РОБИНЕ ЖАН БАТИСТ РЕНЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РОБИНЕ Жан Батист Рене
1735-1820) - франц. философ, непоследоват. материалист, сторонник гилозоизма и деизма. С одной стороны, он развивал материалистич. взгляд, что мир не имеет начала и не будет иметь конца ни в пространстве, ни во времени, что материя имеет внутр. источник развития. С другой - он утверждал, что первопричиной всего является бог. Р. подчеркивал внемировой и безличностный характер своего бога, по сути дела наделяя его только отрицат. определениями, превращая в пустую филос. абстракцию.

Источник: Атеистический словарь

РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене
род. 23 июня 1735, Ренне - ум. 24 янв. 1820, там же) - франц. философ; подчеркивал, что в природе существует "закон постоянства" и непрерывная лестница, которая ведет от низших существ к высшим. Все существа - вариации прототипа, конечная цель варьирования - формирование человека. Тем самым он перенес в натурфилософию философско-исторический эволюционизм своего времени. Психологию Робине пытался подчинить механическим закономерностям. Моральным принципом для него являлся природный инстинкт. Осн. произв.: "De la nature", 5 vol., 1761 - 1768; "Considerations philosophiques sur la gradation naturelle", 1788; "Parallele de la condition et des facultes de rhomme avec celles des autres animaux", 1769; "Les vertus, reflexions morales en vers", 1814.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОБИНЕ Жан Батист Рене
(Robinet, 1735—1820) - франц. философ, непоследоват. материалист, сторонник гилозоизма, деист. Воспитанный в иезуитском коллеже, был членом ордена иезуитов, но порвал с ними и переехал в Голландию. Здесь он издал соч. «О природе» (1761—1766), в к-ром рассматривал материю как обладающую внутр. активностью (в ее основе, по учению Р., - живые молекулы, или зачатки) и способную к саморазвитию от низших форм до человека. Однако в философии Р. оставлялось место и для бога. Вместе с тем он подвергал критике все религии, выявляя антропоморфизм их представлений, а потому объявляя их ложными. Все богословие, как он указывал, представляет собой лженауку. Книга Р. вызвала ожесточ. нападки церковников. Перед смертью Р. проявил слабость, подписав по настоянию церкви отречение от своих взглядов, противоречащих религии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

РОБИНЕ Жан Батист Рене (1735-1820)
фр. философ, сочетавший материалистические взгляды с элементами деизма. Идейный источник его воззрений — учения Дакка и Кондильяка. испытал также влияние Лейбница. Р. полагал, что в основе мира лежит материальная субстанция, бесконечная в пространстве и времени. Несмотря на разнообразие природы, по Р., возможно, тем не менее раскрыть в ней всеобщую связь и гармонию, к-рые определены принципом причинности. В понимании последнего Р. сближался с позицией Юма. Элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы -мельчайшие живые корпускулы. В объяснении фактов сознания придерживался позиции гилозоизма. Согласно его теории познания, единственным источником знаний являются ощущения. Различал три вида познания - ощущение, рассуждение и интуицию; три типа достоверности — чувственную демонстративную и интуитивную Идеи рассматривал как “концентрат” ощущений, копии объектов, критиковал идеализм Платона, был убежден в беспредельности человеческого познания. Осн. соч.— “О природе” (1761-66).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Робине Жан Батист Рене
 (1735— 1820) — фр. философ-материалист. Осн. идейные источники его взглядов — учения Локка я Кондилъяка, испытывал влияние идей Лейбница. Р. признавал бесконечную в пространстве и времени материальную субстанцию. Разнообразие природы подчинено принципу всеобщего единства и гармонии, что обусловлено причинной связью вещей. В понимании причинности делал уступки юмовской концепции (Юм). Р. — сторонник гилозоизма, элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы — мельчайшие живые существа. Непоследовательность материализма Р. выражается в признании бога, творящего мир из материальной субстанции. Согласно его теории познания, ощущения — источник знаний, в т. ч. теоретического мышления. Различал три рода познания — ощущение, рассуждение и интуицию, соответственно три типа достоверности — чувственную, демонстративную и интуитивную. Идеи считал копиями объектов, критиковал идеализм Платона; ограничивал чувственное познание внешними явлениями, но убеждение в беспредельности человеческого познания отличает его взгляды от теорий агностицизма. Осн. соч.: «О природе» (1761—66).

Источник: Философский словарь. 1963

РОБИНЕ Жан Батист Рене
23.6.1735, Ренн - 24.1.1820, там же), франц. философ-материа­лист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуи­тами, Р. издал осн. произв. «О природе» (1761-66, рус. пер. 1935), к-рое ввело его в среду деятелей Просве­щения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь П. Бейля, 5 тт. дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Р. при­ветствовал Великую франц. революцию и в начальный ее период участвовал в политич. борьбе. Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. Материю считал одушевленной (гилозоизм): все тела природы обладают животными функциями - питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ. на вершине к-рой находится чело­век, Р. в нек-рой мере предвосхитил эволюц. теорию. Стремление построить законченную филос. систему, умозрительность рассуждений, использование схоластич. определений и понятий сближает Р., к-рый, по сло­вам Маркса и Энгельса, «... сохранил еще связь с мета­физикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 в. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро и др.). Органистич. идеи Р. оказали влияние па натур­философию Шеллинга и частично Гегеля.

Источник: Советский философский словарь

РОБИНЕ Жан Батист Рене
(1735, Ренн – 1820, там же) – мыслитель эпохи Просвещения, сторонник деизма и гилозоизма (одушевленности материи). Получив теологическое образование, в течение нескольких лет являлся членом ордена иезуитов (затем порвал с ним). Всем телам природы, с его точки зрения, свойственны животные функции – питание, рост, размножение. Элементами материи являются анималькулы, т.е. мельчайшие животные всякого рода; первоначально они представляют собой зачатки, которые затем при благоприятных условиях, наступающих при оплодотворении, развертываются в полноценных животных. Р. полагал, что при уничтожении тех или иных животных их тела не превращаются в мертвую материю, а распадаются на частицы, являющиеся иного рода живыми существами, которые могут разлагаться на еще более мелких животных, и т.д. – абсолютно простых элементов материи нет, и при любом их разделении не возникает чего-либо совершенно безжизненного: «Вся материя остается живой, изменяются только форма и сочетания ее» (О природе. М., 1935. С. 444). Основой истинной философии Р. считал концепцию «прототипа», понимая под последним человека как самое совершенное существо, возглавляющее иерархию земных обитателей. Постулируя наличие одной-единственной линии развития и рассматривая его под телеологическим углом зрения, Р. видел в последовательных ступенях естественной иерархии существ «соответствующие достижения бытия при движении его к человеку», так что камень, дуб, лошадь, обезьяна, человек изображались как «постепенные и последовательные вариации прототипа» (Там же. С. 388, 505, 508). Влияние органистических идей Р. заметно в натурфилософии Шеллинга и частично Гегеля.
Соч.: De la nature. V. 1–5. Amsterdam, 1761–1768. Лит.: Ситковский, Е. Философия Ж.Б. Робине. М., 1936; Albert, R. Die Philosophie Robinets. Lpz., 1903. B.H. Кузнецов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

РОБИНЕ Жан Батист Рене
23 июня 1735, Ренн — 24 марта 1820, там же) — французский философ. Учился в иезуитском коллеже и вошел в орден, но затем порвал с иезуитами и во избежание преследований уехал в Амстердам, где издал свое основное произведение — «О природе» (De la nature, 1.1—4,1761—66, сокращенный рус. пер. 1935). Вернувшись во Францию, в 1778 был назначен цензором в Париже. Выпустил 4 тома комментариев на словарь Бей.гя, 5 томов дополнений к ^Энциклопедии» Дидро. Принимал участие во Французской революции в начальный ее период. Философские взгляды Робине сложились под ктятвм Декарта, Ньютона, Лейбница и Локка, биологических теорий 17—18 вв. Единой творческой причиной природы он считал Бога, бытие которого устанавливается космологическим доводом: от цепи причин к первопричине. Робине отвергал физический и духовный антропоморфизм, провозглашал универсальный закон равенства добра и зла в каждой вещи и в каждом явлении. Согласно Робине, вся материя носит органический характер (гилозоизм), ее первоэлементом является мельчайший животный организм (зачаток). Природа представляет собой непрерывную градацию всех существ, на вершине ее лестницы находится человек. Психологию Робине сводил к механике мозговых волокон. Отрицая взгляд на человека как свободно действующее существо, Робине считал возможным, однако, в определенном смысле говорить о свободе воли: «Свобода — это возможность делать то, что не делаешь, или не делать того, что делаешь» («О природе». М-, 1935, с. 322). Определенное влияние органицистских идей Робине прослеживается в натурфилософии Шеллинга.
Соч.: Les vertus, reflexions morales en vers. Rennes, 1814; в рус. пер.: Философские рассуждения о человеке и его превосходствах. Воронеж, 1800.
Лит.: Ситковский Е. П. Философия Ж. Б. Робине. М., 1936; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993; Albert R. Die Philosophie Robinets. Lpz., 1903.
И. А. Андреева

Источник: Новая философская энциклопедия

РОБИНЕ ЖАН БАТИСТ РЕНЕ

(23 июня 1735 – 24 марта 1820) – "...тот французский материалист, который больше всех сохранил еще связь с метафизикой и за это удостоился похвалы Гегеля..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 145). Род. в г. Ренн в семье типографа; учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Р. издал свое осн. произв. "О природе", к-рое ввело его в среду деятелей Просвещения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь Бейля, 5 тт. дополнений к Энциклопедии Дидро. Революцию Р. приветствовал и в начальный ее период принимал активное участие в политич. борьбе (см. И. К. Луппол, Историко-философ. этюды, М.–Л., 1935, с. 136–65). Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием философии Локка, Лейбница, Кондильяка, физики Декарта, а также биологич. теорий 17–18 вв. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. В связи с проблемой теодицеи Р. провозглашал универсальный закон равенства добра и зла, согласно к-рому в каждой вещи и каждом явлении добро и зло, положительное и отрицательное – уравновешены; Р. подходил здесь к мысли о противоречивом характере бытия. С позиций деизма Р. отвергал все существующие религии, обвиняя их в антропоморфизме. Материю Р. считал одушевленной (гилозоизм); все тела природы обладают животными функциями – питанием, ростом, размножением, "материя носит по существу животный характер" (см. "О природе", [М.], 1935, с. 430). В основе материи лежит живая молекула (зачаток), наделенная внутр. активностью, мельчайший животный организм (анималькула). По Р., существует закон непрерывности всех земных существ, с различной степенью совершенства осуществляющих некий прототип; природа представляет собой лестницу существ, на вершине к-рой находится человек. Эта концепция является своеобразным предвосхищением эволюц. теории и вместе с тем диалектич. догадкой о всеобщей связи явлений, о природе как целом, имеющем в себе самом источник активности и развития. В теории познания Р. – сенсуалист, разрабатывающий проблему материального субстрата ощущений (нервные фибры). Решая проблему происхождения моральных чувств, Р. стоял на вульгарно-материалистич. позициях, выводя эти чувства непосредственно из физиологии человека. Стремление построить законченную филос. систему, абстрактность и умозрительность рассуждений, использование схоластич. определений и понятий, опора на Лейбница – все это сближает Р. с философией 17 в. и отличает его от передовых философов-просветителей. Теория всеобщей органичности материи была подвергнута критике прогрессивными деятелями франц. философии – Делиль де Салем и Бонне. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями. В ряде произведений Дидро обнаруживается близость к теории Р. Влияние органистич. идей Р. сильно сказывается в натурфилософии Шеллинга и частично Гегеля. С опровержением сенсуализма и критики религии Р. выступили франц. священники Варрюэль и Ришар в книге "Природа в противоречии с религией и разумом" (Abb? Barruel et Pater Richard, La nature en contraste avec la religion et la raison, P., 1773). В. Кузнецов. Москва. Соч.: "О природe" ("De la nature") – осн. соч. Р., вышло в Амстердаме в 4 тт. в 1761–66. К этому произведению примыкает работа "Филос. соображения о естественной градации форм бытия, или Опыты о природе, которая учится создавать человека" ("Consid?rations philosophiques de la gradation naturelle des formes de l´?tre, ou les essais de la nature qui apprend ? faire l´homme"), вышедшая в Амстердаме и в Париже в 1768; на титульном листе было указано, что это 5-й том соч. "О природе". Первый том, вышедший анонимно, был встречен с большим интересом; его приписывали Дидро, Гельвецию. В 1762 Р. раскрыл свое авторство, в 1763 этот том вышел вторым изданием. В 1764 1-й т. был переведен на нем. яз. ("Von der Natur", Fr./M.– Lpz.). На рус. яз. отрывки из соч. Р. были опубликованы в "Книге для чтения по истории философии" (сост. А. М. Деборин, с примеч. И. Луппола, т. 2, [М.], 1925) и в сб.: Франц. просветители XVIII в. о религии, вступит. ст. А. Казарина (М., 1960, с. 515–20); сокращенный перевод "О природе" издан в 1935 ([М.], пер. П. С. Юшкевича, ред. и предисл. Е. Ситковского); в приложении дан перевод наиболее интересных отрывков из "Филос. соображений о естественной градации форм бытия...". Л. Азарх. Москва. "Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., которое на российский язык переложил Петр Соколовский", Воронеж, 1800. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 440–42; История философии, т. 1, М., 1957, с. 565–67; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [M. J., 1930; Луппол И. К., Дени Дидро, [3 изд.], М., 1960; Васильев С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.–Л., 1935; Брушлинский В., Материализм Р., "Вестник Ком. Акад.", 1935, No 3; В. Р., К вопросу об извращениях взглядов Ж. Б. Р. в бурж. истории философии и науки, "ПЗМ", 1936, No 11; Ситковский Е., Философия Ж. Б. Р., М., 1936 (рец. В. Родкевича, "Фронт науки и техники", 1936, No 9); Луппол И., К вопросу о политич. взглядах Ж. Б. Р., "ПЗМ", 1935, No 2; Buhle J. G., Geschichte der neuern Philosophie..., Bd 6, Abt 1, G?tt., 1804; Damiron Ph., M?moires pour servir ? l´histoire de la philosophie au XVIII si?cle, t. 2, P., 1858; Albert R., Die Philosophie Robinets, [Lpz.], 1903; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Agendlande, Bd 3, Stuttg.–В., 1922, S. 130–32; Rosso С, Moralisti del "Bonheur", Torino, 1954, p. 49–76. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.