РОК-МУЗЫКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РОК-МУЗЫКА
(от англ, rock — качаться, раскачиваться) — тип современной молодежной музыкальной культуры. Ведет свое начало от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза (вокально-инструментальные модификации блюза) и музыки кантри (коммерциализированные формы евроамериканской народной музыки). Выделяются мэйнстримрок (сохраняющий преемственность с традиционными формами рок-музыки), поп-рок (относящийся к сфере поп-культуры), фольк-рок (опирающийся на фольклорные традиции), джаз-рок (синтез джаза и рок-музыки), арт-рок (нацеленный на сближение с академическим искусством) и авангардный рок (экспериментальные направления).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

РОК-МУЗЫКА
от англ. rock — качаться, раскачиваться) — тип совр. молодежной музыкальной культуры, сложившийся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Возник в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде западной молодежи (хиппи, «новые левые» и др.), но затем был интегрирован коммерческой поп-культурой. Р.-м. ведет также свое происхождение от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза (вокально-инструментальные модификации блюза) и музыки кантри (коммерциализированные формы евроамер. народной музыки). Она представлена множеством стилевых форм и направлений, национальных и региональных разновидностей. Для нее характерны эклектичность стилистики, случайный характер названий мн. направлений, зачастую являющихся не более чем «товарным знаком», «этикеткой». В совр; Р.-м. можно выделить 6 осн. стилевых групп в зависимости от того, к какому из видов музыкального иск-ва они примыкают по своим социальным функциям и стилистике: мэйнстрим-рок (сохраняющий преемственность с традиционными формами Р.-м.), поп-рок (относящийся к сфере поп-культуры), фольк-рок (опирающийся на фольклорные традиции), джаз-рок (синтез джаза и Р.-м.), арт-рок (нацеленный на сближение с академическим иск-вом) и авангардный рок (экспериментальные направления). Более частные модификации Р.-м. дифференцируются в зависимости от классово-политической программы музыкантов, отношения к официальной культуре, приверженности той или иной идеологической доктрине, обращенности к определенной возрастной категории слушателей, от способа, характера и степени воздействия на эмоциональную и сенсомоторную сферы сознания слушателей, от исполнительских средств и технической оснащенности рок-группы (электро-рок, электронный рок), места возникновения данной разновидности рока или обусловленности ее создания инициативой к.-л. фирмы звукозаписи. Кроме того, существуют специфически индивидуальные, «именные» исполнительские рок-стили (рок-перформенс), связанные с культом «звезд» (т. наз. «старизм»), их манерой держать себя на эстраде (имиджем) и характерными для них стереотипами интерпретации. Р.-м. чрезвычайно разнородна и неравноценна в своих проявлениях. Наряду с социально-прогрессивными, демократичными, творчески активными ее направлениями на Западе существуют политически инертные, коммерческие, бунтарско-анархические, проповедующие идеи отчуждения и бегства от социальной действительности, индивидуализм и религиозный мистицизм, прагматизм и культ силы, сексуальную «свободу» и наркоманию. Эти проявления Р,-м. нередко являются извращенной формой стихийного протеста против фальшивых ценностей, существующих в совр. об-ве эстетических идеалов и моральных норм, против жестокого и антигуманного отношения к человеческой личности. В коммерциализированных формах Р.-м. утрачивает свой нонконфор-мистский, оппозиционный характер, превращается в разновидность сугубо развлекательного или политически анг-гажированного иск-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
139.56 кб

Текст и музыка в русском роке

Е.В. Свириденко
Читать PDF
462.49 кб

Эстетизация протеста средствами музыки в российском роке 1990-2000-х гг

Квятковский Георгий Юрьевич
Статья посвящена стратегиям эстетизации протеста в российской рок-культуре, посредством которых обогащается палитра художественных средств рок-музыки.
Читать PDF
532.28 кб

У истоков рока: «Поворот винта» в популярной музыке и джазе 1940-1950-х годов

Виниченко Андрей Анатольевич
Статья раскрывает некоторые историко-генетические связи рок-культуры с определёнными моментами музыкальной истории США и Европы 1940-1950-х годов джазовым стилем би-боп и variety music.
Читать PDF
206.92 кб

Музыкальная культура рококо: терминологические, хронологические и сущностные аспекты

Воротько Ирина Андреевна