РИД Герберт

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РИД (Read) Герберт

1893—1968)— англ. эстетик, искусствовед и худож. критик. В буржуазной эстетике развиваются нек-рые идеи Р. в сфере технической эстетики и дизайна, теории совр. иск-ва и эстетического воспитания. Эклектически сочетая в своем концептуальном поиске идеи Платона и Шиллера, Рескина и У. Морриса. Юнга и гещтальтпсихологии, Р. стремился теоретически обосновать социальную программу действий по восстановлению гармонического развития человечества, нарушенного машинной цивилизацией,— программу, к-рую он образно именовал «освобождением робота». Гармоническое развитие, к-рое и есть, по Р., эстетическое, призвано остановить растущую дезинтеграцию личности, выраженную в распаде единства мысли и действия, знания и веры, социального и индивидуального. Противоборство человека и машины, считает Р., опредметило в процессе и продукте труда конфликт труда и игры, части и целого, материала и цели, формы и функции. В превращенной форме Р. выявляет действительную связь между условиями совр. капиталистического производства и духовным отчуждением субъекта труда. Но, опираясь на метафизическую методологию, он абсолютизирует эти условия и строит утопическую программу их преодоления как абсолютную деидеологизацию. Идеалом у Р. оказываются эстетическое в иск-ве и предметной среде как абстрактная иррациональная форма, эстетическая деятельность как ритуальное единство чувства и действия, эстетическое воспитание как спонтанное саморазвитие у личности творческого инстинкта к формообразованию. Таков философский тупик исканий Р. Но выявление реальных противоречий совр. буржуазного, об-ва, протест против отчуждения личности, защита духовных ценностей индивидуального и общественного развития делают Р. одним из представителей гуманистического направления в западной эстетике, к-рое противостоит дегуманизации искусства. Осн. работы Р. по эстетике: «Значение искусства» (19.31), «Искусство и промышленность» (1934), «Искусство и общество» (1936), «Воспитание средствами искусства» (1943), «Философия современного искусства» (1952), «Образ и идея» (1955), «Освобождение робота» (1966).

Источник: Эстетика: Словарь

РИД Герберт
Read), (р. 17 дек. 1889) – англ. эстетик, искусствовед, критик. В 1915 окончил ун-т в Лидсе. Издатель "Burlington Magazine for Connoisseurs" (1933–39). Президент об-ва "Воспитание средствами искусства", Британского эстетич. об-ва, директор Ин-та совр. иск-ва в Лондоне. Р. – эклектик, "плюралист", соединяющий в своих работах различные т. зр. и концепции совр. зап. философии. "...Я плюралист, готовый оставить на свободе множество истин без всякого желания тащить их в исправительный дом, без всякой жажды свести их к некоторой „унифицированной формуле“" ("The tenth muse. Essays in criticism", L., 1957, p. 4). В области иск-ва Р. признает одновременно и реализм, и крайние формы абстракционизма; из совр. художеств. направлений он отрицает только академизм и классицизм, поскольку они строятся на заранее предписанных художнику правилах и нормах, лишая творч. акт его непосредственности, а тем самым – и познават. ценности. Р. стремится возродить романтич. представление об иск-ве как высшей форме познания, как непосредств. созерцании истины. Художеств. образ, согласно Р., синтезирует в себе человеч. опыт и оказывается необходимой предпосылкой для формирования науч., филос. и религ. представлений. Напр., представления о пространстве, прежде чем подвергнуться науч. или филос. переработке, кристаллизуются в пластич. иск-вах. Точно так же иск-во необходимо для развития знаний человека о самом себе, поскольку через художеств. деятельность объективируется человеч. субъективность, душа, самость. Р. во многом примыкает к учению Кассирера о символич. характере всех форм познания, к символизму Уайтхеда, развивает взгляды Фрейда о роли "бессознательного" в процессе художеств. творчества. Утверждая, что реальность есть лишь результат индивидуального творч. акта, Р. доходит до полного релятивизма. "Мы достигли теперь такого уровня релятивизма в философии, когда возможно утверждать, что реальность является практически субъективностью, и это означает, что индивид не имеет иного выбора, как конструировать свою собственную реальность, как бы это ни казалось произвольным и даже „абсурдным“" ("The philosophy of modern art", L., [1952], p. 21). В этом пункте Р. смыкается с экзистенциализмом, рассматривая иск-во не как отражение мира, а как выражение духовной личностной ситуации. Изучение различных направлений в совр. иск-ве и творчества различных художников оказывается для Р. единств. способом обнаружения совр. реальности, а эстетич. воспитание – путем разрешения всех социальных проблем современности. Некритич. подход к совр. иск-ву не позволяет Р. вскрыть его действительные социальные истоки. Поэтому Р. вынужден в конечном счете лишь описывать и классифицировать явления совр. художеств. культуры, переходя в этом отношении на позиции позитивизма. Соч.: Art now..., L., [1933]; Art and industry, L., 1934; Art and society, N. Y., 1936; The future of industrial design, L., 1943; Education through art, L., 1943; The grass roots of art, [L.], 1947; Education for peace, L., 1950; Art and the evolution of man, L., 1951; Icon and idea, Camb., 1955; A concise history of modern painting, N. Y., [1959]; The form of things unknown, L., 1960; The meaning of art, Bait., 1963. Б. Шрагин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РИД Герберт

(1893-1968) ? англ. писатель и теоретик искусства. Исходя из традиций романтизма, обосновал глубинную закономерность нового, авангардного искусства, решительно перенеся последнее из сферы повседневной критич. полемики в область общей философии культуры. Сыграл в осмыслении Авангарда столь же этапную роль, как и другой “неоромантик”, Воррингер. Первоначально работал служащим в банке. Учился в Лидсском ун-те, был участником Первой мир. войны. Как поэт дебютировал в 1914 собрником “Нагие воины”, с 1926 по 1966 выпустил несколько книг “Избранного”; в 40-е гг. входил в лит. кружок “Новый Апокалипсис”. Работал в Лондон. Музее Виктории и Альберта, в 1933-39 был гл. редактором ведущего англ. иск.-ведческого журнала “Бэрлингтон Мэгезин”, а в последний период жизни — президентом Ин-та совр. искусства в Лондоне и Об-ва худож. педагогики. Филос. идеи Р. обнаруживают известную близость концепциям Бергсона и Коллингвуда. В целом Р. продолжал линию романтико-эстетич. анархизма, веря в раскрепощающую роль худож. творчества, причем это “раскрепощение” означало для Р. не революционизацию, а в конечном счете стабилизацию социального сознания. Согласно его теории, искусство, переводя иррациональные силы человеч. психики в план творч. созидания, гармонизирует об-во, не маскируя при этом противоречий последнего (и не нуждаясь в прямой полит. ангажированности). Эстетич. оптимизм, свойственный культурологич. концепции Р., резко противостоит тревожному фатализму Воррингера, хотя Р. и пропагандировал взгляды своего герм. коллеги в Англии, издав в 1927 англ. перевод его книги “Формальные проблемы готики”. К тому же он не принимал воррингеровского понимания “абстракции”, предпочитая термин “органическая форма” (посредством к-рой искусство как бы следует природе, вовсе не обязательно ограничиваясь при этом прямым, подражат. натуроподобием). Для наглядной иллюстрации этой формотворческой — и в конечном счете культуротворческой — органики Р. широко привлекал примеры из первобытных и древних слоев худож. истории; причем архаика эта, возрождающаяся в совр. искусстве, воспринималась Р. не в нигилистич., но в жизнестроительном ключе. Непринужденно переходя от непосредств. критич. впечатлений к теории и наоборот, изложил свои взгляды в книгах “Смысл в искусстве” (1931), “Искусство и об-во” (1931), “Форма в совр. поэзии” (1932), “Искусство сегодня” (1933), “Искусство и промышленность” (1934), “Обучение искусством” (1943), “Философия совр. искусства” (1952), “Искренний голос чувства. Исследования англ. романтич. поэзии” (1953), “Образ и идея” (или “Икона и идея”, 1955). Р. немало способствовал укреплению мирового авторитета совр. англ. худож. культуры, поддерживая в качестве критика деятельность таких мастеров, как Г. Мур, Б. Хепуорт и Б. Николсон, произведения к-рых были для него парадигмами “органич. формы”. Придавал исключит. значение вопросам популяризации искусства и проблемам эстетич. педагогики — в этом отношении образцовыми являются выдержавшие массу переизданий и переводов “Краткая история совр. живописи” (1959) и “Краткая история совр. скульптуры” (1964). Итоги своей творч. и научной деятельности подвел в книге “Вопреки привычному. Автобиогр. опыты” (1963). Воззрения Р. — подлинная “сумма” философии “классич. модернизма” (согласно зап. художественно-критич. классификации, обозначающей так авангардистские течения, сформировавшиеся до постмодернистского рубежа). Хотя к концу жизни в мышлении Р. усилились ноты истор. пессимизма, склонность к медитациям о грядущей “гибели искусства”, его наследие выразительно опровергает такого рода пророчества, утверждая высокую гуманитарную миссию худож. творчества как оптимального средства самоопределения и самоупрочения культуры. Однако с распространением постмодернистской “новой критики” подобные антинигилизм и гуманитарность воспринимаются все более неоднозначно — скорее как монументальный парадокс, нежели как всеобъемлющее здание. Соч.: Art and Industry. L., 1934; The Grass Roots of Art. L., 1947; Art and the Evolution of Man. L., 1951; Icon and Idea. Camb., 1955; Art and Society. L., 1967; The Meaning of Art. L., 1972; Определение искусства; Искусство и бессознательное // Совр. книга по эстетике: Антология. М., 1957. М.Н. Соколов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.80 мб

Идея индивидуального бунта в «Военном дневнике» (1915-1918 гг. ) герберта Рида

Рейнгольд Антон Сергеевич
Статья посвящена анализу основных тем «Военного дневника» Герберта Рида (1893-1968), известного английского искусствоведа, поэта, философа. Этот документ времен первой мировой войны был впервые опубликован полностью в 1962 г.