РЕШЕР НИКОЛАС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕШЕР (Rescher) Николас
р. 1928) - амер. логик, философ-аналитик. Проф. Питсбургского ун-та, редактор журнала "American Philosophical Quartarly". Его философская концепция, которую сам Р. именует "идеалистическим прагматизмом", заключается в попытке соединить кантовский трансцендентализм с прагматистской философией науки. Процесс научного познания трактуется им как чередование интеллектуальных конструкций, формируемых в практическом взаимодействии исследователей с природой. Вместе с тем этот процесс опосредован априорными концептуальными принципами: необходимости, возможности, причинности, субстанциональности и т.п. Эти принципы образуют метод научного познания как специфической формы человеческой деятельности; в успешности этой деятельности (достижение практических и теоретических целей) они получают свое оправдание и обоснование. Истинность знания состоит не в его соответствии "реальности самой по себе", а в возможности успешно применять его для решения научных проблем. Поскольку критерий успешности - это практическая польза и теоретическая когерентность (логическая согласованность) знаний, прагматическая концепция истины, по мысли Р., должна быть дополнена логико-аналитической методологией. Р - автор фундаментальных работ по истории логики и философии, ряда ценных разработок по теории организации науки, теории решений, вероятностной, модальной, многозначной логике.
Американская философия сегодня // Путь. 1995, № 8; The Philosophy of Leibniz. New Jersey, 1967; The Coherence Theory of Truth. Oxford, 1973; Theory of Probability. Oxford, 1975; Rationality. Oxford, 1988; Pluralism. Oxford, 1993; Metaphilosophical Inquiries. Princeton, 1994.

Источник: Современная западная философия: словарь

РЕШЕР НИКОЛАС

род. 15 июля 1928) — американский логик, философ-аналитик. Профессор Питсбургского университета (с 1961), редактор журнала «American Philosophical Quarterly». Свою философскую концепцию называет «идеалистическим прагматизмом». В ее основании — попытка соединить кантовский трансцендентализм и прагматистскую философию науки. Процесс научного познания трактуется Решером как чередование интеллектуальных конструкций, формируемых в практическом взаимодействии исследователей с природой, опосредованном априорными концептуальными принципами: необходимости, возможности, причинности, субстанциональности и т. п. Эти принципы образуют метод научного познания как специфическую форму человеческой деятельности. С точки зрения Решера, «истинность» есть некая идеализация, знания признаются истинными не потому, что у исследователей есть возможность сопоставлять их с «реальностью самой по себе», а на основании некоторых стандартов и критериев, принимаемых различными группами (сообществами). Эти стандарты и критерии проходят испытание, доказывая свою применимость успешностью при решении научных проблем. Такая позиция может быть названа «когнитивным релятивизмом»; сводится к тому, что «истинность» как характеристика знаний является культурно, исторически и социологически относительной.
Методологические принципы в сочетании с принятыми интеллектуальной группой критериями успешности (истинности) знаний образуют основу рациональности, понимаемой как «разумное стремление к адекватным решениям — с использованием релевантной информации и убедительных принципов рассуждения при решении отвлеченных и практических проблем» (РешерН. Границы когнитивного релятивизма.— «ВФ», 1997, № 7, с. 38). Реальным фактом является наличие и конкуренция различных — возможно, альтернативных — рациональностей. Вопрос о коммуникации между группами (сообществами, культурами и т. д.), обладающими различными рациональностями, разрешается прагматически, но внутри группы рациональность обладает абсолютным cмыcлoм^ и переход к иной рациональности возможен только на «иррациональных» (с точки зрения данной группы) основаниях. Поскольку критерий успешности — это практическая польза и теоретическая когерентность (логическая согласованность) знаний, прагматическая концепция истины, по мысли Решера, должна быть дополнена логико-аналитической методологаей, что и происходит в теоретическом науковедении.
Решер — автор фундаментальных работ по истории логики и философии, ряда ценных разработок по методологии исторического исследования, теории организации науки, теории решений, вероятностной, модальной, многозначной логике.
Соч.: The Development of Arabic Logic. Pittsburgh, 1964; The Logic of Commands. L„ 1966; The Distributive Justice. N.Y., 1966; Topics in Philosophical Logic. Dordrecht, 1968; Many-valued Logic. N. Y, 1969; Scientific Explanation. N. Y, 1970; Conceptual Idealism. Oxf„ 1973; The Primacy of Practice. Essays Towards a Pragmatically Kantian Theory of Empirical Knowledge. Oxf., 1973; The Coherence Theory of Truth. Oxf 1973; Studies in Modality. Oxf., 1974; A Theory of Probability. Oxf., 1975; Essays in the Theory of Knowledge. Oxf., 1975; A Theory of Possibility. xf., 1975; Unselffishness: The Role of the Vicarious Affects in Moral Philosophy and Social Theory. Pittsburgh, 1975; Plausible Reasoning. Anist., 1976; Methodological Pragmatism. A Systems-Theoretic Approach to the Theory of Knowledge. Oxf., 1977; Dialectics: A Controversy-oriented Approach to the Theory of Knowledge. Albany, 1977; Peirces Philosophy of Science: Critical Studies in his Theory of Introduction and Scientific Method. L., 1978; Scientific Progress: A Philosophical Essay on the Economics of Research in Natural Science. xf., 1978; Crochets and Comments: Essays on Technological Progress and the Condition of Man. Pittsburgh, 1979; The Logic of Inconsistency: A Study in Non-standard Possible-world Semantics and Meinongian ntology. Oxf., 1979; Cognitive Systematization: a Systems-theoretic Approach to A Coherentist Theory of Knowledge. N.Y., 1979; Rationality. xf., 1988.
B. H. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия