Риск врачебныйРИСМЕН Дэвид

Рисмен

Найдено 2 определения термина Рисмен

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

РИСМЕН

Riesman), Дейвид (р. 22 сент. 1909) – амер. социолог. По образованию юрист, с 1949 преподавал социальные науки в Чикагском ун-те, с 1958 – проф. социальных наук в Гарвардском ун-те. Р. приобрел известность после выхода кн. "Одинокая толпа" ("The lonely crowd", 1950, совм. с N. Glazer and R. Denney). В книге характеризуются процессы, происходящие в 20 в. в сфере обществ. психологии и культуры в США. В центре – переход от типа личности, к-рую Р. называет "личностью, ориентированной изнутри", к новому типу "личности, ориентированной извне". Первый тип – это бурж. личность эпохи свободного предпринимательства, руководствующаяся индивидуалистич. мотивами, демонстрирующая частнособственнич. инициативу и выступающая активным субъектом в конкретной борьбе. "Личность, ориентированная извне", – личность бурж. индивидуума, попавшего в полное подчинение крупной бюрократич. орг-ции: корпорации, гос-ва, армии. Ее действия регулируются правилами (экономич., адм., идеологич.), устанавливаемыми этой орг-цией. Эта личность – объект внешнего авторитарного принуждения и манипуляции. Р. констатирует, что подобная эволюция "социального характера" сопровождается уродливыми и болезненными явлениями. Человек утрачивает внутр. цельность, внутр. источник энергии, переживает различные формы отчуждения и самоотчуждения ("утраты самого себя"). Результатом часто является социальная апатия, пессимизм, цинизм, ощущение душевной опустошенности. Р. подробно и ярко рисует различные формы и стороны этих болезненных процессов, проявляющихся в сфере политики, образования, науч. деятельности, в "популярной" лит-ре и иск-ве, в семье и быту людей в США. Конкретизации и документальному подтверждению своих общих концепций Р. посвятил широкое эмпирич. исследование, обобщенное в кн. "Лица в толпе" ("Faces in the crowd", New Haven, 1952). В работе "Социальные проблемы и дезорганизация в сфере труда" ["Social problems and disorganization in the world of work" (совм. с R. Weiss), в сб.: Contemporary social problems, ed. by R. K. Merton and R. A. Nisbet, N. Y.–Burlingame, 1961] P. описывает распадение традиционной психологии "амер. деловитости" в связи с кризисом стимулов, порожденных эпохой свободного предпринимательства в США, и распространение "потребительской психологии" – психологии обывателя, поклоняющегося "идолам потребления и развлечения". Р., однако, неправильно истолковывает природу и причины этих процессов, отрывая их от объективной логики бурж. производств. отношений, от логики перерастания капитализма 19 в. в гос.-монополистич. капитализм. Р. пытается представить эти процессы как всеобщие и связанные либо с ростом населения (впрочем, от этой т. зр., выраженной в кн. "Одинокая толпа", он позднее отказался), либо с развитием техники, с усложнением пром. произ-ва и урбанизацией. Резко критикуя бюрократич. тоталитаризм в США, он не понимает связи последнего с социально-классовой структурой и с задачами классового командования в условиях растущей поляризации правящих кругов и широких масс населения. Выступая против подавления, принудит. стандартизации и нивелирования личности в системе гос.-монополистич. бюрократии, Р. склонен идеализировать амер. капитализм 19 в. (особенно это проявляется в кн. "Заново пересмотренный индивидуализм" – "Individualism reconsidered", Glencoe, 1954). Т.о., его взгляд обращен скорее в прошлое, чем в будущее. Одновременно он пытается сконструировать т.н. "автономную" личность, соединяющую индивидуализм с приспособленностью к "групповой" и социально организованной деятельности, но эта схема выглядит искусственно, абстрактно и утопично. Р. принадлежат мн. работы и статьи, направленные против маккартизма, милитаризма и антикоммунизма, написанные с позиций бурж. демократизма и гуманизма [напр., ст. "Амер. кризис" – "An American crisis" (совм. с M. Массову), в журн. "New Left Review", 1960, No 5]. Большинство работ Р. в той или иной мере выходит за рамки одностороннего социологич. эмпиризма позитивистского толка, что объясняет их большое влияние на молодых социологов США, стремящихся к более широким обобщениям и социальной критике. Соч.: Civil liberties in a period of transition, [s. l.], 1942; Thorstein Veblen, N. Y., 1960; Constraint and variety in American education, [Lincoln (Nebrasca), 1956]. Лит.: Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Замошкин А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, ?., 1966; Culture and social character. The work of D. Riesman reviewed, ed. by S. Lipset and L. Lowenthal, [Glencoe, 1961]. Ю. Замошкин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Рисмен

Дэвид Ри?смен (Riesman) (1909-2002) ? амер. исследователь, представитель психоаналитич. ориентации в социологии и культурологии. В 1931 получил степень д-ра биохимич. наук. После трехлетнего обучения в Гарвард. школе права становится проф. юриспруденции. В 1937-41 — проф. права в ун-те Буффало. В 1941 ведет исследоват. проект в Колумбийском ун-те и издает две работы: “Гражд. права в переходный период” и “Демократия и диффамация”. В 1946 — проф. социальных наук Чикаг. ун-та; возглавляет исследоват. проект по изучению массовых коммуникаций. В рез-те этой работы в 1950 появляется книга “Одинокая толпа”, принесшая ему широкую известность. Эта книга стала одним из наиболее доступных и популярных исследований, посвященных анализу отчуждения человека, потери им личностной автономии и ограничения свободы, характерных для совр. культуры. В книге исследуется влияние процесса модернизации на сознание и поведение совр. человека и решается вопрос о судьбе человеч. индивидуальности в массовом об-ве. С одной стороны, подобно Марксу и Веблену, Р. пытался выявить взаимосвязь между экон. развитием об-ва и происходящими в нем социально-культурными изменениями, с др., подобно Райху и Фромму, он придает большое значение изучению социального характера (см. Социальный характер), трактуемого им как часть “характера”, общего для безликого окружения индивида, его “значимых других”. Р. исследует природу и специфику социального характера, его типы в различных странах в разные истор. эпохи, причины его проявления, процесс формирования и замены другими типами социального характера; его связь с многообр. сторонами человеч. жизнедеятельности и социально-психол. последствий перехода к индустриальной и постиндустриальной культуре. Он пытается установить взаимосвязь между разл. истор. эпохами и типами характера, выделяя при этом три гл. истор. периода и соответствующие им типы об-ва: 1) тип с “высоким потенциалом прироста населения” (напр., ср. века); 2) тип с “переходным ростом населения” (напр., Ренессанс — Реформация); 3) “начинающийся спад населения” (напр., совр. индустриально развитые об-ва). Каждому их этих трех периодов соответствуют три типа социального характера: “ориентированный-на-традицию”, “ориентированный-на-себя” и “ориентированный-на-другого”. В об-ве “высокого потенциала прироста населения” индивид характеризуется высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинением властным структурам, занимает четко опр. место в об-ве, играет строго фиксированную социальную роль; социальная мобильность и индивидуальность здесь минимальны. Когда непосредств. связи с ориентированным-на-традицию об-вом рвутся, когда меняется стабильное соотношение смертности и рождаемости и происходит бурный рост населения, мы говорим об об-ве “переходного роста”. Для него характерны резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Об-во такого типа не может удовлетвориться само собой разумеющейся ориентацией-на-традицию, ему нужен совсем иной тип характера: предприимчивый, инициативный, любящий риск и все новое. Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и творч. начало, а не точное следование предписаниям, традициям и ритуалам. И тогда особое значение приобретает ориентация-на-себя, означающая внутр., а не внешний источник мотивации, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и пр. Ориентация-на-себя, характерная для периода первонач. накопления капитала, означает, что человек воспринимает себя как индивида и осознает, что его судьба в его руках. Если ориентация-на-себя типична для “старого среднего класса”, то ориентация-на-другого становится типичным характером “нового среднего класса” в “об-ве начинающегося спада населения”. Ориентация-на-другого — тип характера, впервые появляющийся в среде высшего среднего класса совр. индустриальной Америки. В наст. время этот тип характера широко распространяется и в других индустриально развитых странах, где имеются сходные с Америкой условия его возникновения, к к-рым Р. в первую очередь относит развитый капитализм, индустриализацию, урбанизацию. В этом об-ве “образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации”. Меняются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношений в семье и т.д. Мотивация поведения людей этих трех типов характера совершенно различна. У ориентированного-на-традицию человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в об-ве нормам, выполнения к-рых от него ждут. У ориентированного-на-себя человека — мотивация внутренняя, своего рода “внутр. голос”, определяющий его поведение. Поэтому зависимость от окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на-другого человек зависит в своем поведении исключительно от других людей. Гл. тема “Одинокой толпы” и др. работ Р. — формирование совр. массового об-ва и связанные с ним проблемы: человеч. автономия, отчуждение, массовые коммуникации и культура, семья, воспитание, социальная стратификация. Соч.: The Lonely Crowd: a Study of the Changing American Character (with R. Denney, N. Glazer). New Haven, 1950; Faces in the Crowd. New Haven, 1952; Individualism Reconsidered. Giencoe, III., 1954; Thorstein Veblen. N.Y., I960; Abundance for what? Garden City; N.Y., 1965; The Academic Revolution. Garden City, 1968 (with Ch. Jencks); Некоторые типы характера и об-во // Социол. исследования. 1993. № 3. Е.Д. Руткевич. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Рисмен — 0

Найдено научныех статей по теме Рисмен — 0

Найдено книг по теме Рисмен — 0

Найдено презентаций по теме Рисмен — 0

Найдено рефератов по теме Рисмен — 0