РИГВЕДА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИГВЕДА
(Rigveda) — древнейший индийский религиозный и философский (мировоззренческий) памятник, см. Индийская философия, Веды.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Ригведа
собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к Х в. до н.э. Наиболее древний и значительный из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Ригведа
самая древняя книга индуизма. Ригведа состоит из четырех собраний ведических гимнов, написанных еще до 900г. до Р.Х. и передаваемых устной традицией вплоть до XVIв., когда они были записаны индусами, а затем, в XVIII и XIX вв. - мусульманами. Гимны использовались при проведении ритуалов жертвоприношений у брахманов; считается, что эти гимны существовали вечно. Всего их насчитывается 1 028. Среди самых важных богов, упомянутых в этих гимнах, можно назвать Индру, Агни, Варуну и Сому. Вишну и Рудра тоже упомянуты, но как второстепенные божества. Многие исследователи отмечают в гимнах тенденцию к монотеизму. Ригведу перевели на английский Макс Мюллер и Герман Олденберг в 1980-хгг. с языка, предшествовавшего санскриту.

Источник: Новые религиозные движения.

"РИГВЕДА"

        ("Книга гимнов") — древнейший памятник инд. лит-ры, самая древняя и авторитетная из 4 Вед (самхит). "Р. " сложилась в среде арийских племен в эпоху переселения их в Сев.-Зап. Индию прибл. в XV—X вв. до н. э. (существуют и др. датировки) в осн. на территории Пятиречья (совр. Пенджаба). В дошедшей до нас редакции Шакала "Р. " состоит из 1028 гимнов и разделяется на 10 мандал (букв, "циклов"). Мандалы II—VII ("родовые книги") считаются самыми древними; каждая из них принадлежит определенному жреческому роду, в к-ром ее гимны передавались из поколения в поколение (2-я Гритсамада, 3-я Вишвамитра, 4-я Вамадева, 5-я Атри, 6-я Бхарадваджа, 7-я Васиштха); 8-я кн. примыкает к "родовым" (роды Канва и Ангирас), в 7-й собраны гимны, посвященные богу Соме, самые поздние — 1-я и 10-я. Гл. содержание "Р. " составляют гимны (сукта или рич), обращенные к божествам арийских племен, восхваляющие их подвиги и величие, взывающие к ним о даровании благ, мужского потомства, победы. Каждая из "родовых" мандал начинается с гимнов Агни и Инд ре — самым значительным богам пантеона; мандалы 1-я и 10-я также начинаются гимнами Агни. Выделяются свадебные и похоронные гимны "Р." , гимны-заклинания и гимны-загадки, близкие по содержанию немногим космогоническим гимнам 10-й кн., в к-рых усматривают начала развития филос. мысли Древней Индии. Ряд стихотворений светского содержания в "Р. " носит дидактич. характер и отражает черты соц. жизни эпохи. В гимнах-восхвалениях даров (данастути) приводятся названия арийских племен и содержатся определенные историч. сведения. Около 20 гимнов "Р. " построены в диалогической форме, в них исследователи полагают тексты ритуальных драм типа мистерий; они представляют особенные трудности для понимания. Диалог Ямы и Ями отражает, по-видимому, инд. версию мифа о первородном грехе; миф о любви смертного к существу иного мира находит отражение в диалоге Пурураваса и Урваши, к сюжету к-рого восходит знаменитая драма Калидасы. Значительная часть гимнов "Р. " связана с общеплеменным культом Сомы, но ритуалу посвящено далеко не все содержание памятника, остающегося осн. источником наших сведений об эпохе его создания.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь