативных характеристик его биологической неспециализированности, Р. основное внимание уделял позитивному определению свободы человека, его открытости миру и его деятельной активности. Человек у него выступает как творец и носитель культуры, а сама культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Принимая общую для философской антропологии характеристику человека как существа, дистанцированно относящегося к внешнему миру и к самому себе, Р. не соглашается с положением о том, что человек в силу своей открытости миру не имеет окружающей среды. Эту проблему Р. решает на основе учения Икскюля об окружающей среде животного. Согласно Икскюлю, реальный мир существует для животного лишь в той части и в тех отношениях, свойствах и качествах, которые служат удовлетворению его врожденных потребностей. В соответствии с этим подходом, Р. констатирует различие конкретных исторических культур в рецептивном отношении, т.е. в соответствующей их измерениям избирательности. Подобно тому как физиологический порог сознания пропускает через себя лишь определенные возбуждения, так же и некий "культурный порог" пропускает через себя лишь то, что может иметь значение для собственного стиля жизни индивида. Животное имеет лишь окружающую среду, которую "выделяет" ему природа. Человек же имеет мир, который лишь тогда суживается им в результате его конституирующей деятельности до определенной "окружающей среды", когда из общего мирового целого вычленяются определенные "духовные ландшафты". Конституирование человеком жизненного мира культуры происходит, по Р., прежде всего благодаря языку, а также биологически и экзистенциально заинтересованному переживанию действительности.
Б. Т. Григорьян
Logik und Systematik der Geisteswissenschaften. Bonn, 1926; Geschichtsphilosophie. Bonn, 1934; Probleme der Kulturanthropologie. Bonn, 1948; Mensch und Geschichte. Bonn, 1950; Zur Genealogie des menschlichen Bewusstseins. Bonn, 1966; Philosophische Anthropologie. Bonn, 1966.

Источник: Современная западная философия: словарь