RESSENTIMENT

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕССЕНТИМЕНТ
франц.) - новое переживание прежнего чувства и благодаря этому его усиление; в частности (напр., у Ницше, который объяснял христианство из нового переживания уже имевших место переживаний), чувство вражды, возмездия, мести, чувство бессильной злобы, которое человек, стоящий ниже на социальной и духовной лестнице, испытывает по отношению к знатному и власть имущему, доходя в конце концов до ненависти к самому себе.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕССЕНТИМЕНТ
(фр. ressentiment - злопамятство, злоба) - понятие философии Ф.Ницше, обозначающее психологическую основу, глубоко скрытый (в т.ч. и от самого морализирующего индивида) мотив морали. Ницше видел в морали духовное вырождение европейского человека, его болезнь и рассматривал Р. в качестве причины, своего рода вируса этой болезни. Р. - феномен, впервые открытый Ницше, для обозначения к-рого он, не найдя подходящей лексической единицы в нем. яз., воспользовался фр. словом, придав ему строгий терминологический смысл. Р. занимает центральное место в ницшеанской генеалогии морали. Последняя выступает как социо- и психоанализ морали. Социоанализ морали результировался прежде всего в категориях «мораль рабов» и «мораль господ», а психоанализ морали — в категории «Р.». Структуру Р. составляет действительная история самоотравления души, к-рая вылилась в моральное тартюфство, в мораль как тартюфство. Ницше реконструирует этот процесс, выделяя в нем следующие четыре стадии: а) исходными являются эмоции злобы, стыда, вызванные унижением достоинства человека, притом не случайным или ошибочным унижением, а закономерным, вытекающим из его реальной, постоянно воспроизводящейся диспозиции по отношению к обидчику; речь идет об унижении достоинства того, кто на самом деле унижен, и потому это выглядит по отношению к нему скорее как фактическое утверждение, чем незаслуженная оценка; б) воспоминание и вторичное переживание этих эмоций, их трансформация в желание мести, злобную ненависть, усиливаемые ревностью к обидчику, завистью к его силе; в) чувство отчаяния, связанное с осознанием того, что месть не может быть осуществлена, ненависть не может найти адекватного выхода и поразить обидчика — ведь обида, к-рую нанес последний, не является его капризом, злой волей, она представляет собой простой рефлекс, только усиленный; человек начинает смутно понимать, что он обречен быть обижаемым, «достоин» унижения; г) злоба, зависть, отчаяние, месть, не имея возможности реализоваться в поступках, получают идеальное воплощение, все переворачивается, и бессилие становится силой, поражение — победой, «rcssentiment сам становится творческим и порождает ценности» (К генеалогии морали, 1,10). Не умея утвердиться в жизни, в поступках, оскорбленная душа вознаграждает себя воображаемой местью; она переворачивает реальную шкалу ценностей и сильного объявляет нравственно слабым, к-рый непременно дождется своей кары, если не на этом, то на том свете, а слабого - сильным, носителем добра, к-рое будет вознаграждено. Так конструируется противоположность добра и зла, к-рая позволяет дать ложный выход мстительному чувству, обратить гнев вовнутрь, придать бессильной злобе видимость действенности. Т.о., Р. является местью без мести, вытесненной ненавистью, превращенной завистью, психологическим самоотравлением. Это — человеческая униженность, слабость, к-рая выдает себя за достоинство и силу. Р. существует в двух основных исторических формах: стадной морали и аскетического идеала. Стадная мораль экстравертна, выносит вину вовне, аскетический идеал интровертен, переносит вину вовнутрь. Стадная мораль есть рабская мораль, некое самоупоение собственной слабостью; аскетический идеал содержит в себе подобие силы, ибо лучше «хотеть ничто, чем ничего не хотеть» (К генеалогии морали, 111,28), но тем не менее и он является вырожденной формой активности, представляет собой своего рода путь, к-рый человек проходит вспять, стремление выглядеть «слишком хорошим» для этого мира. Наиболее благодатной почвой для Р. Ницше считал демократические порядки всеобщей конкуренции и равенства. Р. вырастает из диссонанса между внутренними притязаниями личности и ее реальным положением в обществе, из расхождения между высокой самооценкой и неизбежно низкой оценкой со стороны других.
С переходом от статусной регламентации средневековья к всеобщему равенству Нового времени, к-рое, разумеется, не могло отменить реального различия в способностях, как и в общественном положении индивидов, эта питающая Р. асимметрия между внутренним и внешним многократно возрастает. Р. в этих условиях становится универсальным и более воинственным, превращается в торжество посредственности. См. «К генеалогии мор(ми»у «По ту сторону добра una». «Рессентимент в строении моралей». Лит.: Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990; Он же. Ессе Homo («почему я так мудр») /,' Там же; Шелер М. Ресентимент в структуре моралей: СПб.: Наука; Университетская книга, 1999; Scheler M. Vbm Ressentiment im Aufbau der Moralen. Abhancilungen und Aufsutze. Bd. 1. Leipzig. 1915. А.А. Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

RESSENTIMENT
фр. "мстительность") - понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. Генеалогия) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово "R." без перевода. Впоследствии понятие "R." приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей. Так, в книге Шелера "Ресентимент в структуре морали" автор следующим образом объясняет значение данного феномена: "В естественном французском словоупотреблении я нахожу два элемента слова "ресентимент": во-первых, речь идет об интенсивном переживании и последующем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на другого человека, благодаря которой сама эмоция погружается в центр личности, удаляясь тем самым из зоны выражения и действия личности. Причем постоянное возвращение к этой эмоции, ее переживание, резко отличается от простого интеллектуального воспоминания о ней и о тех процессах, "ответом" на которые она была. Это - переживание заново самой эмоции, ее после-чувствование, вновь чувствование. Во-вторых, употребление данного слова предполагает, что качество этой эмоции носит негативный характер, т.е. заключает в себе некий посыл враждебности... это блуждающая во тьме души затаенная и независимая от активности Я злоба, которая образуется в результате воспроизведения в себе интенций ненависти или иных враждебных эмоций и, не заключая в себе никаких конкретных намерений, питает своей кровью всевозможные намерения такого рода". В философии Ницше R. предстает в качестве движущей силы в процессе образования и структурирования моральных ценностей. Он характеризует его как смутную автономную атмосферу враждебности, сопровождаемую появлением ненависти и озлобления, т.е. R. - это психологическое самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, злобе, зависти. Однако взятые по отдельности все эти факторы еще не образуют самого R., для его осуществления необходимо чувство бессилия. Итак, истина первого рассмотрения (1) - это психология христианства: рождение христианства из духа ressentiment, т.е. движение назад, восстание против господства аристократических ценностей. Моральный закон, по Ницше, не существует a priori ни на небе, ни на земле; только лишь то, что биологически оправдано, является добром и истинным законом для человека. Поэтому только сама жизнь имеет ценность. Каждый человек имеет такой тип морали, который больше всего соответствует его природе. Из этого положения Ницше и выводит свою историю морали - вначале мораль господ (сильных людей), а затем победившая ее мораль рабов (победили не силой, а числом). Предпосылками рыцарски-аристократических суждений ценности выступают сила тела, цветущее, бьющее через край здоровье, а также сильная, свободная, радостная активность, проявляющаяся в танце, охоте, турнире, войне. Параллельно с такого рода суждением существовал и жречески-знатный способ оценки (который впоследствии будет доминировать) со свойственными ему нездоровьем, пресыщением жизнью и радикальным лечением всего этого через Ничто (или Бога). Однако главной характеристикой такой оценки Ницше считает бессилие, из которого и вырастает затем ненависть, из которой, в свою очередь, и возникает рабская мораль. Евреи, по мысли Ницше, этот "жреческий" народ, всегда побеждали своих врагов радикальной переоценкой их ценностей, или, по словам философа, путем акта духовной мести. Именно евреи рискнули вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценности ("хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный"). Для Ницше такой акт ненависти - это не вина, не преступление, а естественный ход истории морали: чтобы выжить и сохранить себя как народ, евреям необходимо было совершить акт бездонной ненависти (ненависти бессилия) - свою слабость они сделали силою. И теперь только отверженные, бедные, бессильные являются хорошими, только страждущие, терпящие лишения, больные являются благочестивыми и только им принадлежит блаженство. Христианство в полной мере унаследовало эту еврейскую переоценку. Так, заключает Ницше, именно с евреев начинается "восстание рабов в морали", так как теперь R. сам становится творческим и порождает ценности. Если всякая преимущественная мораль начинается из самоутверждения: говорит "Да" жизни, то мораль рабов говорит "Нет" всему внешнему, иному. Это обращение вовне, вместо обращения к самому себе, как раз и есть, по Ницше, выражение R.: для своего возникновения мораль рабов всегда нуждается в противостоящем и внешнем мире, т.е. чтобы действовать ей нужен внешний раздражитель, "ее акция в корне является реакцией". Ницше отмечает, что человек аристократической морали полон доверия и открытости по отношению к себе, его счастье заключается в деятельности. Наоборот, счастье бессильного выступает как наркоз, "передышка души", оно пассивно. Человек, характеризующийся R., лишен всякой открытости, наивности, честности к самому себе. Если сильным человеком овладевает R., то он исчерпывается в немедленной реакции, оттого он никого не отравляет. Таким образом, из неумения долгое время всерьез относиться к своим врагам проистекает уважение к ним, т.е. по Ницше, настоящая "любовь к врагам своим". Творчество "человека R." измышляет себе "злого врага" и, исходя из этого, считает себя "добрым". Первоначальная нацеленность ненависти постепенно размывается неопределенностью самого процесса объективации. R. больше проявляется в той мести, которая меньше нацелена на какой-либо конкретный объект. Таким образом, R. формирует чистую идею мести, он лучше всего "произрастает" там, где есть недовольство своим положением в иерархии ценности. Отсюда можно выделить две формы R.: месть, направленная на другого, т.е. другой виноват в том, что я не такой как он; месть, направленная на самого себя, самоотравление. Если первая форма относится к экстравертируемой модели R. - восстанию рабов в морали, то вторая относится к интравертируемой - аскетическому идеалу.

Источник: История Философии: Энциклопедия