РОМА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РОМА
у др. римлян - богиня-защитница и покровительница Рима.

Источник: Атеистический словарь

Рома
рим.)  – богиня, олицетворение римского государства и города Рима, культ которой совмещался с культом римских полководцев-завоевателей. В эпоху Империи культ Р. объединился с почитанием обожествленных императоров. Изображения Р. на монетах чеканились римскими императорами.

Источник: Мифологический словарь

РОМА
Римская богиня, персонификация города Рима. Впервые изображения Ромы появились в 204 г. до н. э. на монетах южноиталийских Локр. Во II в. до н. э. культ Ромы стали учреждать попавшие под власть Рима города восточных провинций. В правление Августа культ богини как на Востоке, так и на Западе соединился с почитанием обожествленного Цезаря и самого Августа.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Рома
В древнеримской мифологии Рома (Dea Roma) – богиня, олицетворение города Рима как повелителя вселенной; впервые стала предметом почитания у греков, особенно в Малой Азии, где в честь ее строили храмы. Город Смирна гордился тем, что построил, в 195 г. до Р. Х., первый храм в честь Ромы. Со времен Августа богиня Рома получила, вместе с Divus Julius или с Августом, храмы, изображения, игры и празднества в эллинских городах. Изображалась Рома, как видно по азиатским монетам, с короной в виде стены, с копьем и т. п. В самом Риме, особенно на монетах, Рома является всегда в образе воинственной героини, имея сходство то с Минервой, то с амазонкой; она изображается или стоя, опершись на щит, или сидя на оружии и держа богиню Победы в правой руке или на плече и т. п. В царствование Адриана в честь Ромы и Венеры был построен храм на Via Sacra, от которого сохранились развалины.
Ср. очерк Кеннера в «Sitzungsberichte der Wiener Akademie», 1857.
По одной из версий Рома была сестрою Латина, царя Лаврента.
Другая греческая версия утверждает, что Рома была рабыней-гречанкой, что прибыла в Лациум вместе с Энеем. Она же в числе других женщин сожгла корабли Энея, лишив героев возможности уплыть из Италии.
Некоторые полагают, что она была троянкой, пленницей греческих поселенцев в Италии.
Свою версию излагает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» (Тезей и Ромул»)
I. Кто и почему дал городу Риму его славное и всем известное имя, об этом писатели говорят различно. Одни рассказывают, что пеласги, скитаясь по большей части известных земель и покорив почти все из них, поселились на том месте и назвали город «Ромой», намекая на успехи своего оружия, другие – что, после взятия Трои, кучка спасшихся троянцев села на корабли. Буря пригнала их к берегам Этрурии, и они кинули якорь при устье Тибра. Их жен плавание по морю утомило до того, что они не могли более выносить его, поэтому одна из них, самая знатная и умная, – Рома, сожгла корабли. Мужья сперва сердились на ее поступок, но потом покорились необходимости и поселились в окрестностях Паллантия. Вскоре они устроились, сверх ожидания, хорошо: им попалась плодородная земля, кроме того, к ним дружелюбно относились соседи. Они стали уважать Рому и, между прочим, назвали в честь ее город, виновницей основания которого была она. С тех пор, говорят, у римлян остался обычай – женщинам целовать в губы своих родственников и мужей, так как, сжегши корабли, они просили мужей перестать сердиться, целуя их и любезничая с ними.
II. Некоторые рассказывают, что город назван в честь Ромы, дочери Итала и Левкарии (по другим – сына Геракла, Телефа), вышедшей замуж за Энея (по другим сведениям – за Аскания, сына Энея); некоторые считают основателем города – сына Одиссея и Кирки, Романа, другие – латинского царя Рома, изгнавшего этрусков из их земель, этрусков, которые переселились в Лидию из Фессалии и из Лидии в Италию.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
455.25 кб

Преломление традиций русской философии в художественном творчестве Ивана Ефремова (на материале рома

Беспечанский Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка выявить связи философских идей романа Ивана Ефремова «Час Быка» с основными традициями русской философии. Показана связь концепций романа с идеей всеединства.