РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
возникла в первой половине XX в. Ее основателем является П.К. Энгельмейер, который был изобретателем, активным членом различных технических обществ, пионером автомобилизма и создателем теории технического творчества, который в условиях Октябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологиюэврологии П.К. Энгельмейер нашел в махизме, согласно которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является изобретение, создание новой мысли, позволяющей приспособить к опыту новые факты. В работе «Технический итог XIX века» он впервые в развернутом виде сформулировал идеи гуманитарного социально-философского измерения техники и инженерной деятельности. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров: философия техники нужна инженеру для успешного выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии. С.Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства» сущность техники связывал с совершенствованием традиционных и созданием новых производственно-хозяйственных структур. В этом смысле техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обусловливаютдинамизм техники. Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Предпринимается попытка преодолеть противоречие между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании "механизма природы" и самой природой («организмом»). Труд – это «мост» между «Я» (субъект) и «неЯ» (объект), и этот «мост» связан с техникой.
Источник: Философия науки и техники: словарь