РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Найдено 2 определения термина РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Richard de Saint-Victor) (ум. 1173) – франц. теолог, представитель реакц. ортодокс.-мистич. направления ср.-век. философии. По происхождению шотландец. Ученик Гуго Сен-Викторского, прозванный "великим созерцателем". Был приором монастыря св. Виктора в Париже и преподавателем Сен-Викторской школы. Его мистико-схоластич. система, развивая идеи Бернара Клервоского и особенно Гуго Сен-Викторского, явилась глубоко противоречивой попыткой примирения веры и разума при приоритете веры. Он развил учение Гуго о ступенях "восхождения" к знанию: от эмпирической через рассудочную к созерцательной. Это учение Р. С.-В. пытался обосновать с помощью анализа человеч. психики. На первый план при этом он выдвигал самопознание, понимаемое как средство отрешения от всего чувственного и обращения к чистому созерцанию. В идее Р. С.-В. о непосредств. слиянии души с богом в мистич. созерцании, когда "часть становится не менее целого, а целое не более части", содержалась определ. идеалистич.-пантеистич. тенденция, не получившая, однако, антицерк. направленности. Ставя мистич. созерцание выше логич. мышления, Р. С.-В. отвергал антич. философию и нападал на ср.-век. схоластов-"диалектиков" за то, что они "ищут какой-то иной мудрости, кроме христ. вероучения, и предпочитают следовать Аристотелю, а не Христу". Вместе с тем он сам продолжал схоластич. линию Ансельма Кентерберийского с его принципом "верую, чтобы понимать". Он отличал разум (intelligentia) от рассудка (ratio) и рассматривал разум как промежуточную ступень между рассудком и созерцанием; логич. аргументы он допускал в качестве орудия познания высшей истины, но только при сверхнатуральном "озарении" разума, опирающегося на веру. Идеи Р. С.-В. оказали влияние на формирование взглядов Бонавентуры и дальнейшее развитие мистич. направления ср.-век. философии. Соч.: Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 196). Лит.: Вертеловский ?., Зап. средневековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; ?рахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, ?., 1953; Саrmе1о О., Riccardo di San Vittore, Roma, 1933; Leng1art M., La th?orie de la contemplation mystique dans l´oeuvre de Richard de Saint-Victor, P., 1935; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1–2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., В., 1956. С. Стам. Саратов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Richardus a Sanct Victore Parisiensis, Richard de Samt-Victor) (OK. 1123, Шотландия — 10 марта 1173, Париж) — средневековый теолог-мистик и библейский экзегет; «великий созерцатель» (magnus contemplator). Уставной каноник, приор (с 1162) августинской Конгрегации св. Виктора; представитель Сен-Викторской школы. Среди основных произведений: «О Троице» (De Trinitate), «Извлечения» (Tractahis Exceptionum), «О приутотовлении души к созерцанию, или Вениамин Меньший» (De praeparatione anirni ad contemplationem, liber dictus Benjamin Minor) и «О благодати созерцания, или Вениамин Больший» (De gratia contemplatioius, seu Benjamin Major).

Развивая идеи своих учителей, Бернарда Кяервоского и 1^го Сея ВчКторского, Ришард выстраивает тщательно разработанную систему восхождения человеческой души к Богу по ступеням мистического созерцания. Считая существенным условием духовной жизни нравственную чистоту души и способность ее к самопознанию, он сравнивает волю и разум человека е двумя женами Иакова, Лией и Рахилью: как Иаков сочетался сначала с Лией и произвел от нее потомство, так и воля сперва должна быть оплодотворена Духом Божьим, чтобы родить в себе добродетели; и как потом Рахиль родила от Иакова Иосифа и Вениамина, так и разумная душа должна обратиться вслед за этим к самой себе и предаться созерцанию Бога сначала в себе как в зеркале («Иосиф»), а после этого и напрямую («Вениамин»).

Отвергая учения тех диалектиков, которые ищут какой бы то ни было мудрости помимо христианского учения и предпочитают следовать Аристотелю более, чем Христу, Ришард при этом (вслед за Ансельмом Кентерберийским) обращается в «О Троице» к «вере, ищущей разумения» (fides quaerens intellectum) и, не отказываясь от попытки понять столько, сколько вообще доступночеловечеекому разуму, намеревается показать не только возможные, но и необходимые основания христианской веры в существование Бога, в Его единство и троичность, вечность и всемогущество.

Указанное восхождение души следует, согласно Ришарду, начинать с обращения к вещам и явлениям, существование которых дано нам в чувственном опыте, т. е. к миру возникновения и уничтожения, который, однако, «не вечен и не необходим по своей природе». Следовательно, сам факт его бытия, являющийся для нас несомненным, объясним лишь через признание существования иных бытийственных уровней: «вечного, но не необходимого по своей природе» (сверхчувственный мир пребывающих в телах форм, а также душ и ангелов) и «вечного и необходимого по своей природе» (Бог как основание и источник всякой возможности существования, Его умопостигаемые атрибуты и превосходящая всякое познание сущность).

Так, последовательно используя свои способности чувственного воображения, разумного постижения и созерцания, душа сначала испытывает расширение, плавясь, подобно воску, затем — возвышение, впуская в себя божественный свет, и, наконец, отчуждение от себя самой, от своего чувства, воли и разума, сливаясь с Богом в мистическом созерцании, когда «часть становится не менее целого, а целое не более части». К этой высшей ступени мистической жизни (описываемой Ришардом как смерть Рахили при рождении Вениамина) человек можетсебя лишь приуготовить, но достичь ее без божественной благодати он не в силах. Причем созерцаемое им — во избежание ереси — должно непременно поверяться авторитетом Св. Писания.

Примечательно, что в своей оценке духовной практики и созерцательного опыта христианина Ришард (подобно Бернарду) делал особый акцент на анализе его эмоционально-психической жизни, что вело к формированию представления о человеческой личности как неповторимой индивидуальности, несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной). Учение Ришарда СенВикторского о мистическом восхождении души к Богу оказало заметное влияние на сходные построения позднейших мыслителей, в частности Бонавентуры и Ж. Жерсона.

Соч.: MPL, 1.196, col. 1 -1379.

Лит.; Carmelo 0. Riccardo di San Vittore. Roma, 1933; Dumeige G. Richard de Saint-Victor et lidee chretienne de lamour. P., 1952; EbnerJ. Die Erkenntnislehre Richards von Sankt Viktor (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XIX, Heft 4). Munster i. W, 1917; Lenglart M. La theorie de la contemplation mystique dans loeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935.

A. M. Шишков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено книг по теме РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0