РИТУАЛ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ритуал
стилизованный, регламентированный набор жестов или слов, выполняемый избранником или специально подготовленными людьми, имеющий символическое значение.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Ритуал
форма символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Ритуал
(лат. ritualis – обряд) – порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта. Это форма сложного символического поведения. Действия во время совершения ритуала строго канонизированы.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

РИТУАЛ
(лат. ritualis –.обрядовый) – 1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Ритуал
(от лат. ritualis – обрядовый) – строго регламентированная последовательность действий, имеющая символическое в широком смысле (точнее аллегорическое) значение. Р. соблюдается в самых различных сферах жизни: в религии, в проведении торжеств,
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

РИТУАЛ
символические коллективные действия, предпринимаемые для достижения желаемого результата, считающиеся социально существенными в различных культурах; самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. В ритуалах вербальная часть вторична и часто необязательна. Пример современного ритуала — коленопреклонение, целование знамени.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Ритуал
повторяющийся образ поведения, закрепленный традицией и нередко почитаемый как священный обычай. В науке о религии под ритуалом понимается традиционное религиозное поведение или религиозные действия. Религиозные реформации и движения ревитализации, высказывая свою реакцию на ритуальные действия другой группы, нередко призывают полностью отказаться от ритуала.

Источник: Новые религиозные движения.

Ритуал
1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер;
2) в этологии человека - действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

Ритуал
установленный порядок действий. В нашем случае целесообразно отнести ритуал к гуманоидным механизмам запуска негуманоидных процессов. Бернард Шоу (?) рассказывал, что однажды он был в гостях у турецкого султана и наблюдал картину, когда два раба играли в какую-то игру и один из них (рабов) нечаянно попал грязной туфлей в султана. Султан "не заметил" этого. Когда позднее Бернард Шоу спросил султана, как подобное могло случиться, султан ответил: “Если бы я это заметил, то обязан был бы приказать казнить раба".
Ассоциативный блок.
Кстати, в этом эпизоде содержится ответ на некоторую "глупость" и "непонятливость" некоторых, но далеко не всех, представителей репрессивных органов, о которой /глупости/ иногда громогласно заявляют некоторые их "жертвы", избежавшие более жестокого "наказания". Все было не так просто, как пытаются представить.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

РИТУАЛ
лат. ritus - священный обряд) - разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в к-рой форма исполнения действий строго канонизирована, лишена (или постепенно лишилась) непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. Р. - это обрядовые церемонии демонстративного характера, совершаемые часто в торжественной обстановке, имеющие своей конечной целью внушить людям определенные социальные чувства (о всемогуществе и величии власти, о нерушимости данных обязательств, о неприкосновенности существующих отношений и т. п.). Особое значение обряды имеют в религии, где служат для укрепления религиозных чувств верующих. В эксплуататорском об-ве Р. служат средством эмоциональной обработки сознания трудящихся масс, воспитания их в духе покорности существующим устоям. В социалистическом об-ве Р. имеют довольно ограниченную сферу действия, обычно практикуются в особо торжественных случаях жизни об-ва и человека -во время празднеств, при вступлении в брак и т, п. Осн. же направлениями общественного воспитания становятся развитие в массах высокой коммунистической сознательности, выработка в людях глубоких убеждений, основанных на творческом усвоении идей коммунистической нравственности. В совр. буржуазной этикет существует т. зр. (М. Макдональд), что все содержание морали сводится к общепринятому Р. Такая т. зр. выхолащивает из нраственности момент целенаправленности и сознательности, игнорирует ее социальное значение, видит ней лишь внешнюю форму и по этому представляет собой крайй нюю степень формализма в морали.

Источник: Словарь по этике

РИТУАЛ
от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с сис­темой социальных отношений и ценностей и лишенная к.-л. утилитарного или самоценного значения.
Исторически Р. как тип действия сложился в культо­вых системах; в совр. обществах различные, типы Р. действуют также в сферах политич. и социальной органи­зации общества (гражд. обрядность, офиц. торжества, дипломатич. церемониал и пр.). Структуру Р. состав­ляет строго регламентируемая последовательность ак­тов (действий), в т. ч. вербальных (песнопения и т. п.), связанных со спец. предметами, изображениями, текста­ми и осуществляемых в условиях соответствующей мо­билизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы Р. первичны по отношению к индивидуальным; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряженные психологич. состояния личности в определ. социокультурные рамки. Симво­лич. значение Р., его обособленность от повседневнопрактич. жизни подчеркивается атмосферой торжест­венности.
Древнейшая и глубинная основа Р.- символич. пе­реход между различными формами космич. и социаль-го бытия (живое - неживое, человеческое - сверхче­ловеческое, природное - социальное и т. п.). В религ. Р. выражается фантастич. символич. преодоление пре­дельных для соответствующего сознания противополож­ностей (ритуальное изображение воскресения природы и человека, перехода в иную социальную категорию и пр.). В структуре Р. важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва, герой, словес­ная формула. Эта структура составила ядро мифологич. сознания, а в дальнейшем повлияла на различные филос. и художеств. формы. тСекуляризация обществ. отношений и норм лишает Р. ореола священности и таинственности, превращает его в социальную условность, символ признания опре­дел. норм и ценностей. См. также Обычай.

Источник: Советский философский словарь

РИТУАЛ
стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины. Ритуал сопровождает человека от рождения до смерти. Множество ритуалов включает в себя бытовое поведение человека. Например, приветствуя знакомого, мы совершаем стандартную серию жестов и произносим традиционные фразы, смысл которых осознается нами лишь отчасти. Более того, ритуализированное поведение освобождает нас от необходимости обдумывать каждый свой шаг и каждое слово. Видимо, именно это имел в виду Конфуций, когда сказал своему пасынку, что «ритуал дает опору в жизни». Таковыми являются регистрация ребенка, поступление в школу и ее окончание, проводы в армию или поступление в институт, проводы на пенсию и т. п. В отличие от бытового поведения мирянина, поведение мистика не терпит неосмысленных действий. Любой мистический ритуал состоит из жестов и слов, наделенных глубоким символическим или магическим значением, которое должно быть воспринято и усвоено человеком, выполняющим данный ритуал. Из ритуалов можно упомянуть такие, как причастие (ритуальное поедание освященной пищи, отождествляемой с телом божества), освящение (как правило, омовение освященной водой, сопровождаемое произнесением молитв или заклинаний), свадьба (символическая инсценировка мифа о бракосочетании Неба и Земли), погребение (сложная последовательность действий, позволяющая душе усопшего «отойти с миром»), заклинание духов и пр. Мифология архаической эпохи была ориентирована на установление образца, инсценированного посредством ритуала. Именно последний обеспечивал незыблемость уклада. Традиционно большое внимание конспирологической литературы приковано к эзотерике масонского ритуала, в котором обнаруживаются две тенденции мести профаническому миру за убийства архитектора Иерусалимского храма Адонирама и гроссмейстера тамплиеров Ж. де Моле. Квинтэссенцией конспирологической интерпретации обрядов является мифологема ритуального убийства. Актуализируется средневековый мифологический архетип о ритуальных жертвоприношениях евреев. С одной стороны, в качестве ритуального убийства преподносится смерть представителей собственного политического лагеря. С другой — массовые изуверства периода войн и террора также интерпретируются как следствие реализации ритуала. Например, в ранах на телах убиенных иногда усматривается рисунок, свидетельствующий о ритуальной казни. В ритуале нет зрителей, только участники. Знать ритуал означает войти в его ритм, ощутить себя частью всего мира, приобщиться к событиям вселенского масштаба. Поэтому ритуал не проводит четкой грани между священным и непристойным. Карнавалы или, например, праздник дураков в такой же степени, как и религиозные ритуалы, позволяют человеку радикально нарушить течение жизни и испытать экстаз. Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

РИТУАЛ
(от лат. ritualis — обрядовый) — установленный порядок, совокупность действий и правил совершения социально и индивидуально значимых церемоний и обрядов, определяющих отношения людей с окружающим миром, обществом и общепринятыми ценностями. В более конкретном историческом смысле Р. рассматривается как одна из форм сознания и поведения людей на первобытной ступени развития человеческой цивилизации. «Р. — это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей» (В. Тэрнер). В истории мировой культуры наиболее полное свое развитие Р. получил в религии, где он превратился в систему действий, которые помогают утвердить ведущий к религиозному спасению мир святости и божественной благодати и противопоставить его повседневности. «В совершенном порядке Р. преодолевается хаотичность мира, отстраняются, лишаются смысла, предстают преходящими обыденные события. Через Р. человек приобретает чувство связи с сакральными смыслами и отношениями, лишенными прямого утилитарного значения» (Б.С. Ерасов). Ритуальные действия практически всех существующих религий открывают их связи с более древними традициями магии, через которую Р. как целостные системы и циклы в своих закрепленных и специфических формах и знаках выражали структуру и важнейшие моменты содержания жизни первобытного общества и отдельных его представителей. В современной науке сложилось целое направление в изучении Р. как одного из важнейших проявлений жизни первобытных сообществ. Одним из основателей ритуализма считается Дж.Дж. Фрэзер (1854—1941), который на громадном архаическом материале раскрыл решающее значение Р. для развития мифологии и раннехристианской обрядности на примере культа «умирающих» и «воскресающих» богов. Наряду с этим сложилась французская школа изучения Р., представленная прежде всего именами Э. Дюркгейма (1858—1917) и Л. Леви-Брюля (1857—1939). Дюркгейм в кн. «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) предложил рассматривать Р. как форму коллективного сознания первобытного человека, которая сохраняла и поддерживала родовую модель организации коллектива. В свою очередь Л. Леви-Брюль считал, что в Р. закреплены дологические «коллективные представления» о картине мира в целом и связи его отдельных частей. Среди трудов, специально посвященных Р., классическими признаны работы английского этнографа, социолога и фольклориста В. Тэрнера. На основании материалов, полученных во время экспедиций в Африку, он проанализировал Р. в непосредственном социальном процессе, в поведении и действиях, в которые вовлечена вся личность первобытного человека, а не только его сознание, как считал, в частности, К. Леви-Стросс. Тэрнер увидел социальную и индивидуальную жизнь первобытного человека как «социальную драму», состоящую из конфликтных ситуаций и их преодоления при помощи Р. как системы правового, социального и культурного контроля и структурирования. В связи с этим Тэрнер предлагал выделять сезонные Р., Р. критических переломных моментов жизни отдельного человека и общества (рождение, смерть, брак), Р. бедствия и болезней, Р. гадания (напр., о политике вождя, о здоровье, об урожае), религиозные Р. посвящения, служения и поклонения, а также более частные виды Р., которые отличают особенности жизни и своеобразие природных условий существования того или иного племени или рода. В современном обществе, помимо религии, где Р. по-прежнему имеет важнейшее значение, черты ритуальности сохранились в некоторых явлениях праздничной и повседневной культуры.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

РИТУАЛ
лат. ritualis – обрядовый, от ritus – торжеств. церемония) – исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в к-рой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредств. целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определ. социального отношения (существующего социального порядка, признания к.-л. ценностей или авторитетов и т.п.). Значение и происхождение Р. отчетливо прослеживается в связи с религ. культами. Система ритуальных действий (обрядов) является, наряду с мифологией и теологией, одним из выражений отношения людей к "священным" объектам, в т.ч. к "неприкосновенным" институтам и непререкаемым социальным нормам. В религ. сознании такие действия выступают как средство мистич. воздействия на "священные" силы (магия) либо как способ закрепления наличной системы культовых отношений. В большинстве древних религий Р. служит гл. выражением культовых отношений (ср. высказывание Энгельса о роли обрядности в дохрист. культах – см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 313). В дальнейшем с обособлением мифологии, а затем и религ.-филос. идей от культовой практики, создаются мифологич. комплексы, служащие объяснению древних Р., и, наоборот, ритуальные средства "драматизации" мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат "духовной" стороны (вероучения и чувства) перед Р., практически сохранение религ. отношений в массах обеспечивается прежде всего действием традиц. систем Р., к-рые составляют наиболее консервативный (и наименее поддающийся воздействию рацион. критики) элемент религии. Одним из моментов совр. процессов секуляризации обществ. жизни является постепенная утрата Р. своего "священного" значения. Генезис ?. можно рассматривать и в более широком плане в связи с прогрессирующим обособлением символич. действия от непосредственно целесообразного, поскольку "...ритуальный жест является не столько действием, сколько наглядным изображением действия" (Валлон А., От действия к мысли, М., 1956, с. 125). Выполняя какие-то более "вторичные" обществ. функции – трансляции трудового навыка, фиксации установившихся способов деятельности, формирования простейших обществ. представлений и т.д., Р. играет важную роль в истории общества (особенно в добурж. системах) как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравств. представлений, элементов рацион. поведения личности и науч. сознания вытесняет ?. на периферию обществ. жизни, гл. обр. в область церемониальных форм офиц. поведения и бытовых отношений, когда осознание индивидами усваиваемых ими обществ. норм является невозможным или излишним. Использование и создание ритуальных форм как средства массового идеологич. насилия чрезвычайно характерно для тоталитарно-фашистских, националистич., расистских режимов. Значение Р. неоднократно служило предметом острых дискуссий среди историков, этнографов (О. Э. Харрисон, Б. Малиновский, К. Клакхон), философов (Э. Кассирер), а в последнее время также лингвистов и семиотиков. Лит.: Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации нар. обрядов, "ДАН СССР", 1928, No 11; Пропп В. Я., Историч. корни волшебной сказки, Л., 1946; Вийдалепп Р. Я., Исполнение нар. сказок, как производственно-магич. обряд, М., 1964; MacDonald M., Ethics and the ceremonial use of language, в кн.: Philosophical analysis, ed. by M. Black, Ithaca, 1950; Kroeber A. L., The nature of culture, Chi., 1952; Durkheim E., Les formes ?l?mentaires de la vie religieuse, 4 ?d., P., 1960. См. также лит. при ст. Магия, Мифология, Обычай. О. Дробницкий, Ю. Левада. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИТУАЛ
лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего - архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р". - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения.
В.Н. Фурс

Источник: Новейший философский словарь

РИТУАЛ
сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе. Компонентами ритуального акта (первоначально группового, коллективного) выступают стандартизованные, часто ритмически организованные, жесты, движения, чтение вербальных текстов, совершаемые в специфических ситуациях психологического напряжения или расслабления — от массового экстаза до индивидуальной молитвы и медитации. Ритуальные акты часто связаны также с определенными эстетическими феноменами в архитектуре, одежде, музыке, атрибутике и т. д.
В религиозных системах ритуал обычно соотносится с мифом, который может трактоваться как интерпретация архетипического ритуального акта. В более развитых культах ритуал выступает в качестве вторичного элемента по отношению к определенному мифологическому тексту, но имеет самостоятельное значение.
Наиболее общие функции ритуала в религиозных культах могут быть сведены к трем основным типам. Во-первых, ритуал выражает определенное отношение к священному (поклонение, жертва, молитва). В отличие от целенаправленных магических, колдовских и т. п. актов, ритуальное действие — если рассматривать его в условно чистом виде — символично, не ориентировано на достижение какого-либо непосредственно практического результата. Во-вторых, посредством ритуала закрепляется принадлежность (приобщение) к сакральнозначимой группе, культовому сообществу В-третьих, с помощью ритуала утверждается сакральный смысл предельнозначимых переходов — между жизнью и смертью, между возрастными и статусными группами. Ритуал перехода (в культурной антропологии — rites de passage) определяет универсальную внутреннюю структуру любого ритуального акта, поскольку он всегда обозначает преодоление сакрального барьера между различными сферами, периодами и состояниями бытия. Ритуал служит закреплению традиции, поскольку он обычно воспроизводит наиболее архаические (архетипические) культовые структуры; аналогичную роль играют похоронные ритуалы, связанные с культовым почитанием предков, могил.
Соотношения коллективных и индивидуализированных, экстатических и аутических компонентов ритуала в культовой практике различных конфессий существенно различаются как по месту, так и по смыслу В некоторых квазирационализированных формах современного протестантизма ритуал фактически ограничен групповой и личной молитвой; в то же время в католицизме и православии развитая система коллективных ритуалов служит основой деятельности церкви как института и сообщества верующих.
Формировавшиеся в процессе секуляризации публичной и частной жизни светские ритуалы в значительной мере унаследовали внешнюю (в т. ч. психологическую) структуру соответствующих культовых актов, лишив их сакрального содержания Как официально-государственные церемонии (инаугурации, парады, встречи), так и торжественное оформление событий, связанных с переменами в гражданском состоянии, статусе, — светские ритуалы отмечают значимость приобщения индивида к социальному сообществу и перехода от индивидуальных ценностей к коллективным. В зависимости от восприятия светского ритуала его участниками он может выступать и как чистая условность (своего рода групповая игра), и как средство массовой экзальтации, элемент квазисакрального политического или иного группового культа. Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежная субкультура и др.
Лт.: Религия и общество, хрестоматия под ред. В. И. [араджи. М., 1996; Леви-СтросЛ. Структурная антропология. М., 1985; ТернерВ. Символ и ритуал. М., 1983; Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse, 4 ed. P., I960; KroeberA. L. The nature of culture. Chi., 1952.
Ю. А. Левада

Источник: Новая философская энциклопедия

Ритуал
от лат. ritualis - обрядовый) - исторически сложившаяся форма символического поведения. В ходе процесса рйтуализации определенные модели поведения превращаются в независимые символы, которые становятся общепринятыми в культуре. Ритуалы и мифы в культуре традиционного общества выступают основными формами, через которые сохраняется и организовывается социокультурная целостность. В самом общем плане и мировом культурном процессе можно выделить два способа организации; традиционный (иррациональный) и актуально-предметный (рациональный). В научном плане эта проблема начинает осознаваться совсем недавно, она является открытой во всех отношениях. Показателем этого обстоятельства является несоответствие намерений людей, например, религиозных, и реального состояния общества. С появлением учения о бессознательном (К. Юнг) в самом общем плане картину можно представить следующим образом. Общественная жизнь в своем сложном движении складывается как интегрированное содержание, образующееся в результате взаимодействия людей. В этом процессе возникает опыт, составляющий целостно-организованный субстрат. Он не доходит до порога осознанности, но люди инстинктивно, бессознательно на него опираются и действуют так или иначе. На внешнем уровне их действия выступают как сознательные. Но подлинная сознательность возникает только там, где цели людей реализуются в общественную практику так, как это было задумано. Наиболее развитые люди поднимаются до уровня осознания этого коллективного опыта. Они понимают, как люди должны организовывать свои общественные отношения для того, чтобы не уничтожать друг друга, а достигать те цели, которые встают перед общественным человеком в конкретный момент истории. Такие мыслители становяяся либо пророками мифологически-религиозного сознания, либо философами-вдохновителями, обладателями истины, либо великими учеными современного общества, которые создают «научную идеологию». Острейшие коллизии XX века показали, что претензия науки на абсолютную роль в современном обществе не оправдалась. Можно сказать, что в обществе продолжают действовать все те формы, отражения действительности, которые были выработаны в ходе исторического развития. В организации общества мы видим и ритуалы, и насилие, и действие законов, и свободу - все моменты культуры присутствуют в той или иной форме в нынешней социальной организации. В то же время можно сказать, что до тех пор, пока не появилась наука, в культуре главную роль играли традиции различного рода. Эти ритуалы или обряды опирались на сознание, в котором главной формой был миф. Древние мифы объясняли всю организацию людей организацией первопредка, как правило, тотемического. Сообщество должно было делать все так, а не иначе потому, что так это было у предков. Для убедительности эти предки носили сверхъестественную форму - животных, растений, великанов или абстрактных сил (молний, жизненной энергии и т. д.). Постепенно очеловечивание, культурность, степень преобразования природы привели к необходимости сменить персонажей. Животные и растения сначала получили форму культурных героев, которые учили всему людей, потом появились духовные образования (анимизм и аниматизм), которые потом воплотились в человекообразных (антропоморфных) богов. Политеизм (многобожие) в своем развитии превратился в монотеистические (единобожие) религии, которые получили, в основном, распространение по всему миру. Независимо от формы такого сознания, в отношении социальных технологий все устроено очень просто: по законам, которые известны от предков, сверхъестественных существ или богов, нужно делать так-то и так-то; и никак иначе. Кто действует правильно, в соответствии с ритуалом, тот праведник, претендует на райскую жизнь после смерти; нарушитель традиции - преступник, его ждет наказание. Миф содержит историю того, как возникло общественное или природное явление. Обычно история связана с именем персонажа, в жизни которого воплощено это содержание, эта социальная технология. Имя это носит всеобщий, родовой, сверхъестественный характер. Поэтому от имени персонажа в мифе дается «зарок» - заповедь обряда и запрет на то, как делать нельзя - «табу». Кроме этого, в такой форме сознания дается нравственная «модель» человека, который соответствует задачам технологии) его ценностные ориентации. Одним из центральных моментов является также обряд посвящения в эту культуру, инициация, мистерия или нечто подобное. Традиционная культура предполагает две категории людей: посвященные и все остальные. Посвященные становились обладателями «тайного») эзотерического знания. Как правило, посвящение для высшей «касты» (жрецы, шаманы, вожди, фараоны, цари) было очень сложным. Оно граничило со смертью, и за нарушение тайны знания, как правило, следовало смертельное наказание (в лучшем случае — отлучение и проклятие). По поводу первичности мифа или обряда ученые спорят до сих пор. Эта проблема всегда открыта. Так, в XIX веке (до 80-х г.) считалось, что миф (вера) определяют ритуал (школа мифологического и эволюционного направления: Я. Гримм, А. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер). С 1880 г. ряд ученых приходит к выводу о первичности ритуала, который обосновывается идеологически (У. Роберт-сон - Смит, Р. Маретт, Р. Лоуи, Н. Познанский). С 50-х г. нашего столетия точка зрения структуралистов о самостоятельности ритуала и мифа возобладала. В принципе главное заключается в том, что традиционное общество естественно порождает как мифосознание, так и ритуал.

Источник: Человек и общество. Культурология

Ритуал
исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия “церемония”, “обряд”, “обычай”, “этикет”. Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), “правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов” (Дюркгейм, 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального (см. Сакральное), нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как “традиционно разыгрываемое чудо”. Дж. Гуди (1961) определял Р. как “стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)”. М. Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как “сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения”, а Р. — как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями. В 19 – пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич); другие считали первичными мифол. и религ. представления и соответственно вторичным разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений (Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой. Важный вклад в изучение Р. внесли Французская социологическая школа и функциональная школа (см. Функционализм) в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; “представительные”, или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию “обрядов перехода”. Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. Мосс (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как “принудит. акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти”. Радклифф-Браун (1922) разработал понятие “ритуальной ценности”; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность не придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В функционализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. Структурализма (Леви-Стросс), где Р. изучается как “язык”, или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. Глакмен (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им “Р. восстания”. Он рассматривал “Р. восстания” как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, “мирской” жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э. Лич (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу “сакрального”, где действуют иные пространство и время и где нормы “мирской”, повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения “обыденной” жизни, вторые их упраздняют. М. Блок (см. Блок, Марк) и Ф. Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. Гоффман (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их “Р. взаимодействия” (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр. священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин “естеств. ритуалы”. В этологии (К. Лоренц) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации — одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов. Лит.: Myth, Ritual and Kinship. Hooke S.H. (ed.). Oxf., 1958; Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1951; Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960; Goffman E. Interaction Ritual. L., 1972. В.Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.35 кб

Ритуал в социальной памяти

Лойко О. Т.
Ритуал представлен как способ постижения содержания социальной памяти в архаических и современных культурах, наряду с социокодом и знаком.
Читать PDF
279.22 кб

Ритуал как способ трансляции ценностно-смыслового мира социальной памяти

Лойко Ольга Тимофеевна, Уткина Анна Николаевна
Анализируется значимость ритуала в сохранении и адекватной передаче ценностно-смыслового мира социальной памяти.
Читать PDF
288.71 кб

Время и ритуал в традиционной культуре

Сахилтарова Нина Григорьевна
Цель данного исследования раскрыть сущность ритуала через понятие время. Из данной цели целесообразно возникают ряд особо важных вопросов, на которые мы попытаемся дать ответ: 1. Что есть ритуал в традиционной культуре? 2.
Читать PDF
219.84 кб

Ритуал и театр (проблема модернизации Китая). Ритуал и театр (проблема модернизации Китая)

Серова Светлана Андреевна
Формирование китайского театра, одного из важнейших для Китая феноменов культуры.
Читать PDF
320.85 кб

Неотвратимая своевременность (fatal timeliness). Ритуал как ситуация переживания времени и фундамент

Щуров В. А., Спирин В. А.
Читать PDF
141.34 кб

Конфуцианский ритуал и православная этика: миссионерство как форма диалога культур

Поповкин Андрей Владимирович
В статье предпринята попытка дать ответ на вопросы, действительно ли конфуцианский ритуал является причиной «ущербности» понимания личности в китайской культуре?
Читать PDF
282.06 кб

Миф, ритуал, инструмент: концептуализация структуры деятельности

Щуров В. А., Шаталов-давыдов Д. Ю.
Производится интерпретация возникновения технических изобретений в рамках предлагаемой авторами структуры социальной деятельности человека.
Читать PDF
236.25 кб

Понятие «Современность» и ритуал в традиционной культуре

Сахилтарова Н. Г.
В статье раскрывается сущность ритуала в традиционной культуре посредством понятий «время» и «своевременность». Время в традиционной культуре представлено в форме ритуала, именно ритуал маркирует время в традиционном обществе.
Читать PDF
315.06 кб

Миф, ритуал, инструмент: металингвистический контекст

Щуров В. А.
Рассматривается металингвистика в качестве пространства построения смыслов и структурирования объяснительных моделей социальной деятельности. На основе металингвистики в интерпретации как Б. Ворфа, так и М.
Читать PDF
267.36 кб

2011. 03. 007. Панов С. В. , Ивашкин С. Н. Консенсуальная этика, ритуал аргументативной дискуссии, т

Панов С. В., Ивашкин С. Н.
Читать PDF
556.50 кб

Ритуал как структура: проблема интерпретации смысла

Кириленко Юлия Николаевна
Целью данной статьи выступает анализ структуралистских концепций, исследующих ритуал с точки зрения поиска его универсальной структуры, что в дальнейшем позволило бы создать единую методологию интерпретации смысла ритуального дейс
Читать PDF
113.83 кб

Ритуал как брешь в традиции современного секулярного мышления

Сунайт Т.С.
Статья посвящена современной интерпретации традиционных ритуальных практик крупнейшими современными французскими теоретиками культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Ритуал: к вопросу о происхождении форм культуры

Рагозина Т.Э.
В статье даётся анализ существующих трактовок онтологической сущности ритуала, получивших выражение в многочисленных дефинициях.
Читать PDF
377.18 кб

Функционально-семиотический анализ модификаций и трансформаций религиозного ритуала

Прилуцкий Александр Михайлович
В статье исследованы особенности трансформаций и модификаций религиозных ритуалов, обусловленных воспроизведением ритуалов в дискурсах различных религиозных традиций.
Читать PDF
435.67 кб

Подходы к решению религиоведческой проблемы ритуала: священник Павел Флоренский и психолог Анри Валл

Балакин Ю. В.
Исследуется проблема соотношения мифа и ритуала в трудах русского мыслителя Павла Флоренского и французского психолога А. Валлона.

Похожие термины:

  • РИТУАЛ БЫТОВОЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ

    лат.-обрядовый): исторически сложившаяся, стереотипная последовательность действий, специфическая для определенных обстоятельств. В каждой религии - упорядоченная система действий, выражающих о
  • РИТУАЛ ПОЛОЖЕНИЯ В ГРОБ или Пастос

    Это был заключительный обряд Посвящения в Мистериях в Египте, Греции и других местах. Последние и высшие тайны Оккультизма не могли быть открыты Ученику, пока он не прошел через эту аллегорическую
  • РИТУАЛ религиозный

    (от лат. ritualis обрядовый) — исторически сложившаяся, специфическая для каждой религии упорядоченная система действий, выражающих отношение человека к Богу и другим объектам поклонения.
  • ЛИ-ритуал

    одна из основных категорий кит. умозрения, обозначающая основной, в идеале — единственный (в сочетании с юэ-музыкой), регулятор отношений в обществе. Этимологически Л.-ритуал - действие, связанное с
  • ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РИТУАЛЫ

            см. САНСКАРА.
  • Иудаистские обряды и ритуалы

    представляют собой сложную и подробно разработанную систему, складывавшуюся в течение мн. столетий и тщательно кодифицировавшуюся. Весьма условно можно указать ритуалы жизненного цикла. Обрезан
  • ШУТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, или ритуальная шутливость

    - обычай, зафиксированный этнографами во многих традиц. об-вах (особенно среди сев.-амер. индейцев и нек-рых народностей Африки), состоящий в том, что межцу опр. социальными категориями людей (напр., м
  • МАСКА РИТУАЛЬНАЯ

    лицевое изображение к.-л. зооморфного или антропоморфного существа, надеваемое человеком в ритуальных целях. Применение М. р. связано с культами предков, духов, животных, тотемистич. представления
  • РИТУАЛЬНАЯ ПОРЧА ВЕЩЕЙ

    Как и многие другие народы классической древности, кельты часто намеренно портили, ломали или разбивали разного рода предметы, служившие жертвами по обету богам. Это относится к таким вещам, как о
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ

    принесение жертвы в целях имитации победы над врагом. Как правило, распространялось на уровне этноконфессиональных мифологем, связанных с инфернализацией образа «чужака». При эзотерической деши
  • РИТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    судебные процессы по ложному обвинению в убийствах, якобы совершенных с целью человеч. жертвоприношения или использования крови в религ. обрядах. Наиболее известны Р. п. против евреев, специально