РЕСКИН Джон

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Рескин, Джон
Ruskin) (1819 - 1900) - знаменитый английский историк и теоретик искусства, создатель оригинального эстетического учения. Рескин стремился ввести элементы красоты в повседневную будничную жизнь человека, в его труд и производство. Эти стремления привели Рескина к отрицанию машин и к проповеди свободного облагороженного труда, в котором участвуют все духовные силы человека. Отрицая с этой точки зрения современный промышленный строй, он призывает обратно к ручному труду и мечтает о возрождении кустарного промысла и художественных ремесл. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Рескин Джон
 (1819—1900) — англ. эстетик и критик. Учился, 8а-тем преподавал (1869—84) в Окофордеком ун-те. На идеалистические воззрения Р. оказал влияние Кар-лейль. С позиции консервативного романтизма Р. критиковал буржуазное об-во, его паразитизм и упадок нравов; «главный корень» несправедливых войн видел в «воле капиталистов». Идеал Р. — патриархально-ремесленное производство, к возрождению к-рого он стремился. Средством избавления от общественных бед Р. считал образование и нравственное воспитание людей, отводя в этом деле огромную роль искусству. Эстетическое чувство врож-дено человеку. Искусство возникает из «подражательного инстинкта» и инстинктивного желания что-либо воплотить или описать; но его объективная основа — божественная красота природы, не тронутой человеком. Совершенное искусство воспроизводит красоту действительности и через это нравственно возвышает человека. Р. оказал большое влияние на культурную жизнь Англии. Осн. работы: «Современные живописцы» (1843—60, 5 тт.), «Камни Венеции» (1851—53, 3 тт.), «Лекциии об искусстве» (1870), «Искусство Англии» (1883).

Источник: Философский словарь. 1963

РЕСКИН Джон (1819—1900)
англ. искусствовед, эстетик и публицист. На идеалистические, близкие к пантеизму воззрения Р. оказал влияние Карлейль. С позиций консервативного романтизма Р. критиковал буржуазное об-во (в к-ром человек “разделен на частицы, разбит на мелкие осколки и крохи жизни”), его паразитизм и упадок нравов. “Главный корень” несправедливых войн Р. видел в социальном неравенстве, в алчности и злой воле капиталистов. Идеал Р. утопичен — это строй, где господствует свободный труд и патриархально-ремесленное производство, к возрождению к-рого он призывал. Средством избавления от общественных бед Р. считал всеобщее образование, нравственное воспитание людей, отводя в этом деле огромную роль искусству. Совершенное искусство отражает высокие духовные ценности нации, воспроизводит божественную красоту мира и через это нравственно возвышает человека. Таким было, по мнению Р., средневековое искусство. Он оказал большое влияние на культурную жизнь Англии. Осн. соч.: “Камни Венеции” (3 тт., 1851—53), “Лекции об искусстве” (1870), “Искусство Англии” (1883), “Письма к рабочим и труженикам Великобритании” (1884).

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕСКИН ДЖОН

Ruskin) Джон (1819— 1900) — англ. мыслитель, эстетик и худож, критик, .публицист. Концепция иск-ва и красоты Р. (близкая англ. романтизму) основана на религиозно-идеалистическом, пантеистическом воззрении на мир. Прекрасное, красота («печать бога на его творениях») есть, по Р., объективное свойство, присущее природе (включая и человека), не обезображенной машинной цивилизацией. В этом смысле действительность выше иск-ва. Ее красоту (единство духа и материи, истины и добра, гармонию и совершенство форм) индивид распознает с помощью эстетического чувства (вкуса), к-рое нельзя отождествить ни с рассудком, ни с чувственным желанием; это особое, присущее личности духовное созерцание. В отличие от науки, познающей предметы сами по себе, иск-во и лит-ра видоизменяют предметы (реально или идеально), изображая их сквозь призму чувств, одухотворяя их (Р. наз. это «патетической иллюзией»). Возникновение иск-ва он объясняет наличием у человека подражательного инстинкта, бессознательного влечения к воплощению в материале, слове духовных сил, скрытых за внешней стороной бытия. Цель прекрасного иск-ва — усиление религиозного чувства людей, совершенствование их нравственности, эстетизация их практической и материальной жизни. Р. считал, что иск-во любой нации указывает на ее социально-политические добродетели, служит критерием ее эстетического состояния и играет важную воспитательную роль в жизни об-ва. Он отвергает натурализм и «искусство для искусства». Задача художника — реализовать свою идею, замысел через правдивое воспроизведение (с помощью худож. воображения) «естественной» природы и человека, находящегося в гармоничном единстве с ней, т. е. такого, каким он был до разрушающего воздействия на него разделения труда. Выбор возвышенного сюжета, акцент на наиболее светлых сторонах изображаемого, уважение к национальным традициям, стремление к правдивости и духовности, символизация — непременные, с т. зр. Р., условия создания худож. ценностей. Категории безобразного и низменного остаются за пределами эстетики Р. Его противоречивый социально-эстетический идеал носит романтико-утопический характер: в условиях сложившегося классового деления об-ва, он проповедовал всеобщий ремесленный и крестьянский труд, соединяющий в себе затрату умственных и физических сил. Такой труд, по мнению Р., призван оздоровить, облагородить об-во, способствовать расцвету иск-ва (прежде всего на основе синтеза антично-классического и готи-ко-романтического направлений). Капиталистическая же цивилизация, порождая культ мамоны, вульгарность, нищету и загрязнение земли, враждебна красоте и творческому труду. Р. оказал большое воздействие на культурную жизнь Англии (Прерафаэлиты, Моррис и др.). Толстой назвал его одним «из замечательных людей» мира. Соч.: «Современные живописцы» (1843—60, 5т.), «Прерафаэлитизм» (1851), «Камни Венеции» (1851—53, 3 т.), «Политическая экономия искусства» (1857), «Лекции об искусстве» (1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (1880), «Искусство Англии» (1884) и др.

Источник: Эстетика: Словарь