РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
(от лат. romanus — римский) — стилевое направление в западноевропейском искусстве, характеризующееся органическим слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций с высокой экспрессивностью многофигурных скульптурных композиций.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой, монументальностью, рациональностью конструкций (использован тип античной базилики) и т.д.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Романский стиль
стиль средневекового западно-европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в экспрессивных формах выражающими пугающее могущество божества.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
от лат romanus—римский)—стилевое направление в западноевроп. иск-ве X—XII вв. (в ряде стран также XIII в.), выразившее стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи. Р. с. полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов, располагавшихся на возвышенностях и благодаря этому господствовавших над местностью. Он характеризуется органическим слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций с высокой экспрессивностью многофигурных скульптурных композиций, в к-рых темы Нового завета (прежде всего страшный суд), выражены пластическим языком, имеющим мало общего с античными образцами. Программный характер Р. с., пронизанного стремлением отразить пугающее могущество божества, ясно выражен в надписи на портале собора XII в. в Отене (Франция): «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!» Тем не менее элементы мирского мироощущения (напр., изображения животных и растений), гротеска и сатиры проникали в произв. Р. с., что вызывало резкий протест отцов церкви во главе с Бернаром Клервоским, писавшим о прихожанах: «Им интереснее разглядывать эти изображения, чем читать священные книги». Наличие такого рода элементов сближает Р. с. с древнерус. иск-вом Владимиро-Суздальской земли (Древнерусская эстетика). Их наследует и развивает иск-во готики. До конца XIX в. Р. с. не выделяли из общего представления об иск-ве раннего средневековья. Интерес к его специфике характерен для исследователей XX в.

Источник: Эстетика: Словарь

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
лат. - римский) - художественный стиль западноевропейского искусства Х - Х(( веков (в ряде мест Х - Х((( вв.).
Термин "романский стиль" введен в начале XIX века. Название стиля, вероятно, появилось из-за использования в романском искусстве элементов античной (римской) архитектуры.
Романский стиль тесно связан с утверждением христианства как основной религиозной системы в Европе. Поэтому романское искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Главные особенности этого стиля раньше всего проявились в архитектуре (соборы, монастырские, а также замковые комплексы).
Характерными особенностями романского стиля были массивные стены с узкими проемами и ступенчато-углубленными порталами. Главным элементом композиции собора или замка являлась башня, вокруг которой располагались остальные постройки, имеющие простые геометрические формы - куба, призмы, цилиндра.
Храмы романского стиля развивали унаследованный от раннехристианского зодчества тип базиликальной церкви. В месте пересечения трансепта (поперечного нефа) с продольными нефами возводилась обычно самая монументальная башня.
Здания романского стиля всегда тщательно вписывались в природу, что также придавало их виду прочность и основательность.
Во внутреннем убранстве романских храмов широко использовались круглые арки (аркады), колонны, рельефы, а также настенная живопись.
В романской скульптуре и живописи также отразилась монументальность форм. Образы произведений чаще всего связаны с христианской символикой. Наряду с каноническими сюжетами (распятие, страшный суд) мастера создают и повествовательные циклы, картины которых раскрывают сюжеты Библии или Евангелия.
В романском изобразительном искусстве важную роль играл орнамент, геометрический или составленный по мотивам флоры и фауны (типологически восходящий к "звериному стилю").
Романский стиль получил широкое распространение в искусстве стран Западной Европы, а также в искусстве некоторых северо - и восточно - европейских государств.

Источник: История и теория культуры

Найдено схем по теме — 1