РОДЖЕР МАРСТОН

Найдено 1 определение
РОДЖЕР МАРСТОН
Roger Marston, Merston; Rogerus Marston, de Anglia) (1245/50, Марстон, ок. Оксфорда — 1303) — английский францисканский теолог и философ. Преподавал в Кембридже и Оксфорде (1275—84). Министр английской орденской провинции (1292—98). Среди его работ: «Спорные вопросы» (Quaestiones disputatae) и «О чем угодно» (Quodlibet).
Являясь последователем Бонавентуры и самым ярким представителем позднесхоластического августинианства, Роджер Марстон ставит перед собой задачу возрождения позиции Августина как наиболее авторитетного христианского богослова и философа. При этом он демонстрирует не только феноменальное знание трудов самого Августина, но и близкое знакомство с идеями греческих и арабских авторов, интерпретация работ которых отличается у него тонким чувством исторической и текстологической критики. Противопоставляя в «Спорных вопросах» точки зрения святых (sancti), философов (philosophi) и философствующих теологов (theologi philosophantes), Роджер Марстон утверждает, что в случае расхождения между ними во взглядах предпочтение следует отдавать святым (Августину, Ансельму Кентербери/Некому и др.). Одновременно он замечает, что, хотя мнений святых следует придерживаться уже в силу авторитета традиции, их можно защищать и посредством логической аргументации, причем между писаниями святых и истинной философской мудростью обнаруживается гармоническое соответствие.
В попытке согласовать августиновскую и аристотелевскую (в ее позднейшей арабской интерпретации) теории познания, он, подобно своему учителю И. Пеккаму, отождествляет отделенный деятельный разум (intellectus agens separatus) философов (Авиценны и Аверроэса) с излучающим интеллигибельный свет Богом христианских святых. Рассматривая деятельный разум как универсальную субстанцию, вечно знающую все вещи, Роджер Марстон считает его одновременно и высшей частью всякой индивидуальной человеческой души, обладающей собственным светом разумения и познающей — благодаря этому свету и свету божественной иллюминации — саму себя и внешние объекты. Последние дают лишь повод для создания представлений о них душой, способной уподобляться образам, напечатленным в телесном органе.
Решая вопрос о количестве форм в сотворенных вещах (и особенно в человеке), Роджер Марстон хотя и склоняется к традиционной августинианской доктрине множественности форм, но стремится синтезировать ее с томистским учением о единственности в них субстанциональной формы. Согласно его теории формальных степеней, в каждой вещи (и человеке) существует лишь одна субстанциальная форма, однако она обладает актуальной множественностью своих сущностных градаций, вторичных, но устойчивых уровней (таких, напр., как вегетативная, сенситивная и разумная степени одной и той же человеческой души, являющейся его субстанциальной формой). Относительно же материи Роджер Марстон утверждает, что она имеет собственное бытие и потому в качестве первоматерии может существовать, будучи оформленной одной лишь «всеобщей формой», которая есть Бог.
По мнению Роджера Марстона, предопределение Богом будущих человеческих поступков не входит в противоречие с признанием того,что человек обладает свободой воли. Соч.: Quaestiones disputatae, ed. V. Doucet.— «Bibl. Franc. Schol. Med. Aev.» VII, Quaracchi. 1932; Quodlibet III, q. 25, ed. F. Delorme.— «Studia Franciscana» 1934, 31, 331-335; Quodlibet IV, q. 15ff, ed. A. Emmen.— «Franziskanische Studien» 1957, 39, p. 210—214. Лит.: Beimond S. Roger Marston.— «La France Franciscaine» 17. LilleP., 1934, p. 153-187; Et^omF. The Grades of the Form according t Roger Marston.— «Franziskanische Studien» 1962, 44, p. 318—354; Feister F. Roger Marston. Ein englischer Vertreter des Augustinismus.— «Scholastik» 1928, 3, p. 526-556.
A. M. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия