РОЙС Джосайя

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОЙС (Royce) Джосайя
род. 10 нояб. 1855, Грасс-Валли, Калифорния - ум." 14 сент. 1916, Кембридж, Массачусетс) - амер. философ; с 1882 - профессор в Гарвардском ун-те, ученик Лотце. В обращении от Канта к Фихте, Шеллингу и Гегелю он видел истинный путь философии, т.е. путь к идеалистическому персонализму: мир - совокупность существ, обладающих свойствами личности, которые объединяются в высшей духовной личности (в Боге). Ройс занимался также вопросами логики. Осн. произв.: "The conception of God", 1897; "Problem of truth", 1908; "The word and the individual", 2 vol., 1900 - 1902; "Принципы логики" (в Энциклопедии философских наук, т. I: "Логика", 1912); "The sources of religions insight", 1912; "The problem of Christ", 1913.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОЙС ДЖОСАЙЯ

20.11.1855, ГрассВалли, Ка­лифорния - 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а также англ. неогегельянца Т. Грина. Р. раз­вивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-рой отд. личности в совокупности составляют «универс. со­общество», выполняющее волю «абс. личности», влеку­щей людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в политич., экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-во Р. считал воплощением воли «аб­солюта», а высшей добродетелью - «лояльность» по отношению к существующему строю. В противополож­ность Джемсу считал, что под религ. веру невоз­можно подвести практич. основание: ее следует выво­дить из философии абс. идеализма. Р. принадлежат также работы по математич. логике и основани­ям математики. Оказал влияние на амер. цеонрагматизм и персонализм.

Источник: Советский философский словарь

РОЙС Джосайя
североамериканский философ; p. 10. И. 1855 (Грасс-Вэлли, Калифорния) — ум. 14. 9. 1916 (Кембридж, Массачусетс); с 1882 — профессор в Гарвардском университете, ученик Лотце. В обращении от Канта к Фихте, Шеллингу и Гегелю он видел истинный путь философии, т. е. путь к идеалистическому персонализму: мир — совокупность существ, обладающих свойствами личности, которые объединяются в высшей духовной личности (в Боге). Ройс занимался также вопросами логики. Осн. соч.: The Conception of God, 1897, 1971; The World and the Individual, 2 vol., 1900—1902; The Sources of Religious Insight, 1912; The Problems of Christianity, 1912,1968; Principles of Logic, 1913, нем. изд. 1922; The Hope of the Great Community, 1916; Lectures of Modem Idealism, 1919, 1964; Fugitive Essays, 1920; The Basic Writings, 1969; The Letters, 1920.
Marcel. La métaphysique de R., Paris, 1945; J. I. Smith. R. s Social Infinity. New York, 1950; J. E. Skinner. The Logocentric Predicament. Philadelphia, 1965; J. Clendenning. The Life and Thought of J. R., Madison, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РОЙС ДЖОСАЙЯ

Royce), Джосайя (1855–1916) – амер. философ, абс. идеалист. Испытал влияние Гегеля, философию к-рого рассматривал "как анализ фундаментального парадокса нашего сознания" (см. "The spirit of modern philosophy", Boston – N. Y., 1892), состоящего в том, что сознание способно осознать себя только во взаимоотношении с др. сознаниями. Осн. доводом в пользу идеальности мира Р. считал невозможность обнаружить то, что не может содержаться в мысли. Источник вещей и частных сознаний Р. видел в "универсальной мысли", к-рая "объединяет все наши мысли вместе с объектами и всеми мыслями об этих объектах... в абсолютное единство мысли" и тождественна богу ("The religious aspect of philosophy", Boston–N. Y., 1885, p. 475).Конкретная идея, реализующаяся в объектах, первоначально принималась Р. как чисто мыслит. содержание, но в дальнейшем под влиянием прагматизма Р. истолковывал идею как целенаправленный процесс, избирающий объект для воплощения своего "внутреннего значения". Структура реальности определяется, по Р., структурой мысли, являющейся "самопредставительствующей системой" (selvrepresentative), прообразом к-рой может служить множество, характеризуемое равномощностью части и целого: так, карта Англии, в качестве части поверхности Англии, представляет всю ее поверхность, в том числе и занимаемую самой картой. Понятие самопредставительствующей системы лежит в основе учения Р. о мире как "абс. личности", представленной в бесконечной совокупности воспроизводящих ее конечных личностей. Обществ. взгляды Р. консервативны. Его идеал – капиталистич. общество, в к-ром несогласия тают "под солнцем кооперации и гармонии". Соч.: Studies of good and evil, N. Y., 1898; The world and the individual, series 1–2, N. Y., 1900–1901; Outlines of psychology, N. Y.–L., 1903; The sources of religious insight, N. Y., 1912; The problem of Christianity, v. 1–2, N. Y., 1913; The hope of the great community, N. Y., 1916; Fugitive essays, Camb., 1920; Lectures on modern idealism, New Haven–L.–Oxf., [1934]; Logical essays, Duboque (Iowa), [1951]. Лит.: Яковенко Б., Филос. система Ж. Р., в изд.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; История философии, т. 4, М., 1959; Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964; Papers in honor of Josiah Royce on his sixtieth birthday, [N. Y.], 1916; Muirhead J. H., The Platonic tradition in Anglo-Saxon philosophy, L.–N. Y., [1931]; Norborg Sv., Josiah Royce, Oslo, 1934; Marcel G., La m?taphysique de Royce, [P.], 1945; Smith J. ?., Royce´s social infinite: the community of interpretation, N. Y., 1950; "Journal of Philosophy", 1956, v. 53, No 3 (In memoriam of J. Royce); Buranelli V., Josiah Royce, N. Y., [1964]; Rand В., A bibliography of the writings of Josiah Royce, "Philosophical Reviews", 1916, v. 25. А. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РОЙС Джосайя
20 ноября 1855, Грасс Вэлли, шт. Калифорния, США — 14 сентября 1916, Кембридж, шт. Массеачусетс) — американский философ. Окончил Калифорнийский университет (1875), в 1875—76 учился в Германии у Виндельбанда и Лотце. С 1882 и до конца жизни преподавал на кафедре философии Гарвардского университета. Наибольшее влияние на Ройса оказала немецкая классическая философия (Кант, Гегель), в духе которой построена его собственная система «послекантовского идеализма».
Ройс видел в философском идеализме единственно возможный путь разрешения противоречий между наукой и религией, обмирщенной моралью и традиционными религиозными ценностями. В работе «Религиозный аспект философии» (1885) предложил теорию «универсального сознания», соединяющего в единой мысли все содержание человеческого познания (позднее, однако, Ройс признавал значение волевых и практических факторов в процессе мышления). В систематическом виде его философские взгляды излагаются в работе «Мир и индивидуум» (1900—01), где он подверг критическому анализу традиционные метафизические концепции и пытался обосновать собственную идеалистическую позицию. В качестве субъектов деятельности выступают отдельные личности, совокупность их действий вливается в деятельность Абсолюта, или Бога. Вечный, божественный и временной пласт в деятельности, жизнь личности и существование Бога разграничиваются, и окончательное приобщение к идеалу переносится в недостижимую бесконечность. Тем не менее воля и мышление личности являются полноправными соучастниками деятельности абсолютной личности Бога. Позицию работы «Мир и индивидуум» Ройс иногда называл «абсолютным волюнтаризмом» или даже «абсолютным прагматизмом», хотя не был сторонником ни философии Шопенгауэра, ни прагматизма в целом. В поздних трудах Ройс все более решительно критикует прагматизм за приверженность идее опытной верификации, за пренебрежение вечными ценностями. «Философия лояльности» — итоговая работа Ройса по проблемам морали, в которой он предложил свой вариант формулировки универсального морального закона. В центр этики Ройс ставит понятие «лояльности», которую он понимает не просто как законопослушное поведение, а как личную приверженность определенной цели. Быть лояльным означает свободно избрать для себя общественно значимую цель и практически осуществлять ее собственными действиями. В лояльной деятельности сосредоточены все нравственные добродетели; она может проявляться в отношениях к другу, любимому, семье, общине, государству. Первоначальное воспитание в духе лояльности определяется непосредственным окружением личности, ее условиями жизни и склонностями. По мере развития индивида такие «случайные» лояльности должны превращаться в единую систему «универсальной просвещенной лояльности». Очевидная проблема конфликта лояльностей, напр. в случае войны, разрешается Ройсом через усиление формализма собственной концепции и выдвижение принципа «лояльность к лояльности». Война есть зло, ибо нацелена на уничтожение объекта лояльности другого человека. В окончательной форме нравственный закон, по Ройсу, гласит: «Будь лоялен к лояльности и поступай так, чтобы своими действиями укреплять лояльность, как свою, так и других людей».
Итогом работы Ройса над философскими проблемами сознания стала теория «интерпретации», изложенная в «Проблеме христианства» (1913). Сознание, по Ройсу, включает, помимо чувственного восприятия и оперирования понятиями, особую деятельность, несводимую к первым двум: деятельность по интерпретации знаков. Идею знаковой деятельности Ройс почерпнул в трудах Пирса, но придал ей собственный смысл. Интерпретация складывается из трех моментов: акта интерпретации идеи А интерпретатором В для некоторого С. Этот процесс может происходить как в уме отдельного человека, так и при участии нескольких людей, что придает интерпретации социальный и исторически незавершенный характер. Все содержание мира культуры, общественно-политической и нравственной жизни доступно для индивида благодаря способности к интерпретационной деятельности. Только через интерпретацию становится возможным познание нами другого человека, процесс общения между людьми и их объединение в духовные сообщества. Философия также является деятельностью по интерпретации, метафизическое представление о «реальном мире» должно быть заменено на «истинную интерпретацию», которая достигается в том случае, когда «воля к интерпретации» ориентирована на деятельность с точки зрения абсолютного Интерпретатора, или Бога. Подлинным субъектом интерпретации выступает сообщество интерпретаторов в целом. Такая деятельность духа, интерпретирующего себя и другие сообщества, представляется Ройсу фундаментом западной цивилизации, объединяющим духовность раннего христианства с ее современным секуляризованным состоянием.
Философия Ройса оказала влияние на американский персонализм (М. Калкинс и др.) и способствовала более глубокому знакомству американских философов с немецким классическим идеализмом.
Соч.: The Religious Aspect of Philosophy. Boston-N.Y., 1885; The Spirit of Modern Philosophy. Boston—N.Y, 1893; The World and the Individual, Ser. 1, 2. N.Y. —L., 1900-01; The Philosophy of Loyally. N.Y, 1908; The Problem of Christianity. Chi.-L., 1913; Lectures on Modem Idealism. New Haven, 1919; Royces Logical Essays, ed. by. Daniel S. Robinson. Dubuque, 1951; The Letters of J. Royce, ed. by J. Clendenning. Chi.-L., 1970.
Лит.: Богомолов А. С. Буржуазная философия США XX в. М., 1974, с. 24—35; Buranelli V. Josiah Royce. N. Y, 1964; Robinson D. S. Royce and Hocking. American Idealists. Boston, 1968; Kuklick B. Josiah Royce. N. Y, 1972; Boumique G. La philosophie de Josiah Royce. P., 1988.
Ю. Р. Селиванов

Источник: Новая философская энциклопедия