РОСЦЕЛИН ИОАНН

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОСЦЕЛИН (Roscelinus) Иоанн
род. ок. 1050, Компьень - ум. 1123/25, там же) - франц. теолог, философ-схоласт. Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и частям этих вещей. Его произв. утеряны.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОСЦЕЛИН Иоанн
ок. 1050-ок. 1120) — франц. теолог и философ-номиналист (см. Номинализм). Толковал троицу как совокупность 3 отд. богов, отрицая, т. о-, существование единой божеств, субстанции, объединяющей, согласно христ. догмату, бога-сына, бога-отца и бога-духа св. Церковь объявила это учение еретическим. Р. отрекся от него.

Источник: Атеистический словарь

РОСЦЕЛИН ИОАНН

схоластический философ (Компьень, ок. 1050 — Тур или Безансон, ок. 1120), основатель номинализма и один из учителей Абеляра. Церковный собор в Суассоне принудил его отказаться от его «диалектической» концепции Троицы (три лица Троицы — это три Субстанции, нерасторжимо связанные межу собой в «неразложимую» индивидуальность), уводившей его от греко-латинской терминологии.

Источник: Философский словарь

Росцелин Иоанн
 (ок. 1050 — ок. 1112) — средневековый схоласт на Компьени (Франция). Известен своей полемикой с Ансвльмом Кен-терберийским и Абеляром, а также еретическим истолкованием святой «троицы» как совокупности трех отдельных богов. Это тритеистическое учение было осуждено церковью, и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассонв (1092). Р. — один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии (Номинализм). По свидетельству Ансельма, он утверждал, что общие понятия — это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха» (flatus vocis). Реально, по Р., существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его соч. сохранилось только одно письмо к Абеляру.

Источник: Философский словарь. 1963

РОСЦЕЛИН Иоанн
схоласт; p. ок. 1050 (Компьен) — ум. 1123/1125 (там же). Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и видам, которые характеризовал лишь как языковые образования (имена). При этом Троицу он рассматривал в номиналистическом плане как разделенную; говоря о ее единстве, он понимал под этим единую сущность Бога. Его произведения, за исключением письма к Абеляру, утеряны.
J. Reiners. Der Nominalismus in der Frühscholastik, 1910;
I. Picavet. R. — Philosophe et théologien, 1911; H. C. Meier. Macht und Wahnwitz der Begriffe — Der Ketzer R., 1974.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РОСЦЕЛИН ИОАНН

Roscelinus Compendiensis, Rucelinus) (OK. 1050, Компьень — ок. 1125) — средневековый философ и теолог, создатель крайней формы номинализма. Сохранилось его письмо к Абеляру, посвященное учению о Троице. Прочие сведения о нем извлечены из сочинений Ансельма Кентерберийского, П. Абеляра, Иоанна Солсберийского н анонимного сочинения «О родах и видах».
Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия — это имена совокупностей вещей; они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis). Росцелин отрицал реальное существование родов и видов: существовать может лишь нечто единое («одно»), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Универсалии не более чем словесные выражения. Отрицал он и реальное существование частей целого: они — как предикаты индивидуальной вещи — только слова; т. е. всякое различие, которое мы видим в вещах, происходит от нашего мышления, реально же существуют только замкнутые единства.
Номинализм Росцелина определил его учение о Троице. Ансельм приписывает ему такое утверждение: «Если три Лица в Боге — одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трем ангелам или трем душам,— и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, — тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном» (Epistola de incamatione fcrbi, l). Утверждение о единстве божественной субстанции противоречит догмату о воплощении только второго Лица Троицы: все, что приписывается какому-то отдельному Лицу (напр., воплощение), необходимо тогда приписать единому Боту, т. е. всем Лицам. Поэтому следует утверждать, что три Лица в Боге — это три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество их в отношении воли и могущества.
Учение Росцелина о Троице было осуждено на соборе в Суасоне в 1092, и он вынужден был отречься от него.
Лет.: ReinerJ. Der Nominalismus in der Fruhscholastik. Munster, 1910; PicavetF. Roscelin, philosophe et theologien dapres la legende et dapres dhistoire. P., 1911; WimartA. Le premier ouvrage de saint Anselme contre te tritheisme de Roscelin.— «Recherches de theologie ancienne et medievale», 1931, p. 20-26.
В. П. Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия

РОСЦЕЛИН ИОАНН

ок. 1050-ок. 1120) один из первых представителей номинализма. Родился в Компьене (Франция), где стал каноником. Не сохранилось никаких его произведений, а его воззрения известны лишь по критическим выступлениям оппонентов - Ансельма Кентерберийского, Абеляра и др.
Взгляды Росцелина сводились к следующему. Объективным существованием, по его мнению, обладают только единичные вещи. Общие же понятия, называемые универсалиями, - это лишь наименования - ноумены. Отсюда произошло название направления номинализм. Философские воззрения Росцелина наиболее полно передают номиналистическую концепцию.
Номинализм как направление в гносеологии возник еще в античное время, но только в Средневековье он оформился в самостоятельное философское течение. Реализм и номинализм представляют крайние позиции в теоретическом споре о природе общих понятий - вопрос, который является главным для всей схоластической философии.
Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, считая, что универсалии, т.е. общие понятия, - это только «звуки голоса», которые никак не связаны с вещами. Лишь в языке, по мнению Росцелина, формируется общее понятие, в действительности же существуют отдельные предметы, обладающие определенными свойствами. Общее, таким образом, не обладает никакой объективностью. За общим не признавалась объективность даже в уме человека.
Кроме крайнего номинализма существует умеренный номинализм, согласно которому общее, хотя и не существует самостоятельно, но все-таки присутствует в вещах, на основании чего и формируется общее понятие в слове.
Росцелин применил свою концепцию номинализма для анализа христианского догмата Троицы. Так как, согласно Росцелину, не может быть никакого самостоятельного существования общего, то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. Существуют лишь три самостоятельных Бога. Своей концепцией Росцелин отверг один из основных догматов вероучения. Поэтому церковь на своем соборе в Суассоне в 1092 г. объявила учение Росцелина о трехбожии ересью и заставила его отречься от него.
В номинализме Росцелина нашло выражение стремление признать объективное существование единичных предметов. В то же время отрицание объективного существования общего вело к субъективистским выводам.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

РОСЦЕЛИН ИОАНН

Roscelinus, Roscellinus, Ruzelinus), Иоанн (ок. 1050 – ок. 1122) – франц. философ и богослов, первый крупный представитель ср.-век. номинализма. Род. в Компьене, где стал каноником и преподавал логику, применяя ее к теологич. проблемам. Воззрения Р. дошли до нас только в критич. изложении его противников: Ансельма Кентерберийского (S. Аnselmus, De fide trinitatis et de incarnatione, verbi contra blasphemias Ruzelini sive Roscelini, Migne, PL, t. 158; Письма о Р., Epistola 35, 41, 51, там же), с к-рым Р. вел упорную борьбу; Абеляра, учившегося у него, а затем резко полемизировавшего с ним в трактате "О троичности" ("De trinitate") и обвинявшего его перед парижским епископом; Иоанна Солсберийского и др. Интерес представляет анонимное, более объективное изложение идей Р., имеющееся в одной из рукописей 12 в. в парижской Нац. биб-ке (No 17813, fol. 19; см. В. Haureau, Notices et extraits de quelques manuscrits latins, t. 5, P., 1892). От самого Р. дошло лишь письмо к Абеляру – "Epistola 15 que est Roscelini ad Abaelardum", Migne, PL, t. 178; см. также J. Reiners, Der Nominalismus in der Fr?hscholastik, [M?nster, 1910] (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 8, H. 5), в к-ром Р. в очень осторожной форме высказывал свои теологич. воззрения. Применив сформулированные им осн. идеи номинализма к учению о триединстве божием, Р. пришел к положениям, несовместимым с католич. догматикой, хотя сам он это отрицал. Утверждение, что действит. существованием могут обладать только "единичные вещи" (res singulares) и что общие понятия – лишь наименования (nomina), даже "звучания голоса" ("flatus vocis") привело Р. в вопросе о сущности божеств. триединства к признанию каждого лица троицы самостоятельным и раздельно существующим божеством и послужило основанием к обвинению его в "тритеизме" (троебожии). Церк. собор в Суассоне (1092) объявил учение Р. еретическим, заставил его от него отречься. Противники Р., напр. Ансельм Кентерберийский, отмечали связь между догматич. заблуждениями Р. и его пониманием разума, который "...должен быть управителем и судьей над всем, что есть в человеческой душе, но он настолько опутан телесными представлениями (imaginationibus corporalibus), что не может от них освободиться" ("De fide...", Migne, PL, t. l58, col. 265). В этих словах звучат нападки на прогрессивную рационалистич. и материалистич. тенденцию, к-рая проступала в идеях номиналистов и была в самой своей основе неприемлема для защитников догматич. богословия. В борьбе за эту тенденцию следует видеть историч. заслугу Р. как первого ср.-век. философа, выступившего против платоновского идеализма в его ср.-век. форме и защищавшего права разума против слепого авторитета церкви. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953 (по указателю); ?рaхтенберг О. В., Очерки по истории западно-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 26, 32, 34, 35; Adlhoch В., Roscelin und St. Anselm, "Philosophisches Jahrbuch", 1907, Bd 20, S. 442–56; Picavet F., Roscelin philosophe et th?ologien, [2 ?d.], P., 1911; Wi1mart ?., Le premier ouvrage de st. Anselme contre le trith?isme de Roscelin, "Recherches de th?ologie ancienne et m?di?vale" (Louvain), 1931, No 3; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1–2, В., 1957 (по указат.). Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.