РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Политический режим
способ осуществления государственной власти, то, как в стране соблюдаются права человека и гражданина. Может быть демократическим и недемократическим (авторитарным, тоталитарным).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ценностная характеристика той или иной государственности, содержащая позитивное либо негативное представление о данном обществе, стране. Определение, описание, типологизация политических режимов составляли центральную задачу политической философии на протяжении всей истории, и, несмотря на кажущуюся простоту, она была удовлетворительно решена лишь во 2-й пол. 20 в.
Первые классификации политических режимов были проведены в Античности на основе анализа политических форм (т. е. государственного строя) и численности высших чинов государства (сколько правителей?: 1,2,3... n), которую Платон признавал чрезвычайно важной. Т. о. были выделены следующие режимы: монократия (монархия), поликратия (современный термин Р. Даля — полиархия), правление нескольких или многих (трех спартанских царей или девяти архонтов афинского ареопага), большинства или «всех» (демократия). Однако анализ структуры власти не позволял дать качественную оценку власти (различие вопросов «кто правит?» и «как правит?»). Платон сделал первую попытку дать качественную оценку политических форм, исходя из того, что политический режим воплощает в той или иной степени принципы добродетели. Классификация режимов становилась двойной, количественной и качественной. Так, Платон разделил монархию и тиранию, выделил аристократию («правление лучших») как самый совершенный тип правления и весьма критически отнесся к демократии, выделив пять ее видов, и признал предпочтительным правление большинства, но не «всех», поскольку демос (народ) вообще не может хорошо править, а тем более не могут править хорошо «все». Платон (а за ним и Аристотель) выделил также тимократию — «правление худших» (весьма актуальное в прошедшей и современной истории) — амбициозное домогательство почестей» (Платон. Респ. VIII, 545в), которые «делают деньги и более ценят эту деятельность и менее — добродетель» (Респ. VIII, 545, d-e). Аристотель развил учение о тимократии, выделив два ее вида — демократический и олигархический (Аристотель. Политика, IV, 9,1294в).
Аристотель сделал типологию режимов стройнее и проще, решил проблему корреляции формы и содержания, числа и качества. Его типологией широко пользовались до 18 в., и она не утратила своего смысла поныне. Аристотель выделил три правильные («чистые») формы: монархию, аристократию и демократию и четыре неправильные: тиранию, олигархию, тимократию и демагогию.
В романо-средневековую эпоху изучение политических режимов продолжалось едва ли не интенсивнее, чем в древности, но в русле греко-римской традиции, со стремлением передать в наименовании политической формы (государства) присущие ей качественные характеристики и институциональный тип: деспотия, или тирания-монархия, с жестким неправовым правлением, ее глава — тиран (ср. официальный титул — «тиран Самосский»), а не царь, республика-демократия и т. д. Подобная конкретика объяснялась отсутствием (до 17 в.) введенного Т. Гоббсом (если не считать нескольких опытов И. Макиавелли) обобщенного понятия «государство» (от лат. status, состояние). Феодальная политическая мозаика внесла в политический язык множество обозначений политических образований: графства, княжества (принципаты), герцогства, королевства и т. п.
Средневековые теоретики полигики продолжали дробить понятия режима и государства на конкретные исторические формы, но одновременно пытались прийти к новым обобщениям, дополняя моральные оценки государства оценкой его правовых и социальных качеств. Одно из самых распространенных понятий государственного режима — dominium (лат. собственность) — обладание, владение и господство (наряду с более специфическими понятиями regnum — королевство, imperium — империя и пр.). Одновременно продолжались попытки квалифицировать такое владение, поэтому выделялись dominium publicum и dominium politicum — государства, проявляющие внимание к человеку и живущие в согласии с обществом (в отличие, напр., от деспотического режима — dominium despoticum).
К 18 в. от этой типологии сохранилась основная оппозиция — монархия и республика. Она воспроизводится у Ш. Монтескье («О духе законов»), но монархия у него сопрягается с возможностью установления деспотизма (правление по закону и без закона), республика же по-прежнему отождествляется с демократией. Он попытался провести этические различия режимов по «образу правления»: республика — это воплощение добродетелей, монархия — чувства чести, деспотия — чувства страха.
Новое время связано с появлением новой централизованной политической организации и нового государства, в котором отношения родства и личной преданности заменяются служебными отношениями, служением долгу, формируется бюрократический аппарат управления страной и окончательно складываются две основные стороны политических отношений: крупная объединенная нация и абсолютистская монархия (самодержавная в России). Режим абсолютизма получает свое теоретическое обоснование (Ж. Боден, Р. Филмер, Ж. де Месту, Л. Г. Аде Боиальд).
Апология абсолютизма составила одну из линий политикофилософского анализа политического режима. Она началась с попытки Макиавелли отделить политику от морали, религии и от самого общества, превратив власть в автономное оружие суверенного властелина. Инструментализм Макиавелли имел продолжение в гоббсовской идее перехода народа из естественного состояния под власть государства, в теориях королевского авторитаризма, в гегелевской апологии государства. Эта линия привела в 20 в. к представлению об особом виде партийного абсолютизма, получившего наименование тоталитаризма.
Параллельно этой линии развивалась другая: демократическая — либеральная — радшкалистская — социалистическая — реформаторская — марксистская, линия проектирования и создания новых политических режимов.
В этом движении постепенно было уточнено понятие «режим». Стройность аристотелевской традиции с соответствиями монархии и тирании, республики и демократии была относительной уже в античную эпоху (демократическая и тираническая монархия Спарты, напр.), сам Аристотель считал возможными «смешанные режимы». Тоталитарные режимы империи Диоклетиана и Женевской республики Кальвина и особенно демократизация современных европейских монархий и возникновение тиранических тоталитарных республик (Германия, некоторые страны Южной Америки, Азии и пр.) свидетельствуют о возможности сочетаний различных по типу политических режимов и государственного строя. Следовательно, режим определяется сложнее, а именно совокупностью таких факторов, как идеология правящих сил страны, селекция политического класса (Mosca G. La classe politica, 1966), т. е. людей, профессионально занимающихся политикой, политического и идеологического руководства страной; разработка принципов такого отбора (партийных, классовых, клановых, кровно-родственных либо демократических); отношения государства и общества — самовластные или договорные (конституционные), равноправные либо основанные на господстве и подчинении; стремление режима ставить и решать большие общественные задачи и характер таких задач (война или мирное развитие и т. п.); организация больших общественных мобилизаций либо отказ от них; тип управления — централизованный или децентрализованное управляемое (бинарное) самоуправление; отношения государства и общества к человеку как высшей ценности или потребительское как к материалу политики и истории; институциональная организация общества — жесткая иерархическая либо рассчитанная на самоуправление; единоначалия либо разделения властей и др. факторы, определяющие специфику режима.
Градация современных политических режимов достаточно многообразна: либеральная демократия (республиканская и монархическая) — процедурная демократия (с формальными основами, но недостаточно усвоенная) — авторитарная демократия (социалистическая, постсоциалистическая, постколониальная и др.) — авторитаризм — различные виды диктатур, «хунты», «вожди» и пр. — тоталитаризм, в т. ч. т. н. особо жестокие режимы (Бокассы, Самосы, Сиди Амина, Пол Пота и др.). К ним следует добавить временные режимы — оккупационный, чрезвычайный и пр.
В истории человечества гуманные и деспотические политические режимы постоянно сосуществовали и чередовались без каких-либо временных и социальных закономерностей, всегда то в одной, то в другой части света появлялись завоеватели. Тем не менее наиболее жестокие террористические режимы возникли в 20 в. в наиболее развитой части света — Европе, на восходящей траектории современной цивилизации. Можно лишь предположить, что цивилизация, которая все-таки устранила эти режимы, сумеет предупредить их появление в будущем.
Лит.: Maisire J. de. Considerations sur la France. P., 1796; Treitschke H. Politik. В., 1897; Almond G. A., PowellG. В. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston, 1966; Authoritarian Politics in Modern Society, ed. by S. P. Huntington, C. Н. Moore. N. Y, 1970.
И. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
335.99 кб

Виды политического режимов

Лубнин Дмитрий Александрович
В литературе, посвященной классификации политических режимов, выделяется достаточно много их разновидностей. Однако мы коснемся только одного деления.
Читать PDF
800.91 кб

Типология политического режима

Юкласова А.В.
Статья посвящена самой актуальной проблеме типологии политических режимов. Рассмотрены как демократические, так и недемократические режимы.
Читать PDF
861.05 кб

Легитимация политических режимов

Тирских М. Г.
Читать PDF
134.79 кб

Политический режим современной России

Баранов Николай Алексеевич
В статье предпринята попытка анализа политической системы, являющейся демократической по форме, и политического режима, который отличается российским своеобразием, связанным с личностным фактором.
Читать PDF
105.93 кб

Политический режим современной России

Устюгов Михаил Александрович
Наша страна сравнительно недавно, если брать во внимание исторические вехи, встала на путь демократического развития. И для нас очень важно понять, что и каким образом происходит в нашей стране, какую демократию мы строим?
Читать PDF
357.45 кб

Недемократические политические режимы

Харитонова Оксана Геннадьевна
Данная статья посвящена основным типам авторитарных политических режимов и возможностям их изменений с точки зрения рационального выбора и действий основных акторов внутри режима.
Читать PDF
257.76 кб

Эволюция политического режима в Калмыкии

Деев С.Ю.
Статья посвящена эволюции регионального политического режима. Для анализа используется социологический подход.
Читать PDF
389.97 кб

К вопросу о понятии «Политический режим»

Попова Ю.В.
Анализируются варианты определения понятия «политический режим», предложенные современной политологической мыслью. Сравниваются понятия «политическая система», «политический режим», «государство».
Читать PDF
156.31 кб

Роль политических событий в смене режима

Мадатов Александр Сергеевич
Every essential event is a showing of the functioning of political system.
Читать PDF
229.50 кб

К проблеме типизации политических режимов

Нарыков Николай Владимирович
В статье дается развернутый философский анализ типизации политических режимов в античной, просвещенческой и современной интерпретациях.
Читать PDF
961.87 кб

Политический режим и его характерные черты

Ефимова Кристина Алексеевна, Бирюкова Кристина Эдуардовна
Политический режим представляет собой определенную форму осуществления государственной власти, можно сказать, что это совокупность методов и приемов осуществления политической власти.
Читать PDF
666.20 кб

Гибридизация современных политических режимов

Кузьмина Екатерина Александровна
Исследуются современные гибридные политические режимы. Анализируются политические режимы стран Западной Европы и США.
Читать PDF
122.75 кб

Рискогенность полиморфных политических режимов

Пащенко А. С.
Рассматривается взаимосвязь политических режимов и политических рисков.
Читать PDF
208.05 кб

Эволюция государственного (политического) режима

Мамрашов Тед Самадович
On the way to democracy Russia has to undergo some stages. All these stages will be of a mixed nature, being a dynamical balance of separate elements.
Читать PDF
92.10 кб

Самодержавие как национальный политический режим

Земцов Борис Николаевич
Предпринята попытка проследить генезис национального политического режима, выявить степень закономерности авторитаризма в России. С одной стороны, эта попытка вызвана наличием в существующей историографии уязвимых положений.