Рену, ДаниэльРЕНУВЬЕ Шарль

РЕНУВЬЕ

Найдено 2 определения термина РЕНУВЬЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РЕНУВЬЕ (Шарль)

французский философ (Монпелье, 1815 — Прад, 1903). В 1836 г. заканчивает Политехническую школу. Его мысль опирается на учение Канта, наследуя у него идею невозможности метафизики в качестве науки. Его неокритицизм получает оригинальное развитие в «Моральной науке» (1869), где он одновременно утверждает и невозможность метафизической науки, и (не попадаясь при этом на плоский подход грубого позитивизма) свободу «Я» и его несводимость к какой бы то ни было науке. Это и есть персонализм Ренувье, рассматривающий личность как категорию из категорий, возвышающуюся над всеми остальными и включающими их в себя. Но особенно примечательна в его творчестве история философии: «Набросок систематической классификации философских учений» (1885-1886) и «Аналитическая философия истории» (1896) — классифицирующая философские учения по рассматриваемым в них проблемам. Во Франции он основоположник,философии истории философии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

РЕНУВЬЕ

Renouvier), Шарль (1 янв. 1815 – 25 авг. 1903) – франц. бурж. философ, глава т.н. неокритицизма. В лице Р. филос. мысль обратилась к кантианской философии за 10 лет до появления лозунга "Назад к Канту!", возвестившего о рождении нем. неокантианства. В юности Р. испытал влияние сенсимонизма; в дальнейшем проделал эволюцию от эклектизма (усвоенного под влиянием Кузена) к Канту и неокритицизму, а позже – к персонализму. Исходя из кантовского понимания философии как критики принципов познания, Р. ставит вопрос о необходимости предпосылок познания. Исходным пунктом философии должно быть самоочевидное. В качестве такового Р. выдвигает реальность состояний сознания и строит субъективно-идеалистич. теорию познания. Осн. тезис гносеологии Р. – нет объекта без субъекта и нет субъекта без объекта – в дальнейшем развивают представители имманентной философии и эмпириокритицизма. Т.о., Р. отказывается от "вещи в себе" и возвращается к феноменализму Юма. Однако от Канта Р. наследует принцип априори. Ленин характеризовал философию Р. как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Соч., т. 14, с. 198). Под влиянием Канта же Р. строит таблицу категорий, в ранг к-рых с упразднением "вещи в себе" Р. производит пространство и время, выступавшие у Канта как формы чувственности. Главные среди категорий Р. – отношение и число. Категории призваны объединить и придать логич. связность миру, к-рый представляется Р. как мир множественных, конечных по числу элементов, не подчиненных необходимости. Т.о., от субстанции Р. отказывается только на словах. Противоречиво с т. зр. феноменализма и само стремление Р. построить образ мира как такового и постулировать тезисы реальности: 1) Тождество личного "Я". 2) Тождество внешнего мира. 3) Тождество других "Я". 4) Соответствие законов мира законам познания. С занятой Р. позиции имманентизма истина неотличима от заблуждения. Р. принимает психологич. и волюнтаристич. трактовку истины, впоследствии развитую прагматистом Джемсом. Сложные филос. построения Р., к-рые зиждятся на понятиях финитизма, плюрализма, индетерминизма, могут быть усвоены в связи с гл. задачей Р. – "оправдание такого миропонимания, где бы было место для свободы и творчества множественности духовных существ" и где "...нравственная ответственность возможна, ибо в мире нет никакой dura necessitas (необходимости. – Ред.), мы не только составляем его, но в известной мере мы и д е л а е м е г о" (Лапшин И. И., "Неокритицизм Шарля Ренувье", см. всб. "Новые идеи в философии",No 13, СПБ, 1914, с. 106, см. также с. 94). Эта персоналистич. интуиция руководила Р. при "решении" кантовских антиномий, в к-рых он принимает тезисы. Философия Р. представляет собой то ответвление послекантианской мысли, к-рое находит центр тяжести в практич. разуме, т.е. в нравственности. Причем, если для Канта нравств. закон – предмет веры, то в интерпретации Р. он может быть понят как факт, ибо свобода воли для него является фактом. Вместе с тем, если у Канта практич. разум может служить основанием для реконструкции теории познания, то у Р., объявившего об упразднении "вещи в себе", он конструктивно бессилен. Р. не только создал школу (О. Гамелен, Пиллон, Рабье, Дориак, Брошар и др.), он оказал заметное влияние на ряд филос. иррационалистич. направлений: прагматизм, персонализм, интуитивизм и др. В частности, идея Бергсона о мире как сложной пульсации ведет свою родословную от философии Р. В целом, несмотря на стремление продолжить дело Канта и совершенствовать критицизм, Р. оказался автором метафизич. системы догматич. типа. Соч.: Manuel de philosophie moderne, P., 1842; Manuel de philosophie ancienne, v. 1–2, P., 1844; Essais de critique g?n?rale, v. 1–4, P., 1854–64; Science de la morale, v. 1–2, P., 1869; Esquisse d´une classification syst?matique des doctrines philosophiques, v. 1–2, P., 1885–86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903. Лит.: Введенский ?., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1959, с. 481–85; Janssens E., Le n?o-criticisme de Ch. Renouvier, Louvain, 1904; S?ailles G., La philosophie de Ch. Renouvier, P., 1905; Bridel P., Ch. Renouvier (1818–1903) et sa philosophie, Lausanne, 1905; ?rat L., Ch. Renouvier, philosophie, Poitiers–Ari?ge, 1937; Verneaux R., L´id?alisme de Renouvier, P., 1945; его жe, Renouvier, disciple et critique de Kant, P., 1945; eго жe, Esquisse d´une th?orie de la connaissance. Critique du n?o-criticisme, P., 1955; Laberthonni?r? (le p?re), Critique des la?cisme, P., 1948; Hansen V., Ch. Renouvier, Kbh, 1962.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме РЕНУВЬЕ — 0

Найдено научныех статей по теме РЕНУВЬЕ — 0

Найдено книг по теме РЕНУВЬЕ — 0

Найдено презентаций по теме РЕНУВЬЕ — 0

Найдено рефератов по теме РЕНУВЬЕ — 0