РЕНУВЬЕ Шарль

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль
род. 1 янв. 1815, Монпелье - ум. 1 сент. 1903, Прад) - франц. философ; основатель франц. неокантианства, отрицавший метафизику. Он предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех "практических постулатах" Канта - свободе, Боге и бессмертии. Осн. произв.: "Essais de Critique generale", 1854-1864; "Le Personnalisme", 1901.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕНУВЬЕ Шарль
французский философ; p. 1.1. 1815 (Монпелье) — ум. 1.9. 1903 (Прад); основатель французского неокантианства; отрицал метафизику, предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех «практических постулатах» Канта: свободе, Боге и бессмертии. Осн. соч.: Essais de critique générale, 4 vol., 1844—1864; La science de la morale, 1869; Philosophie analytique de l’histoire, 1896; Le Personnalisme, 1903; Correspondance inédite de R. et Secretan, 1910; Fragments posthumes, 1924.
P. Pridel. C. R. et sa philos. Paris, 1905; O. Hamelin. Le système de R. Paris, 1927; L. Prat. La philos, de C. R. — Sa doctrine, sa vie. Paris, 1937; L. Verneaux. R. disciple et critique de Kant. Vrin, 1945; M. Merey. La critique du christianisme chez R., I—II, Paris, 1952; A. Deregibus. L’ultimo R., Genua, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РЕНУВЬЕ Шарль

французский философ (Монпелье, 1815 — Прад, 1903). В 1836 г. заканчивает Политехническую школу. Его мысль опирается на учение Канта, наследуя у него идею невозможности метафизики в качестве науки. Его неокритицизм получает оригинальное развитие в «Моральной науке» (1869), где он одновременно утверждает и невозможность метафизической науки, и (не попадаясь при этом на плоский подход грубого позитивизма) свободу «Я» и его несводимость к какой бы то ни было науке. Это и есть персонализм Ренувье, рассматривающий личность как категорию из категорий, возвышающуюся над всеми остальными и включающими их в себя. Но особенно примечательна в его творчестве история философии: «Набросок систематической классификации философских учений» (1885-1886) и «Аналитическая философия истории» (1896) — классифицирующая философские учения по рассматриваемым в них проблемам. Во Франции он основоположник,философии истории философии.

Источник: Философский словарь

РЕНУВЬЕ Шарль
1.1.1815, Монпелье, 1.9.1903, Прад), франц. философ-идеалист, лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарак­теризовал его философию как «...соединение феномена­лизма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Р. отрицал существование «вещей в себе» и рассматри­вал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отноше­ние мышления и бытия - принципиальная координа­ция субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и делая акцент на проблемах практич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил систему категорий, в к-рой центр. место занимает категория отношения. В более поздних рабо­тах его философия сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного творчества множества духовных существ - личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно Р., неразрыв­но связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.

Источник: Советский философский словарь

РЕНУВЬЕ Шарль
(1815, Монпелье – 1903, Прад) – ведущий представитель неокритицизма. В 1836 окончил Высшую политехническую школу, но постепенно его интересы переместились от точных наук в сферу философии. Вначале Р. был сторонником эклектической метафизики В. Кузена, затем увлекся философией И. Канта и разработал на ее основе собственную концепцию, став родоначальником неокритицизма, имевшего немалое влияние во Франции в конце XIX – начале XX в. (его идеи излагались, среди прочего, в основанном Р. еженедельнике «Critique philosophique»). Член Академии моральных и политических наук (1900). Полагая вслед за Кантом, что познание достигает лишь феноменов, Р. вместе с тем переработал и дополнил критицизм, отказавшись от идеи вещи в себе и противопоставив традиционной метафизике с ее понятием субстанции персонализм – учение о личности как носительнице свободы. Свобода приобретает в концепции Р. статус не только практического, но и теоретического принципа, основы интеллектуальных представлений, достоверности знаний (в этом сказалось влияние на Р. идей Ж. Лекье). Поскольку с очевидностью человек познает лишь простые феномены, все более сложное, формирующее систему убеждений, базируется на рациональной вере, непременным условием которой является свобода выбора. К дилемме свободы и детерминизма сводятся в конечном счете все антиномии прежней метафизики, разрешить которые можно исходя из принципа свободы, логически задающего определенную систему представлений о мире (в том числе и финитизм – идею о конечности мира, ставшую одной из ведущих тем Р.). Среди форм, упорядочивающих представления, т.е. категорий рассудка, Р. выделял в качестве главной категорию отношения; далее следовали категории числа, пространства, времени, качества, причины, цели и личности. В моральной философии Р. свобода воли рассматривается как причина зла, существующего в мире. Именно действие свободной воли привело к краху первобытного справедливого общества, однако в ней заключен и залог будущего восстановления совершенного общества, нравственного порядка. Взамен философии истории, исходящей из идеи законов исторического развития, Р., противник детерминизма, предложил свою «ухронию» – исторический набросок того, как могло бы развиваться европейское общество, если бы не пала Римская империя. Религиозная концепция Р., разработанная в поздний период его творчества, опирается на идею Бога как источника нравственного порядка, гаранта закона справедливости, требующего от каждого исполнения долга.
Соч.: Manuel de philosophie moderne. P., 1842; Manuel de philosophie ancienne. V. 1–2. P., 1844; Essais de critique générale. V. 1–4. P., 1851–1864; Uchronie. P., 1857; La science de la morale. P., 1869; Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. V. 1–2. P., 1885–1886; Philosophie analytique de l’histoire. V. 1–4. P., 1896–1898; La nouvelle monadologie. P., 1899; Dilemmas de la métaphysique pure. P., 1901; Le personnalisme. P., 1902. Лит.: Введенский, A. Очерк современной французской философии. Харьков, 1894; Лапшин, И.И. Неокритицизм Шарля Ренувье // Новые идеи в философии. 1914. № 13; Левитов, Н. Шарль Ренувье и общие принципы его гносеологии // Вопросы философии и психологии. 1915. № 127; Séaille, G. La philosophie de Ch. Renouvier. P., 1905; Verneaux, R. L’idéalisme de Renouvier. P., 1945; Idem. Esquisse d’une théorie de la connaissance. Critique du néo-criticisme. P., 1955.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

РЕНУВЬЕ Шарль

(1 янв. 1815 – 25 авг. 1903) – франц. бурж. философ, глава т.н. неокритицизма. В лице Р. филос. мысль обратилась к кантианской философии за 10 лет до появления лозунга "Назад к Канту!", возвестившего о рождении нем. неокантианства. В юности Р. испытал влияние сенсимонизма; в дальнейшем проделал эволюцию от эклектизма (усвоенного под влиянием Кузена) к Канту и неокритицизму, а позже – к персонализму. Исходя из кантовского понимания философии как критики принципов познания, Р. ставит вопрос о необходимости предпосылок познания. Исходным пунктом философии должно быть самоочевидное. В качестве такового Р. выдвигает реальность состояний сознания и строит субъективно-идеалистич. теорию познания. Осн. тезис гносеологии Р. – нет объекта без субъекта и нет субъекта без объекта – в дальнейшем развивают представители имманентной философии и эмпириокритицизма. Т.о., Р. отказывается от "вещи в себе" и возвращается к феноменализму Юма. Однако от Канта Р. наследует принцип априори. Ленин характеризовал философию Р. как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Соч., т. 14, с. 198). Под влиянием Канта же Р. строит таблицу категорий, в ранг к-рых с упразднением "вещи в себе" Р. производит пространство и время, выступавшие у Канта как формы чувственности. Главные среди категорий Р. – отношение и число. Категории призваны объединить и придать логич. связность миру, к-рый представляется Р. как мир множественных, конечных по числу элементов, не подчиненных необходимости. Т.о., от субстанции Р. отказывается только на словах. Противоречиво с т. зр. феноменализма и само стремление Р. построить образ мира как такового и постулировать тезисы реальности: 1) Тождество личного "Я". 2) Тождество внешнего мира. 3) Тождество других "Я". 4) Соответствие законов мира законам познания. С занятой Р. позиции имманентизма истина неотличима от заблуждения. Р. принимает психологич. и волюнтаристич. трактовку истины, впоследствии развитую прагматистом Джемсом. Сложные филос. построения Р., к-рые зиждятся на понятиях финитизма, плюрализма, индетерминизма, могут быть усвоены в связи с гл. задачей Р. – "оправдание такого миропонимания, где бы было место для свободы и творчества множественности духовных существ" и где "...нравственная ответственность возможна, ибо в мире нет никакой dura necessitas (необходимости. – Ред.), мы не только составляем его, но в известной мере мы и д е л а е м е г о" (Лапшин И. И., "Неокритицизм Шарля Ренувье", см. всб. "Новые идеи в философии",No 13, СПБ, 1914, с. 106, см. также с. 94). Эта персоналистич. интуиция руководила Р. при "решении" кантовских антиномий, в к-рых он принимает тезисы. Философия Р. представляет собой то ответвление послекантианской мысли, к-рое находит центр тяжести в практич. разуме, т.е. в нравственности. Причем, если для Канта нравств. закон – предмет веры, то в интерпретации Р. он может быть понят как факт, ибо свобода воли для него является фактом. Вместе с тем, если у Канта практич. разум может служить основанием для реконструкции теории познания, то у Р., объявившего об упразднении "вещи в себе", он конструктивно бессилен. Р. не только создал школу (О. Гамелен, Пиллон, Рабье, Дориак, Брошар и др.), он оказал заметное влияние на ряд филос. иррационалистич. направлений: прагматизм, персонализм, интуитивизм и др. В частности, идея Бергсона о мире как сложной пульсации ведет свою родословную от философии Р. В целом, несмотря на стремление продолжить дело Канта и совершенствовать критицизм, Р. оказался автором метафизич. системы догматич. типа. Соч.: Manuel de philosophie moderne, P., 1842; Manuel de philosophie ancienne, v. 1–2, P., 1844; Essais de critique g?n?rale, v. 1–4, P., 1854–64; Science de la morale, v. 1–2, P., 1869; Esquisse d´une classification syst?matique des doctrines philosophiques, v. 1–2, P., 1885–86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903. Лит.: Введенский ?., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1959, с. 481–85; Janssens E., Le n?o-criticisme de Ch. Renouvier, Louvain, 1904; S?ailles G., La philosophie de Ch. Renouvier, P., 1905; Bridel P., Ch. Renouvier (1818–1903) et sa philosophie, Lausanne, 1905; ?rat L., Ch. Renouvier, philosophie, Poitiers–Ari?ge, 1937; Verneaux R., L´id?alisme de Renouvier, P., 1945; его жe, Renouvier, disciple et critique de Kant, P., 1945; eго жe, Esquisse d´une th?orie de la connaissance. Critique du n?o-criticisme, P., 1955; Laberthonni?r? (le p?re), Critique des la?cisme, P., 1948; Hansen V., Ch. Renouvier, Kbh, 1962.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РЕНУВЬЕ Шарль
1 января 1815, Монпелье — 1 сентября 1903, Праде) — основатель французского неокритицизма. Испытав влияние позитивизма О. Конта, а затем Д. Юма, он интерпретирует философию И. Канта как неокритицизм, который усматривает задачу философии в критике познания и в преодолении спекулятивных систем немецкого идеализма. С этим связано его отрицание метафизики и отказ от понятий прежней философии (субстанция, материя, бесконечное, абсолют и др.) как от идолов, характерных для религии философов и вполне сопоставимых с фетишами ранних форм религии. И в философии Канта сохранились остатки метафизики (признание вещи-в-себе, ноуменов, допущение детерминизма и пр.), от которых необходимо очистить его философию. Всякое познание релятивно — таков исходный пункт неокритицизма. Познание имеет дело с отношениями между феноменами. На место понятия субстанции следует поставить понятие закона, понятого как отношение, и функциональное отношение. Закон — это отношение между явлениями, или феноменами. Объективный порядок — это синтез отношений, синтез синтезов и т. д. Философия является критикой познания, теоретическим постижением общих законов познания и уяснением его границ. Все категории следует свести к категории отношения, которая является фундаментальной формой мышления. Все возможные соотношения включают в себя сознание, определяясь и объединяясь им. Феномены существуют только в представлении, или в репрезентативном отношении. Тем самым они вновь возвращают нас к сознанию как первичному и творческому акту, являющемуся источником репрезентации. Критикуя классификацию категорий Канта за искусственность, Ренувье кладет в основание своей схемы категорий отношение тезиса, антитезиса и синтеза и создает таблицу из 9 фундаментальных категорий, развертываемых в 27 производных категорий. Так, категория «отношение» развертывается в категории «различение» (тезис), затем — «идентификация» (антитезис) и, наконец, — «определение» (синтез). Это построение системы категорий более искусственно, чем схема категорий Канта. Ренувье подчеркивает, что Кант умалил значение личности в философии, и называет неокритицизм персонализмом. Сознание понято им как основа бытия, а личность как телеологический принцип, объединяющий мир представлений и мир свободы. Личность мыслится им как принцип целеполагания, неподвластный законам каузальности. Свобода — основная предпосылка философии. Она является принципом индивидуации и составляет основу жизни личности и всего его творчества, даже науки. В конце своей жизни он приходит к идеям монадологии, которая утверждает множественность духовных существ — нравственно ответственных личностей, формирующих мир на основе законов познания и морали. На основе понятия свободы Ренувье строит свою философию истории. Не приемля исторического фатализма и детерминизма, он стремится осмыслить исторический процесс на основе моральных законов. Поэтому Ренувье говорит об историческом прогрессе, коль скоро предпосылкой истории является свобода. Непрерывность исторического прогресса нарушается силами зла, выражающимися в войнах. В своей этике Ренувье исходит из того, что человек — разумное существо и стремится сохранить и расширить область свободы. Господство разума и справедливости ведет к свободе и гармонии. Господство неразумия и несправедливости — к рабству и кастовости. В противовес утилитаризму он подчеркивал значение таких этических категорий, как долг, категорический императив, автономия разума. Идеалы нравственного совершенства ведут, по его мнению, к утверждению веры в Бога. Осознавая опасности католицизма во Франции конца 19 в., он проявлял симпатии к протестантизму и к республиканским, демократическим идеалам. Ренувье создал школу критического рационализма во Франции (О. Гамелен, Ф. Эвелин, В. Брошар, Д. Пароди, Л. Брюнсвик и др.) и оказал влияние как на критический анализ науки (К. Бернар, О. Курно, П. Дюэм, П. Бугру, Э. Мейерсон, А. Навиль и др.), так и на формирование идей А. Бергсона.
Соч.: Essai de critique generale: 1. Traite de logique generale et de logique formelle. P., 1854; v. 2. Traite de psychologie rationelle. P., 1859; v. 3. Les principes de la nature. P., 1864; v. 4. Introduction a la philosophiche analytique de 1 histoire. P., 1897; La science de la morale. P., 1869; Esquisse dune classification systematique des doctrines philosophiques, 2 vol. P., 1886; Philosophie analytique de lhistoire. P., 1897; La nouvelle monadologie. P., 1898; Le personalisme. P., 1903; La recherche dune premiere verite. P., 1924
Лит.: Hamelin 0. Le systeme de Renouvier. P., 1927; Prat L. Ch. Renouvier, philosophe. Sa doctrine, sa vie. Poitiers-Ariege, 1937; VemeauxR. Esquisse dune theorie de la connaissance. Critique du neocriticisme. P., 1955; Лапшин И. И. Неокритицизм Шарля Ренувье.— В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, вып. 13.

Источник: Новая философская энциклопедия