РЕША-АВУРАРЕШЕНИЕ

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 2 определения термина РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

понятие методологии классической науки о возможности в ситуации конкурирующих научных гипотез А и -А (например, волновой и корпускулярной теории света) поставить эксперимент, который окончательно доказал бы истинность одной и ложность другой. Однако, такой эксперимент по отношению к теориям (универсальным гипотезам) в принципе невозможен, Во—первых, поскольку сам несвободен от некоторых теоретических допущений, а, Во—вторых, поскольку из доказательства истинности следствий универсальной гипотезы нельзя логически заключать об истинности самой гипотезы. Наконец, В—третьих, хотя опровержение следствий одной из гипотез (например гипотезы -А) и можно рассматривать как опровержение самой гипотезы -А, однако, отсюда еще не следует истинность гипотезы А, так как она тоже может быть ложной, а в качестве истинной научное сообщество признает некоторую третью гипотезу В (в частности, гипотезу А & -А, как это и было в случае с признанием двойственной корпускулярно-волновой природы света). (См. выбор научной теории, эксперимент).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

эксперимент решающий

ЭКСПЕРИМЕНТ РЕШАЮЩИЙ (лат. experimentum cruces — «опыт креста» или «перекрестка») — эксперимент, результат которого разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы. Ф. Бэкон рассматривал Э. р. как один из вспомогательных приемов, позволяющих компенсировать неполноту индукции и коротким путем приходить к установлению истины. Структура Э. р. основана на схеме разделительно-категорического силлогизма и логическом законе контрапозиции: если из гипотезы А следует наличие факта/, из гипотезы В следует отрицание/, но наблюдается/, причем А и В взаимно исключают друг друга, то утверждается А и отрицается В. Пример Ф. Бэкона: на вопрос, чем объясняется стремление маятника опускаться из крайних положений — притяжением земной массы или силой его собственного движения, — можно ответить, если измерить амплитуду и частоту колебаний маятника на разных высотах над поверхностью Земли, то изменение этих параметров будет говорить в пользу гипотезы притяжения.         Рассуждение по схеме Э. р. предполагает выполнение двух условий: 1) сравниваемые гипотезы должны быть логически несовместимыми (противоречащими одна др.), а, следовательно, иметь один и тот же эмпирический «базис» (использовать один и тот же «язык наблюдения», который предполагается «теоретически-нейтральным», т.е. значения его терминов не зависят от их теоретической интерпретации); 2) экспериментально установленный факт (или совокупность фактов) принимается за подтверждение или опровержение гипотезы. Оба условия подвержены методологической критике. Первое ставится под сомнение сторонниками тезиса о несоизмеримости научных теорий (см. Несоизмеримости тезис); конечную совокупность фактов признают подтверждением гипотезы лишь наиболее последовательные «джастификационисты», апеллирующие к вероятностным методам (см. Джастификационизм); по мнению К. Поппера, Э. р. может в лучшем случае фальсифицировать гипотезу, но и это мнение оспаривается оппонентами «критического рационализма», ссылающимися на ДюгемаКуайна тезис: в каждой проверке фактов участвуют не изолированные гипотезы, но целые системы (конъюнкции) теорий и гипотез, поэтому нельзя в точности знать, какое из предположений действительно опровергнуто. Поэтому Э. р. сам по себе ничего не решает, а лишь обозначает аргументацию в пользу того или иного выбора, совершаемого ученым или научным сообществом. Инструменталистское отношение к Э. р. (см. Инструментализм) скептично: если теории и гипотезы — инструменты для объяснения фактов, то их пригодность или непригодность зависят от конкретных ситуаций, но не от неких однозначных и неизменных правил.         Понятие Э. р. теряет методологическое значение в «парадигмальной» теории науки Т. Куна. Для последовательного приверженца фундаментальной теории свидетельствующий против нее экспериментальный факт выступает как аномалия, которую он стремится представить очередной трудной, но, в принципе, разрешимой, задачей («головоломкой»). Если соперничают различные «парадигмы», выбор из них совершается по психологическим мотивам (напр., предпочтительнее теория, менее подверженная «аномалиям»), но не под давлением логических аргументов. Против такой замены «логики открытия» «психологией исследования» выступили «критические рационалисты». «Утонченный фальсификационизм» не отрицает значение Э. р., но ставит его в зависимость от развития научно-исследовательской программы. Когда это развитие находится в прогрессивной стадии, никакие эксперименты, свидетельствующие против программы, не являются «решающими», т.е. не вынуждают ученых отказаться от нее. Если же наступает регрессивная стадия, то такие эксперименты признаются решающими «задним числом» (иногда через много лет после их проведения). Так, известный с 1802 эксперимент Т. Юнга, устанавливавший факт дифракции, был признан решающим в пользу волновой теории света только тогда, когда теория О. Френеля стала значительно опережать корпускулярную (ньютоновскую) теорию в росте эмпирического содержания. Анализ подобных примеров позволил И. Лакатосу заключить: «Статус "решающего эксперимента" зависит от характера теоретической конкуренции, в которую он вовлечен. Интерпретация и оценка эксперимента зависят от того, терпит ли исследовательская программа неудачу в соперничестве или же Фортуна поворачивается к ней лицом» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С. 145).         В.Н. Пору с

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено научныех статей по теме РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено книг по теме РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено презентаций по теме РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — 0

Найдено рефератов по теме РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — 0